Мастер - класс росписи тарелки в технике витраж.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Оксана Владимировна Попова

Мастер - класс по росписи стеклянной тарелки "Подарок ветерану"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на мастер-классе.

Старое искусство сборки витража!

В маленьких стекляшках мастера душа!

Из цветных осколков сложится узор

Вычурных соцветий, неба и озер.

Детское художественное творчество  в детском саду – это важная составляющая жизнедеятельности ребенка в течение всего пребывания. Нет ни одного ребенка, которому было бы не интересно рисовать, лепить, конструировать.         С самого раннего детства дети вовлечены в процесс творчества: они учатся подражать взрослым: с мамой лепят из теста вкусные пряники, с папой конструируют полку, с бабушкой красят пасхальные яйца, с дедушкой учатся делать красивые фотоснимки. Нам, педагогам, только остается поддержать и развить в дошкольниках интерес и увлеченность искусством.

         Выбор мною технологии «Витраж» не случаен.  Старшие дошкольники,  с которыми, в основном, я работаю, очень восприимчивы к чему-то новому.  В рамках работы по вовлечению детей в мир изобразительного искусства, я решила отойти от привычных занятий по рисованию и обратить их взор на  витражное искусство (возраст детей это позволяет).   Мы посетили с детьми виртуальную экскурсию по старинным особнякам и храмам г. Санкт- Петербурга и я познакомила их с интересным жанром живописи – витраж. Увидела заинтересованность новым для детей искусством и предложила им для начала попробовать изготовить самый простейший витраж. Детям пришлось не просто. Оказалось, что для этого мало только желания, еще надо знать этапы работы, уметь правильно выбрать краски, проявить терпение, потому что все происходит не так быстро, как кажется сразу. Вот здесь произошло самое интересное – дети с удовольствием включились в совместную работу. И началась у нас детьми самая настоящая поисково-исследовательская  работа.

Сначала собрали разные сведения о  профессии художника (из Интернета, энциклопедий, из рассказов родителей). Получилась целая конференция. Дети  узнали об орудиях труда живописца, о процессе создания им произведения искусства. В процессе деятельности старалась донести до сознания детей то, что каждый художник внимательно всматривается в окружающий мир, видит его по-своему, в красках, формах, свете, тени… и рисует только то, что его радует и огорчает. Это может быть природа (пейзаж), цветы, фрукты (натюрморт), или животные и т.д. Затем знакомила детей с витражным искусством и его характерными особенностями. Это – теоретическое ознакомление художественной витражной росписью, беседы по картинам, наблюдение, диалоги, педагогические ситуации, которые на примерах показывают красоту окружающего мира через восприятие, удивление, восхищение, любование. Дидактические игры: «Собери витраж», «Мозаика», игры с калейдоскопом формируют представления детей о структуре композиции и цветосочетании витражных узоров. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, я задаю вопрос: «А как вы представляете волшебницу Зимушку-Зиму? А еѐ избушку? Музыкальная загадка, в которой Осень рассказывает о себе. Как помочь Весне - Красне превратить простой контур рисунка в весенний витраж?» В результате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи творческой деятельности, разрабатывается план действий: схема этапов работы. Вся последующая деятельность направлена на формирование изобразительных умений и навыков.         Работа в технике «Витраж» с детьми еще не закончена. Но уже сейчас виден положительный результат: у дошкольников появился устойчивый интерес к изобразительному искусству;  расширились знания о жанрах живописи;  детские работы стали отличаться интересными творческими замыслами;  стали использовать более сложные цветовые сочетания;  овладели особенными изобразительными умениями и навыками, уже сейчас освоили технологию витражного искусства. Опыт работы показывает, что использование технологий витражного искусства позволяет ребенку проявлять творчество, развивает чувство прекрасного и вызывает положительные эмоции.

        И сегодня я, так же как и своих детей, попытаюсь вовлечь вас в интересный мир витражного искусства. Вместе с вами изготовим поделку, которую может стать подарком, способом  витражной росписи по стеклу.

