Проект "Сказка на кончиках пальцев"
проект по рисованию (старшая группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Проект"Сказка на кончиках пальцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_na_konchikah_paltsev.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Прикладное искусство

«Сказка на кончиках пальцев»

Автор:

Сулейманова Амира

Группа комбинированной направленности

«Мальвина»

Научные руководители:

Зейналова Сара Нажмудиновна,

Почетный работник общего образования,

Российской Федерации,

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»

                                                                        Просекова Татьяна Геннадьевна,

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»

2019 г.

Содержание

Аннотация  ……………………...……………………………………………………………….        2

План исследований ……………………………………………………………………………..        5

Список литературы ………………………………………...…………………………………..  7

Приложение  ……………………………………………………………………………………  8

Аннотация

            Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками и ладошкой.

           Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

          Проект исследовательско - творческий, рассчитан сроком на 1год для детей 5-6 лет, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.


Актуальность проекта:

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
           Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
          Детям трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».
         Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины. 
Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы. 
Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка. 
          Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
художественных способностей и эстетического вкуса.
Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.

Цель: Формирование у детей интереса к нетрадиционным способам рисования, желание действовать самостоятельно, развитие мелкой моторики рук.

Задачи: 
*Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошкой);
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок), интересен другим (воспитателю, детям, родителям);
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;
*развивать мелкую моторику и речь детей с помощью пальчиковой гимнастики;
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Тип проекта: Художественно-творческий.
Срок реализации: долгосрочный (1 год).
Ресурсы проекта: Методическая литература, фотографии, книжные и другие иллюстрации с изображением разных сюжетов и предметов в соответствии с тематикой занятий перспективного планирования; материал: пальчиковые краски, изготовленные в домашних условиях (Приложение №2), гуашь, акварель, матерчатые салфетки, листы бумаги, картона, пластиковые тарелочки на каждого участника проекта, картотека потешек, пальчиковых игр.
Методы и приёмы:
Практический метод (работа детей с красками). Наглядный метод (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе). Словесный (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова).
Приёмы рисования: 
- пальчиками («примакивания» и «тычок»);
- ладошкой («примакивание» и «слияние цветов»).
Прогнозируемые результаты:
Рисование поможет малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети будут выражать свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробудят эмоциональную отзывчивость, воспитают у детей чувство прекрасного, будут формировать трудолюбие, разовьют восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи. Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Дети, довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволит учитывать индивидуальные особенности развития детей и поможет каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками поможет развить творчество, воображение.
Ожидаемый результат работы:
Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
Интерес к творческому процессу, к изобразительной деятельности.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

План исследований

Этапы реализации проекта:
1.подготовительный, погружение в проект:                                                                                   - Изучение методической литературы.
- Оформление информации для родителей. Консультация для родителей: «Рисование с детьми нетрадиционными способами
» (Приложение № 1).
2. Организация деятельности:
- Разработали рабочую программу по художественному творчеству для детей старшего возраста: «Рисуем пальчиками и ладошкой», составили перспективный план работы. Подобран рецепт приготовления безопасных пальчиковых красок для художественного творчества детей. (Приложение № 2).
- Подобрали иллюстрации, фотографии по темам перспективного плана.
- Составили сборник пальчиковых игр по темам перспективного плана
(Приложение № 3).
- Познакомили родителей с нетрадиционными техниками рисования и значением этой деятельности для развития детей старшего возраста, а тек же с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи (Приложение № 1). Получили полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды
3. Осуществление деятельности: 
выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом: согласно рабочей программы и перспективного планирования проводилось 1 занятие в неделю длительностью 25 минут, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки. Использование произведений изобразительного искусства, музыки, фольклора, иллюстраций и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Занятия имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. В результате совместной деятельности дети приобретают умения, навыки изобразительной деятельности, знания о новых предметах и многое другое.
4.Оформление:
- Оформление документации и материалов проекта. 
- Оформление выставок детских работ для родителей (1 раз в месяц). 
- Изготовление фотоальбома «Рисуем пальчиками и ладошкой».
(Приложение №4). 
- Изготовление картотеки с пальчиковыми играми и потешками.
5.Презентация:
Проведение открытого занятия по художественному творчеству «Рисуем пальчиками и ладошкой» для родителей воспитанников старшего возраста на Дне открытых дверей: «Вот какой наш детский сад, самый лучший для ребят».
Презентация фотоальбома «Рисуем пальчиками и ладошкой».

Методическая литература:
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» издательство: «Паритет». Год: 2003 
Гончарова Д. «Школа фантазёров». Издательство: ООО "Хатбер-пресс". Год выпуска: 2010
Данилова Е. «Пальчиковые игры» М.: Росмэн-пресс, 2007.
Ермакова И.А. «Поговори , со мной мама!». Издательство: СПб.: Литера. Год выпуска: 2007
Ермакова И.А. «Поиграй, со мной мама!». Издательство: СПб.: Литера. Год выпуска: 2007
Ильина Н. «Как вырастить ребёнка умным и счастливым» Издательство: «Вектор». Год выпуска 2011.
Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 5-6 лет»». Москва, изд. Мозайка Синтез , 2009г.

Приложение № 1
Консультация для родителей «Рисуем с детьми нетрадиционными способами»
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным. 
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет. 
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. 
Тычок жёсткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 
Рисование шерстяной ниткой
В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым. 
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. 
Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т. д.).Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема. 
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
 

Памятка для родителей «Рисуем пальчиками и ладошкой»

Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок вырос творческой личностью. Но что можно сделать в столь раннем возрасте, когда малышу всего лишь около двух лет? Я предлагаю вам простые советы, которые помогут развить воображение ребенка, создать его первые творческие шедевры, научиться экспериментировать. Возможно, он не станет великим художником, но наверняка научится чувствовать цвет, попробует изобрести что-то свое, почувствует удовольствие от собственной деятельности и от общения с вами. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы даже не имея никаких художественных навыков. Начните с самого простого: рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладоняхнаходятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Чтобы научить ребенка рисовать пальчиком, возьмите его руку в свою, обмакните указательный пальчик его правой руки в разведенную водой гуашь и поставьте на листе несколько точек. Для смены цвета можно использовать другой пальчик или промыть указательный пальчик в мисочке с водой и набрать на него новую краску. Нарисованные пальчиком точки в одном случае могут быть зернышками, в другом – дождиком, в третьем – украсят платье девочки.

При рисовании ладошкой ребенок опускает всю ладонь в широкую мисочку с разведенной гуашью и делает отпечаток. Отпечаток ладошки может превратиться в петуха или осьминога. Когда краска подсохнет, на отпечатке ладони малыш пальчиком рисует глаза, рот, лапы и т. д., доводя отпечаток до нужного образа.

Когда ребенок создает изображение, у него совершенствуются представления об окружающем мире. Он запоминает характерные особенности и детали предметов, овладевает изобразительными навыками, находит первые конструкторские решения. В процессе творчества малыш познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. Все это способствует формированию художественно-эстетического развития малыша. Очень важно эмоционально затронуть малыша в процессе творчества. У ребенка раннего возраста хорошо развито воображение, он способен быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать. По окончании работы желательно обсудить с ребенком то, что он рисовал и похвалить созданное им рисунок, отметить использованные им в работе линии, пятна, мазки, формы, цвета. Такие беседы, безусловно, способствуют не только развитию речи, но и эмоционально сближают взрослого и ребенка. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

Приложение № 2

Рецепт пальчиковых красок. Для их приготовления понадобится: 1 стакан муки, 4 ст. ложек соли, 2 ст. ложки растительного масла, пищевые красители, вода. Смешать все компоненты блендером, чтобы получилась смесь до консистенции сметаны. Для придания цвета использовать пищевые красители. Пальчиковые краски готовы! Вкусные натуральные ингредиенты, которые можно добавить в пальчиковые краски: 1. для розового цвета – сок свеклы; 2. для яркого оранжевого на выбор — морковь, апельсин или цедру мандарина; 3. зеленый цвет можно получить с помощью укропа или шпината. Запарить зелень в кипятке, а потом процедить через марлю; 4. лиловый цвет дает черная смородина (лучше всего сорт «барбариска»); 5. коричневый цвет можно получить, добавив кофе или шоколад; 6. для яркой желтизны – куркума; 7. красный цвет можно получить из: клюквы, брусники, вишни, красной смородины, кизила, барбариса; 8. малиновый цвет даст малина.        Очень забавно и весело рисовать таким способом. Получаются интересные рисунки и их легко рисовать. Однако, чтобы сменить цвет, руки необходимо каждый раз мыть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...