Мастер-класс для педагогов детского сада «Развитие творческого мышления, воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии»
опыты и эксперименты по рисованию

Мальцева Марианна Сергеевна

Использование методов арт-терапии на занятиях по изобразительной деятельности способствует исцелению психоэмоционального состояния ребёнка с помощью искусства, некоторые виды искусств: литература, живопись, скульптура. Танцы, музыка, драматургия, ДПИ и др.

Одной из форм арт-терапии является изотерапия – исцеление искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Мастер-класс для педагогов детского сада

«Развитие творческого мышления, воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии»

http://lamcdn.net/the-village.ru/event-image/g6iG5PpNR0NF18b9OQdZ8Q-poster.jpg

Подготовила

педагог-органзатор

Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи

Ход:

Использование методов арт-терапии на занятиях по изобразительной деятельности способствует исцелению психо-эмоционального состояния ребёнка с помощью искусства. Давайте перечислим хотя бы некоторые виды искусств: литература, живопись, скульптура. Танцы, музыка, драматургия, ДПИ и др.

Одной из форм арт-терапии является изотерапия – исцеление искусством.

Изотерапия:

1. Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

2. Способствует творческому самовыражению, развивает воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычных предметах окружающей действительности, способность нестандартно мыслить, образное мышление, память, внимание, тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, любознательность, наблюдательность.

 3. Развивает чувство внутреннего контроля, саморегуляцию.

 4. Развивает эмоциональную сферу детей, формирует адекватную самооценку, способствует  снижению эмоционального и мышечного напряжения, снятию негативных эмоциональных состояний (страхов, агрессивности, негативизма).

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Рисование – это творческая деятельность, позволяющая  человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний,  выражать мечты и надежды. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Вопрос родителям. Когда вы в последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама выводила на листочке каракули? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное – получать удовольствие от процесса и не бояться выразить себя.

Предлагаю  вам немного поиграть:

Жизнь соседа.

Упражнение выполняется в парах (или в небольших группах)

 Инструкция: попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал. Обсуждение, обратная связь группы.

Портрет соседа

Посмотрите на партнера. На общем листе бумаги изобразите поочередно любые элементы внешнего облика партнера, на которых останавливается Ваш взгляд, не отрывая карандаша от бумаги. Обсудите созданные рисунки. Варианты: поочередно рисуя в абстрактной манере, постарайтесь передать свои первые мысли и впечатления, связанные с партнером, передайте свои впечатления, связанные с партнером, используя один цвет и одну форму нарисуйте, каким Вы представляетесь партнеру, нарисуйте портреты друг друга, а под ними запишите свои впечатления друг о друге.

Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни. Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К старшим классам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.

На занятиях  можно использовать некоторые приемы изотерапии для реализации задач. Язык искусства универсален, он поможет вам найти общий язык с ребенком и отвлечься от повседневных забот. Наверняка уже промелькнула мысль «Я ведь не умею рисовать! Как я это буду делать!» и тому подобное. Отгоните от себя эти мысли! Представьте что вы ребенок! И вперед к искусству! А я предлагаю вам различные упражнения и способы рисования, которые, при необходимости, вы сможете использовать на своих занятиях. Некоторые из них мы с вами попробуем сами.

«Что скрывается за дверью...». (для повышения самооценки)

Необходимо ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа нарисовать любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок «открывает» дверь и на внутренней части листа рисует «Самое- самое...». У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое «самое-самое» скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о «самом-самом...» и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!

О чём говорят рисунки.

Задачи: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Взрослый говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае.  Мы тоже можем оставить на память о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать «говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка».

Педагог рисует на доске или показывает детям готовый образец.

Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями - Колобком, Буратино, Дюймовочкой и т.д.        

Примечание. Когда дети освоят пиктографическую запись, можно будет предложить им придумать истории, изобразить их, обменяться рисунками и попробовать «расшифровать» записи друг друга и рассказать содержание истории.

Упражнение «Любимая игра...»

Необходимо нарисовать другой рукой самую любимую игру (или занятие) и придумать к рисунку название.

Материалы: гуашь, мелки, акварель, листы бумаги большого формата (А3 и больше).
При рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

Что говорит нам музыка (развитие эмоциональной сферы ребенка, фантазии, воображения).