        Техника витражной росписи стекла очень похожа на сам витраж, только гораздо проще.

Нам понадобятся следующие материалы:

1. Стеклянная поверхность (тарелка)

2. Эскиз рисунка.

3. Контуры для росписи по стеклу.

4. Витражные краски.

5. Кисти, салфетки, ватные палочки.

        На сегодняшнем мастер-классе мы будем расписывать стеклянные тарелки.

        У Вас на столах есть технологические карты. На данном этапе дети знакомятся с определѐнной последовательностью изготовления витража.

        Для начала необходимо подготовить необходимые материалы. Затем  поверхность. Её очищают от грязи и пыли, а также  обезжиривают спиртосодержащими растворами.

         Подложив  под тарелку эскиз рисунка, и закрепив его по краям, начинаем наносить контур на поверхность тарелки.  Работу контурами необходимо вести очень аккуратно, замыкая все линии в рисунке. Контур следует наносить не жирными линиями, но и не пунктирными, еле заметными. Если линия контура «прорвется», то краски могут перемешаться и смазать рисунок.

        В целях экономии времени, я уже на ваши рабочие тарелки нанесла контур для дальнейшей росписи. Так как  он  должен просохнуть в течение 10-12 часов.

         И теперь мы можем раскрашивать наш сувенир.

        Для этого предлагаю вам 2 вида красок: 1. Прозрачные витражные краски; 2. Витражные краски для изготовления съемных аппликаций.

        Можете приступать к работе.        

        При окраске прозрачными красками состав лучше наносить тонким слоем кистью, чтобы сохранить основную характеристику витража - полупрозрачность стекла. Если во время работы возникли погрешности, то их устраняют сразу при помощи ватной палочки. Законченной росписи дают высохнуть. А вот краски для съемных аппликаций вначале не прозрачны и наносится, будут плотным слоем, а при высыхании краска приобретает прозрачный цвет.

Если останется время: (во время раскрашивания)

Хочется немного вам рассказать об истории  витража.

Когда-то, много веков назад, художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж. Это декоративная композиция из окрашенных стѐкол (от латинского слово ВИТРУМ – стекло). В эпоху средневековья витражи использовали в окнах церкви.         В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов. Николай I проявлял к таким картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — Санкт- Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже.

Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв.

Самоанализ.

        В ходе работы нашего мастер-класса, считаю, что мы не только успели познакомиться с историей витража, но и самостоятельно его изготовить. По моему мнению, цель моего мастер-класса достигнута, так как у вас получились великолепные работы в технике витраж, которые могут быть прекрасным и запоминающимся подарком для ветеранов. Даже если что-то у вас и не получилось, ничего страшного, любое творческое начинание требует опыта, тренировки.

Заключительное слово.

        Свой мастер класс хочу закончить отрывком из стихотворения  поэта Владимира Френкеля и просмотром небольшого видео, где вы сможете полюбоваться прекрасными витражами: (видео)

Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.
Зеленый, красный, желтый, синий,
Он лихо буйствует, пока
В перекрещенье строгих линий
Не застывает на века.
И это правильно. Свобода
Тогда лишь рвется из окна,
Когда безбрежность небосвода
Со всех сторон ограждена…

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Чудеса на витражах»

Мастер-класс для педагогов «Чудеса на витражах»...

Мастер-класс "Летающая тарелка"

Мастер-класс с пошаговым фото...

Мастер-класс «Летающая тарелка из бросового материала»

Данный мастер- класс для воспитетелей детских садов поможет в оформления группы к неделе "Космос"....

Мастер-класс Фруктовая тарелка

Красивая подача фруктов для детей в форме животных....

Мастер - класс по аппликации на тему: "Витражи" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Аплпикация для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на развитие мелкой моторики и симметрии....

Мастер класс "Декоративная тарелка "Морское дно"

мастер клас с детьми старшей группы...

Мастер-класс «Летающая тарелка»

Мастер-класс для детей и родителей старшей группы  ко Дню Космонавтики...