Методическая разработка: "Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников "
методическая разработка (старшая группа)

Лесниченко Наталия Витальевна

Современной психологией и педагогикой давно доказан тот факт, что в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Недаром один из великих мыслителей Франции ХVIII века – Д.Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам». В связи с этим перед педагогом стоит задача найти пути оптимизации изобразительной деятельности с целью увеличения ее влияния на личность ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

         Биографии многих художников (О.А.Кипренского, А.Е.Егорова, И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, И.Э.Грабаря и др.) свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес к рисованию. В связи с этим ряд известных художников – педагогов отмечают целесообразность раннего приобщения детей к изобразительной деятельности. Так, К.П.Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует».

         Известный современный исследователь детского творчества Т.С.Комарова утверждает, что интерес к изобразительной деятельности возникает внутри самой  деятельности при условии, если ребенок получает удовлетворение от неё. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к изобразительной деятельности. Между тем именно на основе интереса к изобразительной деятельности, возникающего у ребенка в раннем и дошкольном возрасте впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Сегодня  идет поиск средств развития детского изобразительного творчества. Формальный подход к развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться изобразительным материалом. Дети в свободное время почти не рисуют, количество занятий уменьшено, сами педагоги недостаточно владеют техникой рисования, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут терять интерес к творчеству.

Поиск условий и средств, создающих у детей ощущение радости, творчества, преодоления составляет особую задачу для педагога – исследователя. В этой связи  наше внимание было сосредоточено на изучение воспитательного потенциала педагогической оценки детских творческих работ. Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только педагогом, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей. Оценка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. Однако каждый воспитатель  ежедневно и ежечасно самостоятельно решает одну и ту же задачу – за что хвалит ребенка, какие стороны его поведения, или результаты его усилий (рисунок или лепка) могли бы дать повод для положительной оценки личности малыша. Поставленные вопросы и послужили основанием нашего исследования.

         Проблема исследования заключается в  том, чтобы выяснить  влияние педагогической оценки на стимулирование интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников.

Цель исследования – выявить влияние педагогической оценки на развитие и поддержание интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогическая оценка детских работ как метод развития интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников на занятиях по рисованию.

Гипотеза исследования: педагогическая оценка детских работ может  способствовать  развитию интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи исследования:

  1. Раскрыть современные исследовательские подходы к определению сущности интереса; выявить этапы развития интереса в контексте генезиса изобразительной деятельности у ребенка раннего  и дошкольного возраста; выявить объективные и субъективные факторы развития интереса к изобразительной деятельности в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. Выявить суть педагогической оценки, ее влияние на развитие интереса к изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста, изучить  методику оценки детских работ.
  3. Конкретизировать критерии и показатели оценки уровней развития  интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; подобрать диагностические задания, выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Опытно-практическим путем проверить влияние педагогической оценки на развитие интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников.
  5. Разработать методические рекомендации для воспитателей детских садов по применению педагогической оценки продуктов детской художественно-творческой деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, включенное наблюдение процесса рисования дошкольников, анализ продуктов детской деятельности, проектирование системы работы с детьми, методы математической статистики и обработки результатов эксперимента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._razrabotka.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников Лесниченко Наталия Витальевна

Слайд 2

Цель – выявить влияние педагогической оценки на развитие и поддержание интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Объект – процесс развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет – педагогическая оценка детских работ как метод развития интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников на занятиях по рисованию .

Слайд 3

Гипотеза – педагогическая оценка детских работ может способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи исследования: Раскрыть современные исследовательские подходы к определению сущности интереса; выявить этапы развития интереса в контексте генезиса изобразительной деятельности у ребенка раннего и дошкольного возраста; выявить объективные и субъективные факторы развития интереса к изобразительной деятельности в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения. Выявить суть педагогической оценки, ее влияние на развитие интереса к изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста, изучить методику оценки детских работ. Конкретизировать критерии и показатели оценки уровней развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; подобрать диагностические задания, выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опытно-практическим путем проверить влияние педагогической оценки на развитие интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников. Разработать методические рекомендации для воспитателей детских садов по применению педагогической оценки продуктов детской художественно-творческой деятельности.

Слайд 5

Опытно – экспериментальная работа:

Слайд 6

Цель и задачи констатирующего этапа: Цель : изучение уровня развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : Конкретизировать критерии и показатели оценки уровней развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; Подобрать диагностические задания и выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе решения первой задачи констатирующего этапа опытно-практической работы сформулированы следующие критерии оценки уровней развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: Предпочтение изобразительной деятельности в отличие от иного вида деятельности; Устойчивость интереса к изобразительной деятельности (время, которое ребёнок занимается изобразительной деятельностью в свободное от занятий время); Эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Слайд 7

Задания констатирующего эксперимента: 1. Наблюдение за ребёнком в самостоятельной деятельности. Цель - выявление предпочтений ребёнка той или иной деятельности. Мы вели непосредственное наблюдение за ребёнком в режимных процессах, в самостоятельной деятельности в течение дня . 2. Наблюдение за ребёнком в процессе непосредственно образовательной изобразительной деятельности Цель - изучение устойчивости интереса к изобразительной деятельности у ребёнка экспериментальной группы, эмоционального отношения к изобразительной деятельности . 3. Беседа с детьми (модификация теста Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.) Цель - изучение сферы интересов у дошкольников. З адание заключается в завершении предложений 4. Тест «Моё любимое занятие» (модификация «Методики распределения времени» С.Л.Рубинштейна ) Цель : изучение сферы интересов у дошкольников и предпочтения того или иного вида деятельности. Тест проводился индивидуально.

Слайд 8

Диаграмма начального уровня заинтересованности детей в изобразительной деятельности

Слайд 9

Цели формирующего этапа: Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности . Выявление влияния педагогической оценки на интерес к рисованию у детей.

Слайд 10

Система работы формирующего эксперимента : 1 «Мы во двор пошли гулять...» 2 «Хвойные деревья» 3 «Сказочные витражи» 4 «Украсим скатерть» 5 «Попасть бы мне однажды вдруг за Северный полярный круг!» 6 «Подарок для папы» 7 «Мы нарисуем мамочке красивые цветы» 8 «Ничего милее нет маминой улыбки» 9 «Сегодня март в календаре — весна в права вступает!» 10 «Золотая рыбка»

Слайд 11

Система работы формирующего эксперимента :

Слайд 12

Цель и задачи контрольного этапа: Цель - выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников и произвести сравнительный анализ результатов. Задачи : Выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Сравнить результаты диагностики на этапах констатирующего и контрольного эксперимента и выявить степень динамику интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников. Разработать методические рекомендации для воспитателей детских садов по применению педагогической оценки продуктов детской художественно-творческой деятельности.

Слайд 13

Сравнительная диаграмма уровня заинтересованности детей в изобразительной деятельности

Слайд 14

Методические рекомендации При оценке детских работ необходимо учитывать то, что существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого. Способы повышения персональной значимости педагогической оценки: 1. Систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка. 2. Актуализация тех потребностей и интересов, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам. 3. Варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка. 4. Применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди - те, кого он уважает и кому доверяет, в чьих руках находятся средства, способные удовлетворить наиболее важные интересы ребенка. Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов. Для этого следует раскрыть ребенку жизненный смысл того продукта, который он создает. Приготовить работу в подарок для мамы, другу или заболевшему ребенку, для малышей, оформить выставку в холле детского сада и т.п. Вот те стимулы, которые повышают мотивацию продуктивной художественно-творческой деятельности дошкольников.

Слайд 15

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"

Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема:  «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....

Тезисы на тему: "Методическое обеспечение проекта «Зоопарк» как средство развития навыков конструирования у старших дошкольников"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве одного из приоритетных видов активностив ДОУ детское конструирование, так как данный вид деятельности, направ...

Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как...

Методы развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников....