Воздействие игровых приемов на формирование устойчивого интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Колосова Элла Николаевна

Рисование как один из первых видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для дошкольников. В процессе рисования совершенствуется рисовальные движения руки, а также техника восприятия и анализа изображаемого предмета. Актуальность проектной деятельности определило выбор темы исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

           

«Воздействие игровых  приемов на формирование устойчивого интереса к   рисованию   у  детей   младшего дошкольного   возраста»

https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=37d6214fd5ec1b1e&mb=imgdb_preview_33

Паспорт проекта:

«Воздействие игровых  приемов на формирование устойчивого интереса к   рисованию   у  детей   младшего дошкольного   возраста»

Организация заявитель:

МАДОУ МО  «Детский сад комбинированного вида № 113» г. Краснодар, 350090 Краснодарский край, город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Циолковского, 20.

Разработчик проекта: воспитатель Колосова Элла Николаевна

Вид проекта: творческий

Длительность проекта: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2018 – Май 2019 г.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Воздействие игровых  приемов на формирование устойчивого интереса к   рисованию   у  детей   младшего дошкольного   возраста».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию игровых  приемов на формирование устойчивого интереса к   рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.

Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие: презентация.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования средового модуля и различных  техник рисования.

Задачи проекта:

• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять различные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.)

• Содействовать знакомству родителей с различными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о разных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять различные  техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования средового модуля и различных техник рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

Целевая группа (категория детей):

Дети младшего дошкольного возраста.

Трансляция проекта: Информация на сайт www.ds113.centerstart.ru

Введение

Рисование как один из первых видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для дошкольников.  Оно зарождается к трем годам, когда ребенок овладевает карандашом как орудием и впервые открывает наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях. Развитие рисования идет по определенным направлениям: ребенок постепенно усваивает:

1. собственно изобразительную функцию рисования: рисунок должен передавать существенные признаки предмета;

2. знаково-символическую функцию: рисунок является заместителем, знаком определенного предмета;

3. Эстетическую функцию: рисунок передает отношение автора к изображенному.

В процессе рисования совершенствуются рисовальные движения руки, а также техника восприятия и анализа изображаемого предмета.

В процессе развития рисования изменяются способы построения изображений, композиция и содержание детских рисунков. Рисование зависит от особенностей зрительного обследования предмета, от двигательно-осязательного опыта. На рисование существенное влияние оказывает слово, которое может затормозить дальнейший анализ предметов и привести к шаблонам.

Рисование зависит от мотивов и целей деятельности, от наличия самоконтроля и умения удерживать цель. Оно связано не только с восприятием, но и с воображением и мышлением. Так, в рисунках дошкольников можно выделить особые схематические изображения, которые говорят не об отсутствии техники рисования, а о стремлении ребенка передать наиболее важные признаки предмета.

По особому ребенок относится к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально-эстетического отношения к действительности: красивое - всегда яркое, красочное, а некрасивое - темное, блеклое. В дошкольном возрасте закладываются некоторые изобразительные способности, например, способность подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания.

Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей.

В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация. В игре ребенок творит.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекают внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.

Актуальностью данного вопроса определила выбор темы исследования:  «Воздействие игровых  приемов на формирование устойчивого интереса к   рисованию   у  детей   младшего дошкольного   возраста».

Предмет исследования: Игровые приемы как средство формирования устойчивого интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что использование игровых приемов способствует формированию устойчивого интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить работы исследования классики отечественной педагогики о влиянии игровых приемов на развитие изобразительных способностей детей;

-  выявить влияние игровых приемов  при использование средового модуля на формирование интереса к рисованию у младших дошкольников.

1. Общее эстетическое развитие ребенка, через приобщение к изобразительному искусству

История исследований развития способности к рисованию у детей насчитывает уже более ста лет. Пионером в этой области принято считать итальянского поэта Коррадо Риччи, впервые опубликовавшего свои наблюдения за изобразительной деятельностью детей. Его отчеты послужили отправной точкой для многочисленных исследований, в которых способы самовыражения детей в искусстве рассматривались как средство более глубокого понимания процесса развития интеллекта и личности ребенка. Значительное число ранних исследований представляло собой попытку провести параллель между развитием изобразительных навыков у детей и эволюционными теориями столь модными на  рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Многие годы антропологи и психологи пытались изучать этот вопрос, исходя из предложения, что ребенок в своем развитии проходит те же стадии, что и человечество в эволюции. Хотя этот тезис и не получил достаточного обоснования, полученные в то время эмпирические данные и подмеченные закономерности представляют значительную ценность и служат отправной точкой для исследований в данной области. В частности были выявлены параллели между развитием изобразительных способностей и вербальных навыков. Особое значение имеют периодизации развития детского графического творчества, на которые опираются многие современные теории и диагностические методики.

Одна из наиболее дифференцированных и полных периодизаций принадлежит американскому ученому Виктору Лоуэнфелду и включает в себя шесть основных стадий:

I. Стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет) — первичное приобретение специфического для изобразительной деятельности двигательного опыта. Разбивается в свою очередь на четыре периода.

а) Период «беспорядочных движений» — выраженный недостаток моторного контроля (до 18 месяцев).

Ребенок практически не обращает внимания на результаты своих действий, проявляет мало интереса к процессу рисования, быстро устает и переключается на другие виды деятельности.

б) Период «длительного рисования» — формируется основа зрительно-моторного контроля изобразительных движений (с 18 месяцев до 2 лет).

Появляется спонтанное стремление к рисованию, хотя ребенка завораживает лишь сам процесс движения карандаша по бумаге при отсутствии попытки систематизировать свои движения, «нарисовать что-либо» или воспроизвести предложенный образец.

в) Период «круговых движений» — активное формирование зрительно-моторной координации (от 2 до 3 лет). Ребенка привлекают следы, оставляемые им на бумаге, встречаются попытки многократного воспроизведения округлых форм.

г) Период «наименований»— переориентация от чисто кинестетической активности при рисовании к интеллектуальной, по пытки создания предметных или сюжетных изображений (от 3 до 4 лет). Ребенок начинает использовать в своих рисунках образцы, предлагаемые взрослыми, однако способность к копированию еще очень слабо развита.

II. Стадия «первичных схем» (от 4 до 7 лет) — поиск символов, репрезентирующих изображаемые объекты. Активное использование образцов, развитие способности к копированию.

  1. Стадия схематизации (с 7 до 9 лет) — создание сюжетных изображений с использованием повторяющихся форм, про- странственных и цветовых схем; влияние на рисунок ребенка опыта взаимодействия с изображаемыми объектами выражается в преувеличении отдельных элементов изображения, пропусках незначимых частей, явном изображении скрытых поверхностей предметов, последовательном изображении временной динами ки событий и пр.
  2. Стадия первичного реализма (с 9 до 11 лет) — изображение пространственного расположения предметов, освоение перспективы — введение в рисунок третьего измерения.

V. Стадия псевдо-реализма (с 11 до 13 лет) — стремление как можно точнее изображать объекты, критическое осознание своих способностей, что часто подавляет стремление и интерес к рисованию.

VI. Стадия суждений (подростковый возраст и старше).

Лишь немногие, наделенные талантом и желанием, продолжают совершенствовать свои изобразительные навыки. Большинство же использует их ситуативно и переходит к символическим и схематическим формам изображения, заимствованным преимущественно из культурных стереотипов.

Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует моторная, исполнительная компонента. Период от года до 4-5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки.

Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на основе кинестезии.

Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки».

Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графо-моторных движений и в формировании соответствующих навыков.

2. Влияние игровых приемов на развитие изобразительных способностей детей в исследовании классики отечественной педагогики

2.1. Художественная одаренность

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности. сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое  и запоминать  надолго.

