Информационная статья: «Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии»
статья по рисованию

Толстикова Алина Сергеевна

Информационная статья: «Творческое развитие детей старшего

 дошкольного возраста посредством арт-терапии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art_terapiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Сказка»

Информационная статья: «Творческое развитие детей старшего

 дошкольного возраста посредством арт-терапии»

Видеть в чудесном чудесное –

 вот ключ ко всем тайнам мира.

Лао-Цзы

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а за тем врачи, философы педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функции организма, так в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.) Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает всё лучшее, что они отражают.

Древние греки придавали особое значение театру. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определённые идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитание воли, верности своим идеалам.

В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и собственно музыки.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

 «Одним из важнейших понятий Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках и т. д.»

Выдающийся индийский  философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движение звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – всё это открывает для видящего музыку природы».

Основные понятия, цели и задачи арт-терапии.

                                                                Специальная эстетическая чувствительность

                                                                играет роль тонкого решета… и понятно,

                                                                почему тот, кто лишён её, никогда не будет

                                                               истинным творцом.

                                                                                                                                     Пуанкаре

Творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека. По мнению Н.Басиной и О.Сусловой, «сила воздействия на психофизику ребёнка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве соприкасается с опытом ребенка. Вероятность этой встречи определяет педагог, работающий с ребёнком». Ценность любого произведения искусства заключается в передачи художником своего внутреннего мира и его эмоциональности и чувственности, причём произведение должно быть социально значимо. Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребёнка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарнее будет работать его воображение, тем интереснее окажется творческое самовыражение. Анализируя изодеятельность, мы пришли к выводу, что использование в едином блоке музыки, литературы, драматургии, изобразительного искусства, танца способствует творческой направленности ребёнка.

Е.Л. Яковлева утверждает, что «человек, в данном случае ребёнок, - существо общественное; его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям. Когда ребёнок выражает свою индивидуальность с помощью социально выработанных средств, он выражает нечто уникальное, такое, чего не было раньше, - и такое выражение своей индивидуальности является творческим актом. Творческость есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того,  в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества».

Теперь рассмотрим, в каких формах ребенок осознаёт свою индивидуальность, с помощью каких средств он её выражает, и какие условия благоприятствуют в проявлении в собственной индивидуальности, в частности поговорим об арт-терапии как методе для реализации потенциальных творческих и зачастую скрытых уникальных возможностей ребёнка.

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества – привлекает к себе в последнее время всё больше внимания

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Арт-терапия – это (дословно) лечение или исцеление «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

На занятиях по изодеятельности используются следующие техники арт-терапии: рисование, лепку, музыку, театр (работу с куклами-марионетками), работу с природными материалами, танец, литературу, сказку.

Основной целью арт-терапии являются:

  • катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
  • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
  • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

         В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрально-игровом, художественно-речевом).

Задачи арт-терапии:

- Создать положительный эмоциональный настрой в группе.

- Облегчить процесс коммуникации со сверстниками, воспитателем, другими взрослыми. 

- Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатий.

- Укрепляет культурную идентичность ребёнка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

- Развивает чувство внутреннего контроля, создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсорных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их появление в связи с обучением.

- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

- Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

Чтобы дети были счастливы

Представьте, что к вам прилетела добрая фея и спросила: «Что бы вы пожелали своим детям?» Возможно, первым, что придёт к вам в голову, будет извечное желание большинства родителей: «Прежде всего, я хочу, чтобы они были счастливы!»

Понятно, что стать счастливыми и ответственными детям помогают окружающие их взрослые – родители, воспитатели, учителя, психологи. Для этого нужно развивать в детях определённые качества, значение которых порой недооценивается, - оптимизм, веру в собственные силы, готовность прийти на помощь  другому.

Мы нередко думаем, что счастье – это дар судьбы. «Счастье – во многом подарок случая, номы можем сделать многое, чтобы получить этот подарок» (М. Чиксентмихали)

Люди чувствуют себя наиболее счастливыми, когда входят в состояние покоя, в этом состоянии они полностью открываются тому, что происходит «здесь и теперь». Дети достигают подобного состояния, погружаясь в игру. Игра, таким образом, становятся фундаментом, на котором может быть построено счастье и детей, и взрослых.

- Что нужно нашим детям?

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребёнка – это эмоциональная безопасность. Если у ребёнка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растёт счастливым. Попытайтесь вспомнить, чего вы хотели больше всего, когда были маленькими? Скорее всего, это безопасность и уверенность в том, что вас любят.

Таким образом, игра становится фундаментом, на котором может быть построено счастье детей и взрослых.

        Завершить о «арт-терапии» хотелось бы аллегорическим смыслом старинной притчи:

        Мальчик решил обмануть мудреца. Он зажал в руках птичку и спросил:

        - Что у меня в руке: мёртвое или живое?

А сам подумал, если старик скажет:

        - Живое, - я сожму кулак, и птица погибнет. Если он ответит:

        - Мёртвое, - я открою ладонь, и птица улетит. Мудрец ответил:

        - Как захочешь! Всё в твоих руках.

Литература.

  1. Копытин А. И. Основы Арт-терапии.: Издательство «Лань», 2000. – 256 с.
  2. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  3. Медведева А. Е., Левченко И. Ю., Комисарова Н. Л., Добровольская Т. А. / Арт-педагогика и атртерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  4. Будза А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 288 с.
  5. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста: Пер. с нам.. – М.: Генезис, 2005. – 255 с.
  6. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 195 с.
  7. Кириллова Ю. А., Лебедева Е. М., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с 4 – 7 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...

Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр»...

Статья "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством вокально-хорового пения"

             Пение постоянно сопровождает человека на протяжении всей жизни, а певческие способности проявляются рано – уже в дошкольном возрасте, способствуя...

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"....

Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"

Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....

Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"

Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....