Материалы: краски, кисточку, альбом, клеенку, воду. Музыкальное сопровождение. Это должна быть музыка не связанная с конкретными образами, чтобы ребенок не был знаком с видеорядом произведения, не знал языка слов, если это песня, лучше, если это будет классика. Поинтересуйтесь у ребенка, что хотел выразить композитор, создавая мелодию. Что ребенок представил себе, когда ее рисовал. Попросите нарисовать не конкретный образ, а сочетание цветов, которые возникают в воображении ребенка при прослушивании. Спросите, какого цвета эта музыка. Ребенок сможет отойти от обыденного стереотипа мышления и самостоятельно создаст что-то новое.

Герои сказок.

Конечно, все читают детям сказки. Предложите к одной из них  нарисовать иллюстрации. Попросите ребенка изобразить героев сказки, что с ними происходит, что могло бы с ними случиться, если бы некоторые события изменились.

Если малышу понравится эта идея, и он основательно потренируется, предложите перейти к следующему шагу - придумать и нарисовать сказку самому. Не ограничивайте его фантазию, это может быть сказка о чем угодно, запишите произведение за своим маленьким сказочником.

Каракули  (для активизации мыслительной деятельности, развития воображения и фантазии).

Работа происходит в группе.

Свободно водя по листу бумаги карандашом, пусть ребенок нарисует каракули без какой-либо цели и замысла. После слова «Стоп!» ребята меняются рисунками по кругу, и  создают из них образ и развивают его.

Круговой рисунок - не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка.

Родители и дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на большом листе бумаги, после слова «Стоп» передавая его следующему. И так, пока рисунок не вернется к владельцу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Юные художники ревностно относятся к своему рисунку. В процессе рисования практически все ребята, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.

Несуществующее… (развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков).

Взрослый предлагает детям нарисовать  то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный фантастический образ.

Веселое на свете. (развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков).

Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь веселое - самое веселое на свете. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм.

По окончании рисования дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них.

Примечание. Аналогично проводятся игры «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.

Что будет завтра? (развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.)

Взрослый говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуем представить картины будущего и нарисовать их».

Варианты рисунков:

а) автомобиль будущего;

б) дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);

в) космический корабль;

г) фантастический пейзаж (Земля в далеком будущем или неизвестная планета, которую предстоит открыть).

По окончании рисования, взрослый предлагает детям продемонстрировать рисунки и рассказать о них.

Нетрадиционные  техники и приемы рисования, так как они, как нельзя лучше подходят для самовыражения ребенка, развития его эмоциональной сферы, воображения, фантазии, активизации мыслительных процессов или же коррекции отклонений.

Некоторые  из них:

Метод волшебного рисунка

Способ получения изображения: Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

Материалы: свеча, плотная бумага, гуашь.

Монотипия

Способ получения изображения: На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Материалы: бумага, целлофан. Кисти, акварель.

Рисование по-мокрому

Способ получения изображения:

Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет - снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.

Материалы :краски, плотная бумага.

Коллаж - само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Рисование пальцами

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям нарисовать картины красками, но без кисти, то есть при помощи собственных пальцев.

Виды «картин»:

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) портрет (или автопортрет);

г) обложка или иллюстрация к любимой книге и т. д.

По окончании рисования, дети демонстрируют картины, рассказывают о них.

Выигрывает ребенок, который при помощи пальцеграфии создал наиболее выразительный и оригинальный образ.

А так же клясография, монотипия, печать различными материалами, рисование ладошками, живопись на мятой бумаге, рисование салфетками и т.д.

Желаю удачи и успехов!

Принципы изотерапии:


        Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
        Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
        Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
       Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
       Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.


Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние. Желаю вам успехов в совместном творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральных игр

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральных игр...

Семинар – практикум для педагогов детского сада «Развитие познавательной сферы дошкольников»

Цель семинара-практикума: актуализация понятий «познавательная сфера», «психические процессы», пополнение педагогической копилки воспитателей играми и упражнениями, направленными на развитие познавате...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности.

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным....

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания

В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать  успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же  даны рекомендации музыкальн...