Конспект "Нетрадиционные техники художественного творчества"
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

Сурикова Светлана Сергеевна

Нетрадиционные изобразительные техники

 это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3«Зоренька »

 

Нетрадиционные техники художественного творчества

                                                                    Воспитатель: Сурикова Светлана Сергеевна

2019г.

«Истоки способностей и дарования детей-

на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли!»

В. А. Сухомлинский .

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке» и др.);

● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами;

● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

● развивать познавательные и творческие способности детей;

● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;

● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

● смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;

● формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;

 Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию образования;

- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов

- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности;  - взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе.

Нетрадиционные изобразительные техники 

 это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Творчество (изобразительная деятельность) – это особая среда, способствующая развитию ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного
уровня развития, различного социального положения, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей.

 Главная задача педагога –развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.
Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в
других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных
материалов и техник способствует развитию у ребенка:
 мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
 пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
 внимания и усидчивости;
 изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
 кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование ладошкой.

Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 

Рисование ватными палочками.

 Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание.

Рисование вилками.

Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужен характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

Нетрадиционное рисование в технике отпечатка.

Все дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины.

  •  комочек мятой бумаги

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Краска берется из баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.

  • втулка от туалетной бумаги

Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полукольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.

Также вы можете КРАЙ РУЛОНЧИКА нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшей группы. И даже для самых маленьких малышей в яслях.

  • Губка

Материалы и оборудование: губка, прищепки ,акварель(гуашь). Оттиск губкой.

Рисование пальчиками по крупе.

 На подносике(тарелочке) рассыпается крупа (манка). Дети при помощи пальчиков создают знакомые простые образы. 

Пластилинография.

Основным материалом в пластинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками.

Печать листьев.

 Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья  можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.

Метод воскография.

Для этой технике подходит белая свеча восковая (или парафиновая). Также это может быть детский восковой мелок для рисования (белый)..

На листе белой бумаги белым мелом рисуем картинку.  Потом берем акварель (не гуашь!!!) и начинаем наносить водянистую (не густую!!!) краску поверх нарисованных мелом линий. То есть просто закрашиваем цветными водянистыми красками наш лист бумаги и невидимый белый восковой рисунок начинает проявляться. Краска не цепляется за воск и эти места на бумаге остаются белыми.

Монотипия предметная.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. 

Рисование мыльными пузырями.

Материалы и инструменты: Гуашь или пищевые красители, вода ,жидкое мыло или моющее средство ,коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики ,плотная бумага Салфетки. 1 способ: Коктельной трубочкой взболтать раствор, а затем, не вынимая из раствора трубочку, подуть в неё, чтобы раствор начал пузыриться. Когда пена поднялась, прислоняем к ней лист бумаги. 2 способ: Можно снимать поднявшиеся пузырьки ложкой и выкладывать их на листе.

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.

Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных  техник - это маленькая игра.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

Список литературы:

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Экология и нетрадиционная техника художественного творчества".

ГДОУ д/с № 39 общеразвивающего видас приоритетным осуществлением физического развития воспитанниковКрасносельского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей.Подготовила и провела:Торовец...

Перспективно-тематический план работы кружка (младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

Пояснительная записка.Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической ...

Презентация Тема: «Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может...

Перспективно-тематический план работы кружка (вторая младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

 Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и т...

Кружок «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества...

Планирование работы в направлении нетрадиционные техники художественного творчества

Задачи:Знакомство с нетрационными техниками ИЗОРазвитие творческих способностей;Развитие психических процессов;Развитие моторики;Формирование эстетического вкуса;Воспитывать желаниепонимать и проециро...