Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему «Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»
консультация

Карнаухова Елена Владимировна

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему

«Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov_pravopolusharnoe_risovanie.docx215.77 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

муниципального образования города Братска

________________________________________________

665724, Иркутская область, г. Братск, ул. Рябикова, 20    

Телефон (3953) 42-69-02, 42-78-04

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему

«Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Подготовила:

Воспитатель

Карнаухова Е.В.

https://i.ytimg.com/vi/9zm4hvVcifk/maxresdefault.jpg

Братск

Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки. Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, вероисповедание, индивидуальные особенности личности.

Ученый психобиолог Роджер Сперри был награжден Нобелевской премией за свои выдающиеся достижения в области изучения головного мозга человека. Именно его исследования и полученные результаты стали основой для разработки метода интуитивного рисования. Большую работу в разработке данного метода живописи проделала преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс. Она издала несколько книг, где подробнейшим образом рассказывается все, что касается активизации работы правой части головного мозга и создания художественных шедевров руками обычных людей. Благодаря этим ученым и их последователям техника правополушарной живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.

Суть техники правополушарного рисования

Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т. д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи. Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга. Художник воспринимает окружающий мир иначе, он не опирается на память, где хранится информация об объекте, а воспринимает объект таким, каким он предстал перед ним. Человек сравнивает его размер с иными предметами, определяет отношение отдельных его частей к его целому образу, видит цвет, световую гамму, тени и полутени, его расположение в пространстве. Таким образом, художник создает картину, объединив все параметры в единое целое. Результат работы – картина, но вот результат использования метода интуитивного рисования не только изображение, но и проявление внутренней натуры человека, это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию, эмоциям. Это происходит по причине того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует.

КАРТИНА — ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

Этапы и стадии развития детского рисунка 1 год. Начиная, примерно, с года у маленького человечка появляется тяга к прекрасному, к живописи. Малыш может создавать десятки рисунков за считанные минуты. Большое удовольствие доставляет процесс «каляканья-маляканья» карандашом или кистью с краской на листе бумаги — творческий процесс поглощает с головой ребенка. Но родители настойчиво просят рассказать, что изображено. Обычные каракули начинают превращаться в разные объекты, при этом через считанные минуты один и тот же рисунок может обозначать совершенно неимеющие ничего общего между собой вещи.

Достигнув 2-3 лет, ребенок начинает осознавать, что изображение должно что-то обозначать, то есть необходимо найти сходство с объектом в реальном мире. Начинается процесс накопления символов, например, круг превращается в лицо, две точки становятся глазами, небольшая вертикальная черта посередине круга является изображением носа. Такими же символами пользуются и взрослые, когда рисуют свои картинки.

4 года. Примерно в 4 года ребенок начинает рисовать пейзажи, чаще всего это выглядит как полоска коричневой земли, покрытая полоской зеленой травы, прямоугольный дом с треугольной крышей, дерево, круглое солнышко и пятна – тучки.

5-6 лет. Около 6 лет у детей появляются кумиры, чаще всего это мультипликационные герои или персонажи из любимых книг, которым очень хочется подражать. Именно их старается нарисовать ребенок яркими красками, чтоб привлечь всеобщее внимание к своей работе и супергерою, который ему так дорог. 11-12 лет. Достигнув 11-12 лет, ребенок старается максимально реалистично изображать различные предметы и явления природы. Появляется желание рисовать «живые» картины, которые будут иметь максимальное сходство с действительностью. Как правило, если ребенок неудовлетворен результатом своего труда и рисунок не вызывает у него чувство гордости, то интерес к живописи постепенно угасает, пропадает желание рисовать и развивать свои художественные навыки. Те же, кто не теряет энтузиазма и продолжает рисовать и в более взрослом возрасте, чаще всего добивается немалых успехов в области изобразительного искусства. Таким образом, если взрослому человеку предлагают что-либо нарисовать на обычном листе бумаги, то начинает активно работать левое полушарие и именно оно диктует символы, которые хранятся тут еще с детства. Из символов складывается весь рисунок. Набор символов индивидуален у каждого человека, поэтому некоторые работы получаются лучше, некоторые хуже, но они мало чем отличаются от работ этого человека в возрасте 10-13 лет. Это объясняется тем, что до 3 лет у детей ведущую роль занимает правое полушарие, но затем начинает доминировать левое полушарие и все, что делает ребенок, начинает контролировать логика. Именно интуитивная живопись позволяет временно погасить активность левого полушария головного мозга и включить в работу творческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Поэтому рекомендуется проводить занятия интуитивным рисованием с детьми старше 3 лет, чтобы максимально развивать творческие задатки, подаренные природой с рождения. Правополушарное рисование позволяет почувствовать себя художником любому человеку. В Европе и США правополушарную живопись советуют изучать бизнесменам, так как им постоянно необходимо находить новые идеи. Данный метод рисования позволяет улучшить производительность мозга приблизительно в 5 раз, особенно это касается творческого потенциала. Процветание и успех в бизнесе достигается успехами в творчестве.

Польза правополушарного рисования

Арт-терапия является мощнейшим приемом в психологии, который направлен на выявление, осознание и пути борьбы с серьезными «взрослыми» проблемами в детском возрасте. Хорошему практикующему психологу не составит большого труда выявить проблемы по рисунку ребенка, чаще всего они заключаются в проявлении страха, гнева, агрессии, замкнутости, неуверенности в своих силах. В силу своего возраста маленький человек не может объяснить то, что происходит в его душе, поделится своими чувствами, рассказать о тревогах и переживаниях. Об этих чувствах будут свидетельствовать цветовая гамма, характер и направленность линий, композиция и другие особенности.

ПРАВОПОЛУШАРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫРАЗИТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, СОСТОЯНИЕ НА БУМАГЕ ЧЕРЕЗ КАРТИНКИ

Например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека. Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет: проявить индивидуальность; самореализовывать свои творческие способности; самовыражаться через рисунок; получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом; бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями; поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»; избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния. Арт-терапия является щадящим, но эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные. Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально. Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.

Самое главное правило данной техники — нет никаких правил. Логику и обдумывание будущей работы следует исключить. Рисуйте любыми кисточками и красками, можно использовать руки, начинайте с любого элемента и выходите за пределы холста — не думайте о процессе, наслаждайтесь им! Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета. Для тех, кто решил подойти более серьезно к вопросу рекомендуется выполнять следующие техники:

• рисование вверх ногами;

• контурное рисование;

• рисование с видоискателем.

Они направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат.

Техника правополушарного рисования. Рисование вверх ногами.

Выберите простой графический рисунок. Лучше всего попросить это сделать кого-нибудь за вас, чтобы не видеть оригинал картинки и не успеть ее рассмотреть и сохранить в голове определенный образ.

Рисование вверх ногами

Положите изображение перед собой вверх ногами, для большей эффективности прикройте часть картинки бумагой. Вам надо перерисовать то, что вы видите, не задумываясь о том, что изображено. Начинайте с любой детали и места. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование.

Для выполнения упражнения приготовьте контурный рисунок, лист бумаги, карандаш и липкую ленту. Приклейте скотчем бумагу к столу, рабочая рука лежит на столе. На протяжении 5 минут (поставьте таймер на телефоне) смотрите на картинку и повторяйте все линии на чистом листе бумаги, но не подглядывайте. Здесь важен не результат, а синхронизации зрения и движение рабочей руки.

Контурное рисование. Рисование с видоискателем.

Смастерите себе следующий инструмент: вырежьте рамку из плотной бумаги, в центр приклейте экран из прозрачного пластика. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Перманентным маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.

Творчество положительно отражается на всей жизни человека и помогает приобрести внутреннюю гармонию. Правополушарное рисование является одной из разновидностей арт-терапии, которая эффективно расслабляет, заряжает положительными эмоциями и раскрывает творческий потенциал личности.

Консультация для педагогов «Правополушарное рисование»

Правополушарное рисование – это система, которая помогает людям менять свою жизнь, раскрывать свои внутренние ресурсы, возможности. Благодаря правополушарному рисованию, человек учится иначе смотреть на привычное и находить новые пути решения своих задач.

О методе Данный метод рисования основала американская художница Бетти Эдвардс. Именно она разработала специальные упражнения, которые помогают задействовать правое полушарие мозга, «П-режим». В процессе такого режима работа левого полушария на время не активно, благодаря чему, человек не анализируя сразу переносить свое видение объекта на лист бумаги. Критическое виденье отсутствует в этот момент и человек не думает, как это должно выглядеть, он просто рисует желаемое. Методики Бетти Эдвардс получили широкую известность во все мире, однако сегодня многие художники уже имеют свои наработки в технике правополушарного рисования. К таким упражнениям относятся, например, рисование пальцами или рисование с игнорированием границ листа.

В отличие от обучения традиционных методов рисования, правополушарному рисованию можно быстро обучиться за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы. При повышении работы правого полушария и уравновешивания его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга повышается до пяти раз, улучшается скорость принятия решений, включается режим вдохновения, и внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех сферах жизни, что в несколько раз улучшает уровень качества жизни человека.

Что такое правополушарное рисование?

Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.

Левое полушарие отвечает за логику, разумный подход, критический взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и разумный подход. Человек с более развитым левым полушарием, чаще всего, ответственный, рациональный, логичный, принципиальный.

Правое полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь все, что помогает мыслить нестандартно, а такой навык нужен не только людям творческих профессий (художникам, писателям, музыкантам и т.д.). Даже если вы всю жизнь работаете экономистом, развитие именно правого полушария откроет для вас новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает нашу жизнь яркой, неповторимой и насыщенной. Особенности правополушарного рисования. Чтобы использовать этот метод, вам вовсе не обязательно быть талантливым художником. Правополушарное рисование особенно подойдет Вам, если Вы совсем не умеете рисовать. Кстати, именно этот метод позволяет многим раскрыть в себе способности к живописи и другим техникам рисования.

Поэтому если Вы всю жизнь считали, что никогда не сможете нарисовать на бумаге что-то более серьезное, чем «каракули», то Вам стоит порисовать в данной технике, чтобы узнать, насколько безграничны ваши возможности! Такой метод выполняет мощную психологическую и даже терапевтическую функцию. Благодаря правополушарному рисованию человек может освободиться от собственных ограничений, убеждений, блоков. Он становится более открытым для восприятия нового, начинает мыслить креативно и находит необычные решения в привычных ситуациях.

Человек легче проживает стрессы и проходит кризисные ситуации, начинает видеть новые возможности в своей жизни и применять их. Вы отпускаете свои эмоции через воспроизведение их на бумаге.

Таким образом, Вы снимаете защитный блок в виде тотального контроля разума, блокирующего все «нерациональное» и начинаете лучше и ярче воспринимать жизнь. Благодаря этому, вы становитесь более внимательными к людям и окружающему миру, видите больше деталей и более полноценно проживаете каждое мгновение своей жизни. Правополушарным рисованием могут заниматься люди независимо от возраста и пола, оно подойдет каждому.

Техника правополушарного рисования.

В первую очередь, стоит отметить, что правополушарное рисование имеет мало общего с академическим художественным образованием. В классических школах больше внимания уделяется именно технике рисования, а в методе правополушарного рисования – художественному видению и восприятию. На занятиях вы будете, прежде всего, учиться видеть предмет, чувствовать связь между рукой и предметом, чтобы получался красивый рисунок, а не непонятно что. Кроме того, правополушарное рисование – быстрый, интуитивный метод творчества, что дает возможность отключить логику и критичную оценку происходящего.

Для активизации правого полушария используются специальные техники, благодаря которым маленькую картину можно написать за 5 минут, а большую – всего за полчаса. За одно занятия вы не станете Шишкиным или Рембрандтом, однако точно убедитесь, что можете рисовать и мыслить, как художник!

Есть такая динамика: если человек никогда не брал кисточку в руки, он сможет после первого занятия нарисовать большую картину размером 60 на 90 сантиметров. Почему такая скорость? При рисовании активируется творческая часть мозга – правое полушарие.

В школе художественной обучают рисовать в левополушарном режиме, по этому такое длительное время обучения. Здесь все обстоит по-другому: специальные техники, разработанные художником психологом, позволяют включить правополушарный режим у любого человека.

Почему рекомендуется правополушарное рисование?

В детстве все любили рисовать и смотрели на жизнь с интересом, с любопытством. Вырастая, ребенок встречается с критикой, и закрывает в себе желание творить. Творчество постепенно уходит из жизни большинства людей, и начинает преобладать рациональное отношение к жизни. Без творческого отношения к жизни, довольно сложно мечтать и желать большего, сложно расслабиться и довериться происходящему.

Вся жизнь проходит в стрессе и во внутреннем напряжение, что сильно отражается не только на качестве жизни, но и на здоровье. В процессе правополушарного рисования, тело расслабляется и оздоравливается, уходит все напряжение, скрытые ресурсы активируются и у человека проявляются способности. Когда Вы рисуете с помощью правополушарного рисования, у Вас поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение, и вы ощущаете творческий подъем.

Творческое состояние переносится на все сферы Вашей жизни: пение, танцы, дизайн, кулинария, отношения. Вы начинаете верить в свои силы и в то, что Вы – ТВОРЧЕСКИЙ человек. Мир вокруг становится интереснее, ярче. Появляется интуиция и сверхчувствительность. Вы сможете самостоятельно обучить родственников, друзей или знакомых этому замечательному методу рисования. Особенно детям понравится рисовать в технике правополушарного рисования, ведь это очень просто и быстро. Проводя совместное время с близкими, Вы не только приятно отдохнете, но и улучшите Ваше взаимоотношения. Ваши работы будут показывать результат Ваших достижений, это добавит Вам уверенности в себе, и в свои начинания. У Вас появится возможность создавать подарки знакомым и близким!

Литература

1. Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника» / «Drawing on the Right Side of the Brain2 Попурри, 2012 г.

2. Бетти Эдвардс. Правополушарное рисование. Открой в себе художника. Август, 2013г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991 г.

4. Ты - Художник! Рубрика: Рисование, живопись, Увлечения, хобби. Попурри, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. «От изобразительной деятельности к творчеству»

Занимаз   занимаясь  изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности на тему: «Зимний лес» (для детей второй группы раннего возраста) с использованием нетрадиционной техники рисования

Знакомство детей с нетрадиционными методами рисования (наносить рисунок мятой бумагой); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию....

Консультация для воспитателей "Руководство изобразительной деятельностью по нетрадиционным видам рисования в средней группе"

в консультации  перечислены методы и приёмы руководства изобразительной деятельностью по нетрадиционным видам рисования, перечислены виды нетрадиционного рисования, освещены развивающие и воспита...

Правополушарное рисование – современный метод обучения дошкольников основам художественного видения.

Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать ...

Консультация для педагогов «Правополушарное интуитивное рисование - современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты карти...