Программа дополнительного образования для детей средней группы Литературный кружок "ЧИТАРИКИ" по ознакомлению с художественной литературой.
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа) на тему

Носова Нина Витальевна

План кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

                                                                                                30 августа   2018г

Программа дополнительного образования для детей средней группы

Литературный кружок"ЧИТАРИКИ"

по ознакомлению с художественной литературой.

Воспитатель:

Носова Нина Витальевна

г. Ессентуки

 2018 – 2019 год.

Содержание.

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

2. Особенности программы.

3. Цель программы.

4. Основные задачи.

5. Особенности возрастной группы.

Содержательный раздел.

1. Основные способы и формы работы с детьми.

2. Актуальность программы.

3.  Прогнозирование результатов и критерии их замеров.

4. Средства, необходимые для реализации программы.

Организационный раздел.

1. Тематическое планирование занятий в кружке «Читарики» - помесячно.

2. Работа с родителями.

6. Литература, используемая педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса.

1.Целевой раздел программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

* произведения устного творчества русского народа и народов мира;

* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

* современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребёнка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках

Цель: привить  детям любовь к художественному слову, уважение к книги

Задачи

1.Развитие поэтического слуха- способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения

2.Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.

3.Развивать способность замечать красоту и богатство русского языка.

4 Активизировать познавательные процессы, расширять горизонт творческого самовыражения.

5.Добиваться свободного общения между детьми

Основными принципами, которыми я руководствуюсь в работе с детьми, являются:

Принцип развивающего обучения:

Обозначающий, целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.

1.Побуждние к сотворчеству с взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение.

2.Самостоятельный поиск решения образа.

Принцип воспитывающего обучения:

Формирование положительных качеств личности.

Правильно организованный процесс всегда носит воспитывающий характер, особое внимание уделяю воспитание интереса к художественному слову.

Принцип систематичности и последовательности:

Предполагает,что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании

Принцип интегративности:.

Художественное чтение связано с другими видами деятельности (музыкальной, познавательной, художественной)С различными видами искусства:( изобразительным, драматическим)

Для детей организуются выставки по творчеству художников-оформителей, дети посещают театральные постановки, литературные чтения, библиотеку в ККЦ п. «Ветлужский» Для детального познания образа дети слушают произведения, рисуют героя. Над формированием образа работают в детском саду различные узкие специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, логопед, психолог.

Принципы:

1.Принцип активности, стимулирующие активность и познавательную деятельность ребёнка, стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.

2.Принцип свободы и самостоятельности.

3.Принцип иллюзии, жизненной правды позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаваться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.

Методы:

Основной метод показа, создание образа, игровой.

Формы:

Диалог, индивидуальная работа, работа в паре, игровая, творческая группа.

Средства:

Музыка, костюмы. видио, технические.

2.Содержательный раздел программы

Основные способы и формы работы с детьми;

Программа рассчитана для детей среднего  дошкольного возраста(4 -5лет)

 Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам.

  В среднем  дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности.

Срок реализации программы 9 месяцев: с сентября  по май включительно.

2. Актуальность:

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

3.Прогнозирование результатов и критерии их замеров.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Итогом в реализации программы являются:  выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

4. Средства, необходимые для реализации программы.

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

 - разработка НОД по развитию детских художественных способностей при чтении произведений

- использование дополнительной методической литературы по данной теме.

3.Организационный раздел программы

Сентябрь

3 неделя Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»

Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка.

4 неделя Русские народные песенки, потешки, небылицы.

Заучивание на выбор (Мыши водят хоровод, Пошёл котик на торжок и др.) Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.

Октябрь

1 неделя Чтение рассказа «Волчишко»

Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина, побеседовать по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов; воспитывать доброе отношение к животным.

2 неделя Заучивание стихотворения

А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.

Ноябрь.

1 неделя Чтение рассказаК. Ушинского «Уточки».

Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию. Предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным.

2 неделя Чтение стихотворения-игры Л. Пантелеева «Карусели».

Разучивание игры. Познакомить детей со стихотворением-игрой, разучить игру с детьми и поиграть, совершенствовать умение действовать в соответствии со словами.

Декабрь.

1 неделя Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками и т. д.) Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.

2 неделяЧтение немецкой сказки «Госпожа Метелица» Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов.

Январь.

3 неделя Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с р. н. с. «Теремок».

4 неделяЧтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей. Предложить детям обрывной бумагой украсить мышонка.

Февраль.

1 неделяЧтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.

2 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».

Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору.

Март.

1 неделя Мамин день. Стихи о маме, бабушке, весне (повторение, выразительное чтение). Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке.     Предложить детям из пластелина слепить маме цветок.

2 неделя Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко».

Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.

Апрель.

1 неделя Чтение шуточных стихов.

С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.

2 неделя Знакомство с творчеством К. Чуковского. Прочитать детям «Телефон», «Путаница», побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского.

Май.

1 неделя Чтение сказкиВ. Сутеева «Кто сказал «мяу»? Познакомить детей со сказкой Сутеева и его иллюстрациями к ней. Вызвать интерес к автору, побеседовать по содержанию. Предложить детям нарисовать кошечку красками.

2 неделя Чтение сказкиЛ. Муур «Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду». Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.

Коллективная работа детей и воспитателя «Наши улыбки»

2. Работа с родителями.

Календарно – тематическое планирование работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.

Сентябрь.

Консультация на тему: «Первые книги ребенка»

Октябрь:

Консультация на тему: «Уголок книги в детском саду»

Ноябрь:

Консультация на тему: «Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Декабрь:

Консультация на тему: «Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы»

Январь:

Консультация на тему: «Покупаем книги для ребенка»

Февраль:

Консультация на тему: «Роль книги в жизни ребенка»

Март:

Консультация на тему: «Книга для дошкольников»

Апрель:

Консультация на тему:  « Международный день книги»

Май:

 Консультация на тему:  «Добро и доброта»

Принципы и подходы к реализации программы.  При составлении данной программы познавательно-речевой направленности, я ориентировалась на следующие приоритетные принципы: комфортность, комплексность, системность, наглядность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, постепенность, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работы, повторяемость (цикличность повторения материала).

Литература, используемая педагогами, для работы и организации образовательного процесса.

 Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г

Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.

Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.

Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. Москва, 2003  

Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва,2005

Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990  

ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой.-Харьков,1997.Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры. упражнения .(Под редакцией Л.В.Кузнецовой  и др.) -М.2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»

Конспект открытого занятия  по  ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...

СЕВЕРНЫЕ МОТИВЫ Программа дополнительного образования для детей 3-7 лет по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Детям необходимо дать представление о традициях декоративно-прикладном искусстве народов , населяющих Крайний север....

Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"

Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...

Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»

 Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми  4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...