проект интуитивное рисование
проект по рисованию

Марченко Светлана Анатольевна

Проект художественно-эстетического развития дошкольников 4-7 лет "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_ituitivnoe_risovanie.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  художественно-эстетического развития дошкольников 4-7 лет "

Интуитивное  рисование"

 

Марченко Светлана Анатольевна

тип проекта — долгосрочный 1год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рисование является одним из важнейших средств воспитания всесторонней, гармонично развитой личности дошкольника. Этот вид деятельности тесно связан с самостоятельной практической и творческой активностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся изодеятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Меня заинтересовал уникальный метод правополушарного рисования, который успешно применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах, кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому». Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе исследований профессора Роджера Сперри (психобиолог, лауреат Нобелевской премии в области деятельности головного мозга). Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим (термин Бетти Эдвардс). Таким образом, Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, 2 каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария, а именно:

  • видеть контуры вместо фигуры;
  • различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон);  
  • видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);
  • видеть работу света и тени;
  • собирать отдельные элементы в целостное восприятие.

Основные навыки Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и двух тренировочных.

Базовые навыки:

1. Восприятие краёв.

2. Восприятие пространства.

3. Восприятие соотношений.

4. Восприятие света и тени.

5. Восприятие целостного образа.

Тренировочные навыки:

1. Рисование по памяти

2. Рисование при помощи воображения Преимущества правополушарного рисования:

1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу, тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.

2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость.

3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.

4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.

Польза методики

1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля» 3 с использованием одного только воображения.

2. Это волшебное путешествие к источнику своих собственных творческих способностей, приобретение чувства вдохновения. Рисование правым полушарием - это психологический тренинг креативности, снятие стереотипов восприятия, мышления, видения, а также тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики.

3. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления человека, позволяет внести необходимую долю творчества в жизни и развитии ребенка, помогает достичь расслабленности и гармонии внутреннего мира.

4. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Популярность метода Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работать без усталости, вдохновенно. Используемый метод: – позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна Развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с использованием метода правополушарного рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира» с использованием установки говорить. Занятия  для ребенка – это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа; это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим детям.

Актуальность

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

4 Цель - развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей детей через методику правополушарного рисования.

Задачи: Обучающая - учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные навыки в процессе рисования.

Развивающая - развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная - формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи  первого года обучения:

1. Вызвать интерес к изобразительной деятельности у ребенка и желание рисовать.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

5. Развитие связной речи и интеллектуального мышления.

 Задачи  второго года обучения:

1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок, интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

4. Развивать описательные, комментирующие функции речи. Учить обобщать, противопоставлять и рассуждать.

Проект  составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово - потешки, загадки. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, идёт развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи дошкольников. 2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, позволяющие  уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Занятия  не носят форму «изучения и обучения». Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, игры, беседы. В программу включены:

1. Задания, предполагающие знакомство и освоение навыков работы кистью, гуашью, рисования пальчиками, рисования с игнорированием границ листа, использование некоторых видов техники нетрадиционного рисования:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

  • отпечатки листьев;
  •  рисунки из ладошек;
  •  волшебные веревочки;
  •  монотипия;
  • печать по трафарету.

2. Упражнения, которые помогут дать волю правому полушарию и абстрактному мышлению, будут способствовать развитию воображения.

3. Материалы занятий подобраны таким образом, что позволяет углубить или сократить задания, данные детям и предполагающие возможность замены одних художественных приемов другими по выбору педагога и с учетом особенностей и подготовленности ребенка. 4. Создание индивидуальных и коллективных работ, подготовка творческих выставок, участие в творческих конкурсах. 6 Каждое занятие с ребенком в кружке – это маленькая игра, позволяющая детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Занятия способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия – 20-30 минут.

Групповые занятия

Принципы проведения занятий:

 

  1. системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  2.  наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;  цикличность построения занятия – занятия строятся на основе предыдущего занятия;
  3. доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  4.  проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  5.  развивающий и воспитательный характер обучения – занятия направлены на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Материалы:

  •  акварельные краски, гуашь;
  •  ватные палочки;
  •  поролоновые печатки;
  •  коктейльные трубочки;
  •  палочки или старые стержни для процарапывания;
  •  матерчатые салфетки;
  •  стаканы для воды;
  •  подставки под кисти;
  •  кисти;
  •  клеенка;
  • фартуки и нарукавники.

Приемы и методы, используемые на занятиях :

  • эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
  • практические упражнения,
  • дидактические игры;
  •  словесные методы и приемы – рассказы,
  • беседы,
  • художественное слово,
  • педагогическая драматизация,
  • объяснение, пояснение,
  • педагогическая оценка;
  • наглядные методы и приемы – наблюдение,
  • рассматривание, показ образца,
  • показ способов выполнения и др.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

Формы подведения итогов реализации проекта:

 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Участие выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

 Творческий отчет .

Ожидаемые результаты освоения :

  • Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с определенной темой.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Развиваются навыки дошкольников по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведению и экспериментированию.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.
  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Овладение простейшими операциями (работы с гуашью и акварелью, карандашом).

 Формирование навыков трудовой деятельности. Оценка результативности  по критерию сформированности уровня художественно – эстетического развития детей проводится два раза в год (декабрь, май).

Литература:

1. Бетти Эдвардс http :// www. drawright. Com/ 8

2. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. 27. ww w naydisebya ru Студия правополушарного рисования

3. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.

4. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, ww w naydisebya ru 5. Ворушило Н.С. "Программа кружка "Карандашик", г. Чистополь, Республика Татарстан (материалы электронного журнала "Дошкольник")

6. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ"Золотой ключик" (материалы электронного журнала "Дошкольник")

7. Дворниченко А.В. ИЗО кружок "Каляка – маляка", воспитатель МБДОУ №47 «Радость» г. Псков (материалы электронного журнала "Дошкольник")

8. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с. 11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

12. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

13. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

14. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 15. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

17. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

18. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

19. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 20. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

21. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

22. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 9 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

24. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.

25. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «МозаикаСинтез», 2007г. 26. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

27. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.

28. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

29. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006

30. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. 31. Страунинг А. «ТРИЗ в развитии изобразительной деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Интуитивное рисование"

Мастер-класс для педагогов: "Интуитивное рисование"...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Волшебница осень» (Правополушарное рисование, интуитивное рисование, рисование по мокрому)

Подробный конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования....

Нетрадиционная техника в изобразительной деятельности – правополушарное (интуитивное) рисование. Пейзажи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №61 «Семицветик» Старооскольского городского округа       Мастер-класс для воспи...

"Интуитивное рисование - помощь родителям и детям в период самоизоляции".

Многие художники отмечают, что они видят вещи иначе в процессе рисования. Исчезает чувство времени, и слова улетучиваются из сознания.Художники говорят, что при этом они остаются в полном сознани...

Консультация для воспитателей «Правополушарное интуитивное рисование»

Консультация для воспитателей «Правополушарное интуитивное рисование»...

Консультация для педагогов «Правополушарное интуитивное рисование - современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты карти...

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему «Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему«Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам...