Мастер класс "Эбру".
материал по рисованию (старшая группа)

Бубнова Ася Васильевна

"Эбру" - искусство рисования на воде, как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ebru_dlya_detey.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Еремеевский детский сад»

 Полтавского района Омской области

Мастер – класс

«Эбру»  -  Искусство рисования на воде, как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей.

   

Подготовила: воспитатель А. В. Бубнова

         

        Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

                   музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                                                                                   

                                                             (Василий Александр Сухомлинский/

                                                           

                       Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена особенностью  воздействия ЭБРУ (рисование на воде) на ребёнка, показывая необходимость самостоятельно принимать решения.

У ребёнка в процессе рисование на воде начинают согласовываться чувства, логическое мышление, память, движение и в конечном итоге, ребенок успешно интегрируется социальном  в обществе.

Ключевые слова: арттерапия, эбру, эстетическое восприятие, гармонизация личности, нетрадиционные техники рисования.

   Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, их реальному миру. Таким образом, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Это и о детях, которые от нас убегают, прячутся, а порой  ищут защиты. Также речь пойдет о  непоседах, постоянно суетящихся, о неумолкающих «птичках –говорунах» и «молчунах – партизанах», бросающих на вас свой недоверчивый  взгляд. О детях, которые ведут себя  очень тихо и засиенчиво.

     Однажды в социальной сети в вк, я заинтересовалась статьей об открытии в Омске центра для детей с особенностями развития, и для детей с нормой  «Территория равных возможностей». Там я и увидела, как на водяном полотне появляются красочные картины. У каждого с первого раза получается уникальная, красивая работа. И ребенок когда видит результат, видит, что у него получается, это настолько окрыляет и вдохновляет, что хочется дальше  творить и эксперементировать.

  Мы с дочкой  решили попробовать  заняться акварисованием.

Рисование является одним из важнейших средств познания  мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает  ребенка от рисования. Ведь любое  нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.

  Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных  методик (арттерапии). Использование в изобразительном искусстве нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

  Главная цель арттерапии – гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно интегрировать его в обществе.  Арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

    Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией арттерапии и артпедагогики на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.

Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является Эбру.

Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Рисование на воде – особый творческий процесс, заставляющий с трепетом  наблюдать за происходящим. Без особого труда  даже дети имеющие ограничения по  здоровью  могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется  им на память! «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага» - так по – разному называют искусство ЭБРУ в странах Востока. Зародилось  Эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам, и здесь оно получило широкое распространение. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно — Эбру появилось на Востоке. Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, но и   один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования Эбру не требуется никаких выдающихся  способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает нечто  красивое. Тайна Эбру заключается в том, что тот, кто занимается данным видом  искусством, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковые  картины просто невозможно!

Как помогает детям  творчество рисование на воде «Эбру»

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

 Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключаться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру. А как приятно слышать  восторженные отзывы ребенка о своих  рисунках! Как приятно видеть, как ребенок гордится своими успехами  и обретает веру в собственные силы и возможности! И самое дорогое для меня детское «Я сам нарисовал! Я ещё много нарисую!» Как тут не вспомнить слова великого классика Федора Михайловича  Достоевского том,  что  «красота спасёт мир!». А я бы ещё добавила, что красота спасёт не только мир, но и человечество, веру человека в самого себя, в свои силы!


Я предлагаю ознакомиться с техникой эбру на примере конкретного мастер-класса «Цветок»
Цель мастер-класса – привлечение внимания к детскому творчеству, формирование умения выполнять рисунок в технике эбру.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1) познакомить с навыками рисования в технике эбру;
2) развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, воображение, моторику рук;
3) повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки;
4) воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.

Для работы используем  следующие материалы: лоток прямоугольной формы для эбру; краски Artdeco на масляной основе ; стаканчики с водой; вода с загустителем; кисти-щетины; шпажки для работы с жидкими красками; бумажные салфетки;  плотные листы бумаги (по размеру лотка); фартук.

Набрать немного краски на кисть и нанести на поверхность воды.  Можно использовать разные цвета по желанию. Или смешивать краски в отдельной емкости для получения нового оттенка.  Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Так мы создаем фон. Используя шило (спицу или зубочистку), выполнить рисунок на поверхности воды. Спицей нарисовать на поверхности воды прямые линии. Также можно воспользоваться гребнем ( получаются параллельные линии на поверхности воды). Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова.

Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (от 1 часа и более). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т.е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.

После того, как лист станет сухим, на нем можно продолжить рисовать (например, фломастерами или гуашью), или выполнить аппликацию из цветной бумаги.

    Приятного творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...