программа дополнительного образования "Юные художники" с детьми средней группы
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Гадеева Ирина Германовна

Программа раскрывает актуальность использования нетрадиционных техник рисования с целью развития творческих способностей детей. Представлен тематический план работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1»ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Программа дополнительного образования

 детей средней группы (4-5 лет) на 2019 – 2020 уч. год.

 «Юные художники»

(нетрадиционные техники рисования)

Автор программы: Гадеева И.Г. (воспитатель)

пгт. Пограничный

2019 г.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Ребенок  сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах , способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, учит детей работать с разнообразными художественными материалами, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.

Новизной и отличительной особенностью программы «Юные художники»  является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

обучающие:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

воспитательные:

 - Формировать способность наслаждаться многообразием используемых техник рисования и результатом своего труда, воспитывать художественный вкус.

развивающие : Развивать мелкую моторику рук, творческую активность, желание экспериментировать, стойкий интерес к рисованию, самостоятельность.

Методы и приемы обучения:        

-оттиск печатками из картофеля;

-оттиск пальца, ладони;

-оттиск вилкой;

 -оттиск крышкой;

-оттиск упаковочной пленкой с пузырьками;

-оттиск гофрированным картоном;

-оттиск листьми;

-оттиск комочком смятой бумаги;

-тычок  жесткой  кистью;

-тычок  ватной палочкой;

 - кляксография;

- рисование по мятой бумаге.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Организационно-методическое обеспечение работы кружка.

Возраст детей 4-5 лет.

Срок реализации  программы: 2019-2020 гг.

Режим занятий  среда-четверг 15.30

Наполняемость- 27 чел.

Форма проведения итогов - выставки детских работ, индивидуальные альбомы с работами детей в конце учебного года.

Ожидаемый результат:

·  Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

·  Расширение и обогащение художественного опыта.

·  Формирование предпосылок учебной деятельности.

·  Овладение простейшими операциями .

·  Формирование навыков трудовой деятельности.

· Развитие мелкой моторики рук.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.        

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

кисти.

 Оттиск  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисования по мятой бумаге

Средство выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкий лист (например, ксероксной бумаги), акварельные краски, кисть мягкая (номер на ваш вкус, какой предпочитаете рисовать), баночка с водой.

Способ получения изображения: на листе бумаги простым карандашом выполняем рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей.  Ребенок комкает лист (аккуратно, чтобы он не порвался), разглаживает лист на столе ладошками, раскашивает рисунок деталь за деталью.
Рисование ватной палочкой

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: лист с контурным изображением, гуашь, ватные палочки

Способ получения изображения: ребенок по контуру тычком рисует точки (либо заполняет весь рисунок точками определенного цвета) , при смене цвета берется новая палочка.
Необычное рисование: оттиски

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: любые безопасные, доступные материалы с текстуриновой поверхностью.

Кляксография с трубочкой

Средство выразительности: клякса, цвет, выдувание.

Материалы: альбомные листы; акварель, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках; кисти (пони или белка) №3, №5; трубочки для коктейля; баночка с водой; салфетка для рук.

Способ получения изображения: ребенок обмакивает кисть в краску и ставит каплю на лист бумаги (можно использовать пипетку), затем не касаясь кляксы, снизу вверх начинает раздувать кляксу в разные стороны. Недостающие детали дорисовываются.

Список используемой литературы:

Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные  занятия в ДОУ.

 © Семейная Кучка - Сайт для мамочек и бабушек. !


месяц

Тема НОД

Задачи

Материал

октябрь

«Осенний лес»

(оттиск листьями)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

«Яблоки в корзине»

(Оттиск картофелем и листом)

Учить детей делать оттиск разрезанным картофелем, совершенствовать умение  работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Картофель разрезанный пополам, засушенные листья, краска, кисти, тарелочки с поролоном, бумага.

«Гроздь винограда»

(оттиск листом, крышкой от пластиковой бутылки, либо указательным пальцем)

Учить детей делать оттиск крышкой, закреплять умение работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Пробки от пластиковых бутылок, засушенные листья, краска, кисти, тарелочки с поролоном, бумага.

«Осеннее дерево»

(оттиск мятой бумагой)

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Контурное изображение дерева без кроны, листы бумаги, краски гуашь.

ноябрь

«Курица с цыплятами»

(оттиск ладонью и пальцами)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони  и пальцев, дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы бумаги, гуашь желтого и черного цвета, тонкие кисточки.

«Обезьянка»

(оттиск ладонью + аппликация)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Учить дополнять изображение аппликацией. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы бумаги, коричневая гуашь, детали головы из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

«Осеннее дерево»

(рисование тычком жесткой кистью)

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Гриб» (рисование тычком ватной палочкой)

Продолжать учить детей рисовать тычком ватной палочкой, пополнять знания детей о грибах, развивать аккуратность.

Раскраска «Гриб», ватные палочки, гуашь.

декабрь

«Нарядная ветка ели» (рисование тычком ватной палочкой)

Продолжать учить детей рисовать тычком ватной палочкой, напомнить о приближающемся празднике, вызвать желание нарисовать ветку ели и украсить ее.

Контурное изображение ветки ели с новогодними шарами, ватные палочки, гуашь.

«Цыпленок» (оттиск вилкой)

Познакомить детей с рисованием «Оттиск вилкой», развивать желание дополнять рисунок деталями: глазки, клюв, лапки,  любым способом по выбору. Развивать творческие способности, воображение.

 Краски гуашь, пластиковые вилки.

Кисточки, фломастеры, цветная бумага, клей, восковые мелки и др.

«Умка» (тычком жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с вариантами изображения меха животных, развивать аккуратность, совершенствовать умение держать кисть вертикально изображению.

Контур медвежонка, жесткая кисть, белила, черная гуашь и ватная палочка.

«Новогодняя Ёлка» (оттиск вилкой + тычок  ватной палочкой )

Познакомить. детей с рисованием «Оттиск вилкой», развивать желание дополнять рисунок деталями: глазки, клюв, лапки,  любым способом по выбору. Развивать творческие способности, воображение

Изображение пенечка и вертикальной линии (ствола). Краски гуашь, пластиковые вилки.

Ватные палочки.

январь

«Лев» (оттиск ладонью +вилкой)

Учить детей совмещать разные техники рисования, развивать воображение, желание дополнять изображение деталями.

Краски гуашь, пластиковые вилки.

Кисточки, фломастеры, цветная бумага, клей, восковые мелки и др

«Ваза с цветами» (рисование тычком ватной палочкой)

Продолжать учить детей рисовать тычком ватной палочкой, развивать творчество, фантазию.

Аппликация «Ваза», ватные палочки, гуашь.

«Сова» (оттиск ладонью)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Учить дополнять изображение деталями по собственному выбору. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы бумаги,  гуашь,  кисточки, салфетки.

«Царевна лягушка» (оттиск ладонью + аппликация)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Учить дополнять изображение аппликацией. Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы бумаги,  гуашь, детали из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

февраль

«Петух» (оттиск вилкой)

Совершенствовать умение детей делать оттиск вилкой, продолжать учить детей накладывать оттиски разного цвета друг на друга.  Развивать творческие способности, воображение

Контурное изображение петуха. Краски гуашь, пластиковые вилки.

Кисточки.

«Цветик - семицветик» (рисование тычком ватной палочкой)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Контурное изображение цветка, краски гуашь, ватные палочки. Сказка «Цветик - семицветик».

«Розы» (оттиск гофрированным картоном)

Познакомить детей с рисованием роз и листочков оттиском гофрированного картона.

Печатки цветов и листиков из гофрированного картона, гуашь.

«Овечка» (оттиск гофрированным картоном)

Учить детей рисовать шерсть овечки печатками гофрированного картона, дополнять изображение деталями.

Печатки из гофрированного картона, краски, кисточки, контурное изображение овечки.

март

«Котенок» (тычком жесткой кистью)

Совершенствовать умение рисовать мех животных, развивать аккуратность, совершенствовать умение держать кисть вертикально изображению, дополнять изображение деталями по собственному усмотрению.

Контурное изображение котенка, жесткая кисть краски, оборудование на выбор.

«Подсолнух» (тычком жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей многообразием вариантов использования изображения тычком, развивать аккуратность, совершенствовать умение держать кисть вертикально изображению.

Контурное изображение цветка, жесткая кисть краски.

«Красивая прическа» »  (кляксография)

Познакомить с методом рисования «кляксография», с работой акварелью. Развивать фантазию и творчество, учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение по своему усмотрению.

Нарисованное на  листе бумаги лицо, трубочки для коктейля, акварельные краски кисточки или пипетки.

«Цветы»  (кляксография)

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение

Листы бумаги с нарисованным фоном, трубочки, краски, кисточки.

апрель

«Золотая рыбка» (рисование по мятой бумаге)

Познакомить детей с рисованием по мятой бумаге. Расширять знания детей о свойствах бумаги. Развивать мелкую моторику, аккуратность.

Листы ксероксной бумаги с контурным изображением «золотой рыбки», листочки тонкой писчей бумаги, ватмана. Акварельные краски, мягкие кисти.

«Тюльпан» (рисование по мятой бумаге)

Развивать умение детей рисовать по мятой бумаге

Листы ксероксной бумаги с контурным изображением тюльпана, акварельные краски, мягкие кисти.

«Ёжик проснулся» (оттиск вилкой)

Совершенствовать умение детей делать оттиск вилкой, продолжать учить детей накладывать оттиски  друг на друга.  Развивать творческие способности, воображение.  Дать детям творческое задание: какими изображениями можно дополнить рисунок используя оттиск вилкой?

Контурное изображение ежа, пластиковые вилки, гуашь.

«Заяц» (штриховка)

Учить детей использовать штриховку для изображения пушистой шерсти животного по размеченным линиям.  Готовить руку к письму.

Шаблон, фломастер.

май

Коллективная работа «Павлин» (печать ладонью и вилкой)

Совершенствовать умение работать в технике печать ладонью и вилкой. Помочь детям испытать радость от совместного творчества.

Ватман, гуашь, кисти, пластиковые вилки.

«Страус» (штриховка)

Учить детей использовать штриховку разного цвета для изображения пушистого оперения.  Готовить руку к письму.

Шаблон с изображением глаз и клюва страуса, фломастеры.

«Пчелы носят в соты мед» (рисование упаковочной пленкой с пузырьками)

Познакомить детей с рисованием упаковочной пленкой с пузырьками. Развивать умение дополнять рисунок деталями (пчелки нарисовать пальчиками, полоски на теле пчел, лапки и крылышки дорисовать кисточкой)

Кусочки пленки с пузырьками для рисования сот, тонкие кисточки, гуашь.

«Сирень» оттиск мятой бумагой)

Развивать умение делать оттиск комочком смятой бумаги, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Листы бумаги, краска гуашь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...

Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

: ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами апп...

Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"

Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Программа дополнительного образования для детей средней группы «Волшебное тесто»

Задачи:Познавательные:Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластикиУчить замешивать соленое тесто;Учить тесто разминать, катать в шары и столбики; соединять детали с помощью воды;Уч...

Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»

 Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми  4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...