Улыбчивая Сашенька поражает взрослых своей увлеченностью рисованием. В свои неполные пять лет, она может рисовать долго и много. Рисунки ее отличаются богатство цветовой гаммы, оригинальность замысла. Они по исполнению превосходят работы детей старше ее на два-три года. Родители уже не могут вспомнить, когда девочка стала рисовать.

«Наверное, когда смогла карандаш в руках держать, — говорит папа. — Сначала наблюдала, как я рисую, потом сама стала пробовать. Например, я рисую кошку, она смотрит, а потом рядом свою подрисовывает. Поначалу просто каракули получались, потом все лучше, лучше. И вдруг перестала на одном листе со мной рисовать. Возьмет мой рисунок, отойдет к своему столику, рассматривает, потом отложит мой рисунок и начинает рисовать, но только так, чтобы ее рисунки от моих отличались. И такая серьезная в тот момент становится». «Помочь?» — спрашиваю. «Нет, я сама!» Конечно, сама, кто же еще может уловить тот образ, который живет в душе, и найти нужную для него внешнюю форму, чтобы сделать его видимым, доступным другим людям?

А.А.Мелик-Пашаев, изучающий проблемы детского художественного творчества, отмечает: в творчестве маленького ребенка есть то художественно ценное, что роднит его с подлинным искусством, это — содержательность формы. Возможность выражать духовное содержание в адекватном образе и характеризует, по его мнению, художественную одаренность. Уже в первые годы жизни ребенка можно выделить факторы, способствующие раскрытию художественной одаренности: эмоциональная окрашенность познавательных процессов; стремление к одушевлению предметов, явлений; игра как активное выражение значимых для ребенка переживаний.

«Восторг охватил меня, когда в четыре года я впервые открыл коробку с красками. Я нашел там круглое солнце и реку Вятку, зелень деревьев и цвет анютиных глазок, растущих под моим окном, — вспоминал художник Н.Н.Жуков.

— Мне нравилось, как маленький диск краски растворялся и таял под мокрой кистью и потом возникал в еще более ярком виде на листе моей бумаги. Но мне все же казалось, что за окном солнце блестит ярче, и я торопливо макал кисть в оранжевую краску.

Когда сочная капля растекалась в желтом кружке, мне на мгновение казалось, что солнце стало моим. Вот это и была та первая радость искусства, которая не давала мне спать...»1

Задача - поймать солнце. Разве можно не оценить смелость замысла человечка четырех лет от роду. И ведь удалось поймать!

А для другого юного дарования оказалось, что невозможно жить без радуги, так покорила она его воображение своим многоцветным сиянием. «Решил взять перочинный нож и дойти до радуги. Протиснулся в огород, радуга сияла дальше. Нужно было пробираться через крапиву. Весь пережегся. Поймали. Отругали. Плакал, не сказал, зачем полез в крапиву. Еще ходил за радугой, но неудачно. Долго тосковал по радуге. И стал понемногу замечать, что ведь радуга, маленькая радуга есть везде. В маминой броши с бриллиантами, в мокрой листве яблони. Значит, она скрывается везде. Надо только, чтобы это видело солнце. Однажды «поймал» радугу на стене, накрыл руками, она на руках, опустил руки, осталась там же. Я старался удержать ее... Она была самой ранней творческой радостью, когда начертил разноцветные линии. И они были для меня как радуга, как солнце, как трава, как мир, который я могу осуществить сам и отдать миру»2

Это пример настоящего творческого поиска — с препятствиями (даже такими, как жгучая крапива), с гипотезами (как лучше поймать радугу) и открытием (можно осуществить мир с помощью красок).

Большинство детей дошкольного возраста с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, воплощая свою богатую фантазию в рисунках, поделках, постройках. К пяти—семи годам бурный творческий процесс достигает максимума (для этого возрастного периода). Почему же надежды родителей на исключительную одаренность детей чаще всего не оправдываются в дальнейшем? Причин может быть много, как и суждений по этому поводу. Остановимся на одном из них, как нам кажется, довольно интересном.

«Может быть,— пишет художник А.Самохвалов,— этот процесс накопления детских впечатлений не всегда осуществляется в творческом проявлении, но нередко он выливается в бурный творческий процесс детской живописи и рисунка, в особенности бурный и результативный в случае разумной и умелой помощи взрослых. И тем не менее этот процесс неизбежно подавляется в той или иной степени и не только извне, но и изнутри самим наивно вспыхнувшим интеллектом...

Творчество попадает под контроль, выступает необходимость освоения элементарной грамоты.

Начинающий художник переживает период мучительного или во всяком случае не утверждающего творческую личность эклектизма и подражания. Но появляются новые впечатления и определенный запас профессиональных навыков, и тогда происходит чудо: художник обретает лицо»1.

Что же обусловливает появление этого чуда? Существует мнение, что главное тут — природные задатки; художником нужно родиться, и дар этот редкий.

 Но только он позволяет творящему найти свое неповторимое лицо. Хотя не принимать во внимание внешние воздействия тоже невозможно.

Одним из любимых занятий маленького Мишеньки  Глинки было ползать по полу, рисуя деревья и церкви. «В рисовании я без сомнений дошел бы до некоторой степени совершенства, — писал позже композитор, — но учителя требовали рабского подражания, штрих в штрих, довели до того, что я просто отказался от их уроков»2.

Но даже если внешние обстоятельства складываются вполне благоприятно, большую роль играет собственная активность ребенка, его стремление к творческому поиску.

На определенном этапе творческого развития, иногда уже в дошкольном возрасте, перед

ребенком встает серьезная проблема: как же добиваются художники такой силы воздействия их работ. Эта проблема заставляет внимательнее вглядываться в жизнь и в ее отражение на живописных полотнах, сравнивать, анализировать, наблюдать и постоянно экспериментировать. Но прекратить, бросить нельзя, потому что эти поиски становятся смыслом жизни.

С.С. Прокофьев писал в автобиографии: "кардинальным достоинством (или пороком, если хотите) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы".

Это еще раз подтверждает, что талант без творческого поиска немыслим.

2.2. Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников

С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками. Если понаблюдать за малышом, то можно заметить его избирательное отношение к цвету. Чаще всего ребенок раннего возраста выделяет теплый, радостный цвет. Оттенки красного, желтого, оранжевого привлекают его внимание и побуждают к действию. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к предметному миру, к природе и людям. Детей радует яркий цветок, они стараются покормить птицу с ярким, красивым оперением в клетке, могут выбрать в друзья Мишу или Дашу только потому, что у него (у нее) яркая шапочка или нарядные туфли.

Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников–живописцев. Хорошо развитое чувство цвета помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей уже в дошкольном возрасте выражать цветом свои чувства, эмоции. Кроме того, цвет помогает передать характер музыкального произведения (дети рисуют «шершавые» звуки, нежную, тревожную, легкую музыку). Цветом можно передать настроение осеннего дня, свое эмоциональное состояние, тишину. Знание теплых и холодных оттенков помогает свободнее ориентироваться в многообразном мире цвета, света и тени, поэтому главными задачами в работе с дошкольниками по ознакомлению с цветом я считаю следующие:

- знакомство с основными цветами (желтый, красный, синий);

- получение новых цветов путем смешивания основных красок («Как краски друг к другу в гости ходили»);

- знакомство с теплыми и холодными цветами и оттенками («Как радуга наряд себе искала»);

- знакомство со свойствами белой краски: смягчать, осветлять («Как краски поссорились») .

Особую сложность представляет ознакомление с принципами подбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Чтобы научить детей передавать эмоциональное состояние цветом, нужно помочь им увидеть, почувствовать состояние объектов в световоздушной среде. Так, ребенок может убедиться в том, что лучи заходящего солнца окрашивают небо в самые разные, порой невероятные тона, изменяют привычную для глаз окраску снега,

отражаются разноцветными бликами на стенах домов.

Цвет снега меняется в разное время суток, при разном состоянии погоды. Чтобы дети могли использовать в полной мере такое могучее средство изобразительности, как цвет, необходимо помочь им познать секреты образования цветовых оттенков. Для этого используются такие игровые упражнения, как «Краски на прогулке», «Разноцветные ручейки», «Мое настроение», «Прятки с Капитошкой», «Радуга в воде».

Эти игры с красками помогают сделать занятия по такой сложной теме, как «Цвет», интересными, доступными даже для детей младшего возраста. Например, «приглашая» краску на прогулку, дети «гуляют» по листу бумаги где им нравится – вверх, вниз, влево, вправо, нанося мазки разной формы одного цвета. Скучно стало одной краске, например красной, «гулять». Захотелось ей с кем–нибудь поболтать. Решаем вместе с детьми: какую краску пригласить на прогулку с красной. Выбираем синюю. Дети производят те же действия с синей краской, что и с красной. «Гуляя» по дорожкам рядом с красной или встречаясь с ней, т. е. перекрывая красный цвет, синяя краска «оживает». Там, где встретились две краски, появился фиолетовый след – грустный, темный, таинственный. Там, где краски не встречаются, не хотят дружить или стесняются друг друга, им надо помочь. А сделать это может белая краска. Приглашаем ее погулять, втроем будет веселее! Белая краска «идет» по дорожке между красной и синей, «берет их за руки» (касается красной и синей, частично перекрывая ту и другую. Появляется бело–розово–голубая гамма. А там, где был грустный фиолетовый след, с появлением белой краски все меняется. Лист закрашивается очень приятными для глаз цветовыми сочетаниями сиреневых, розовых, голубых тонов с пятнами красного, синего, белого цветов. На следующем занятии на прогулку можно пригласить другие краски, например синюю и зеленую, желтую и красную, коричневую и желтую. Главное, не забыть прихватить и белую для получения новых оттенков более светлого, нежного тона. После серии таких игровых упражнений дети самостоятельно выбирают краски для закрашивания листов, которые используются как фон для рисования разных сюжетов.

Другой прием в закрашивании листа с целью получения интересной цветовой гаммы – рисование своего настроения. Краски так же, как и человек и все в живом и неживом мире, имеют свое настроение. Есть краски веселые, спокойные, грустные, мрачные и др. В зависимости от своего собственного настроения ребенок выбирает те краски, которые соответствуют этому настроению, подчас совершенно неосознанно, чисто интуитивно.

Каждый раз появляется новое цветовое сочетание. В дальнейшем эти листы можно использовать для рисования на тему «Времена года» («Хмурый день», «Золотая осень», «Розовая весна», «Голубая весна», «Зимушка хрустальная») и т. п. Тема определяется ощущениями от цветовой гаммы фона.

Времена года, конечно, не единственная тема, фон «своего настроения» можно использовать и для любого изображения.

Дидактическая игра «Радуга в воде» носит исследовательский характер, что уже само по себе интригует и побуждает к действию («А что получится? ») .

Для игры необходимо приготовить семь банок с чистой водой и три основные краски – красную, желтую, синюю. Детям предлагается путем смешивания красок получить все цвета радуги и расставить банки в таком порядке, как цвета радуги.

Уточнить эту последовательность поможет занятие на тему «Как радуга наряд себе искала». Интересен прием рисования потеками, когда на мокрый лист наносятся мазки красками разного цвета. Поднимая лист вертикально и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, меняют направление. Так создаются непроизвольные неповторимые узоры в самых разных сочетаниях цвета и линий. Этот прием незаменим при рисовании керамических изделий, весеннего половодья, осеннего дождя за окном.

Игры с красками должны проходить весело, ненавязчиво (например, игра «Прятки с Капитошкой», Приходит в гости Капитошка (мягкая игрушка, игрушка из воздушного шарика или из другого материала) и предлагает детям поиграть. Просит показать кисточки. Дотронувшись до них, Капитошка превращает их в своих маленьких братишек и начинает играть с ними в прятки. Называем маленьких Капитошек Кап–капками. Капитошка закрыл глаза, а Кап–капки побежали по листу (смочили его водой для рисования по мокрому, увидели баночку с красной краской и спрятались в ней. Капитошка посмотрел, никого не увидел, стал искать под столом, а Кап–капки выглянули из баночек и побежали по бумаге, оставляя за собой следы–кляксы. Капитошка заглянул под стол, а Кап–капки быстро попрыгали в баночку с водой, искупались в ней и показались Капитошке чистыми и довольными тем, что он их не нашел. Пришлось Капитошке снова глаза закрывать, а Кап–капкам прятаться в баночке с желтой краской. Там они сидели, пока Капитошка их искал: под столом, в углу. Тогда Кап–капки прыгнули на лист бумаги и стали резвиться. Красные и желтые кляксы смешались, растеклись, превратили лист в чудесный осенний желто–красно–оранжевый ковер. Вернулся Капитошка, а Кап–капки успели в воде искупаться и стали опять чистыми и довольными. Посмотрел Капитошка на лист, где Кап–капки бегали–играли, и увидел интересные яркие лужицы. Одна похожа на цветок, другая – на бабочку, третья – на ос и ножку. Удивился Капитошка и предложил детям отгадать: кто еще спрятался в кляксах? (Дети, поворачивая лист, ищут сходство цветных пятен с чем–либо. Воспитатель помогает уточнить, определить это сходство). На следующее занятие надо приготовить две краски другого цвета (синего и желтого, зеленого и синего, красного и белого, синего и белого). Каждый раз появляются новые варианты цветовых сочетаний, новые силуэты. Так постепенно просыпается детское воображение. Добавляя детали: глаза, уши, лапы, хвостики к бесформенным пятнам, ребенок добивается максимального сходства с тем, что он видел или придумал. Так каждый раз появляется новый образ. Много еще разных игровых приемов можно придумать для ознакомления детей с таким интересным и сложным явлением, как цвет. Развивается и обогащается чувство цвета на занятиях «Портрет осени», «Праздник цвета», «Какого цвета снег? », «Настроение весеннего неба» и др. На них дети получают возможность работать в свободной палитре.

Постичь тайны цвета в занимательной и доступной форме игрового характера помогут альбомы-раскраски "Узнай, какого это цвета", "На радость всем", "Теплый цвет - холодный цвет" и др.

Помогут и такие мероприятия, как экскурсии в лес, целенаправленные наблюдения в быту, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов, ознакомление с произведением живописи, народно-прикладного искусства.

Дидактическая игра "Настроение". Автор Р.Р. Калинина "Тренинг развития личности дошкольника".

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие

эмпатии, ассоциативного мышления. Создается цветность настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

3. Практическая часть: Использование игровых приемов при формировании интереса к рисованию у младших дошкольников

Задание 1. Изучение особенностей изобразительной деятельности

Подготовка исследования

Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 3—7 лет индивидуально проводится 2 серии с интервалом в 2—3 дня.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных

Данные протоколов анализируют по схеме:

1. Содержание рисунка

2. Особенности изображения

1) Передача формы:

— простая или сложная;

— передана точно, немного искажена или не удалась.

2) Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).

3) Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).

4) Композиция:

-  вытянутое, окученное изображение или нет единства;

- пропорциональное  или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);

- симметричное или несимметричное построение;

- ритмичное или неритмичное построение;

- миниатюрное или увеличенное изображение;

- расположение отдельных изображений (по всему листу, по полосе - так называемое фризовое);

- количество событий, изображенных на одном листе бумаги.

5) Передача движений: статичное или динамичное изображение.

6)  Цвет:

- передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;

- преобладают насыщенные или бледные тона;

- многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.

3. Проявления творчества в рисунке

1) Замысел (для анализа второй серии):

- когда возникает: до начала рисования или в его процессе;

- изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;

- какова оригинальность замысла и готового рисунка.

2) Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.).

4. Проявления самостоятельности

1) Требовалась ли в процессе рисования помощь, взрослого и какая.

2) Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.

5. Отношение к процессу и результату рисования

1) Эмоциональная окрашенность процесса рисования.

2) Отношение к готовому рисунку.

3) Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.

Определяют частоту каждого показателя у детей разного возраста.

делают выводы об особенностях детских рисунков в разных возрастных группах.

Задание 2. Изучение умения удерживать цель рисования.

Подготовка исследования

Приготовить набор из 6 цветных карандашей, листы бумаги форматом 21x29,8 см  и  образец - лист бумаги такого же формата с изображение расположенных в ряд 4 домиков, отличающихся величиной, пропорциями, цветом, деталями.

Уровень сложности изображения зависит от возраста детей.

Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет. Ребенку показывают образец, предлагают выбрать домик и нарисовать такой же. Во время рисования образец находится перед ребенком.

                                              Обработка данных

Главный критерий успешности выполнения задания - соответствие рисунка выбранному первоначально изображению. определяют количество детей разного возраста, которые полностью справились с заданием, справились частично и не выполнили его, когда рисунок совсем не соответствует выбранному образцу, а также среднее число отступлений от него (изменение цвета, добавление деталей и т.д.) и их причины.

Задание 3. Изучение рисования по замыслу.

Подготовка исследования

Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии с интервалом в 5-7 дней.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет.

Вторая серия. Перед началом рисования по замыслу ребенка просят назвать, что он будет рисовать.

Третья серия. Ребенка просят рассказать, что он нарисует, как расположит предметы на листе бумаги, и описать предметы, которые он собирается изобразить.

Время рисования во всех сериях не ограничивают. После завершения рисунка ребенка спрашивают: «Ты нарисовал то, что хотел?» Если он отвечает «Нет», его просят объяснить, почему рисунок получился не такой, какой задумывался.

Обработка данных

Анализируют соответствие рисунка первоначальному замыслу во второй и третьей сериях. Определяют среднее число детей, изменивших замысел в этих сериях. Сравнивают успешность рисования в первой серии с рисованием во второй и третьей сериях. Делают вывод о том, как влияет на удержание замысла его формулирование в развернутой речи.

Заключение

Проект «Воздействие игровых  приемов на формирование устойчивого интереса к   рисованию   у  детей   младшего дошкольного   возраста» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования различных  техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекает рисование и  чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с различными  техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Примечание 1

IMG_6850.JPGIMG_1434.JPG

IMG_1441.JPG IMG_6854.JPG

IMG_6848.JPG

Список используемых источников:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени проис...

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...

«Игровые методы обучения формирования основ ОБЖ, как социальной компетентности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Игровые методы обучения формирования основ ОБЖ, как социальной компетентности детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Строканова О.В....

«Применение технологии проблемного обучения для формирования интереса к познанию у детей младшего дошкольного возраста»

Цель – развивать интерес у детей к познавательной деятельности посредством проблемного обучения....

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...

" Формирование интереса к книгам у детей младшего дошкольного возраста"

Чтение детских книг развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представление о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социа...

Проблема формирования интереса к книге у детей младшего дошкольного возраста.

Именно интерес к чтению позволяет сформировать у ребенка конкретное отношение к жизни, влияет на развитие и становление личности, формирует эстетические нормы, вырабатывает социальные умения и навыки....