Прохождение программы обучения рисованию детей во второй младшей группе.
консультация по рисованию (младшая группа)

Хоронжак Юлия Владимировна

В программе по рисованию, лепке, аппликации дается четкое распределение материала в течение года. Деление программы по кварталам помогает воспитателю постепенно, последовательно осуществлять учебно-воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_prohozhdenie_programmy.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Прохождение программы обучения рисованию детей

во второй младшей группе.

        

В программе по рисованию, лепке, аппликации дается четкое распределение материала в течение года. Деление программы по кварталам помогает воспитателю постепенно, последовательно осуществлять учебно-воспитательные задачи.

1 квартал

В квартале дети начинают осваивать рисование не только прямых линий, но и округлых форм. Это дает возможность изображать более широкий круг предметов. Уже в конце третьего года жизни дети начинают изображать некоторые простейшие очертания форм. Дети четвертого года жизни довольно быстро осваивают изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках по замыслу могут появиться забавные человечки, зайчата, птички и т. д.

Особенность первых занятий по обучению рисованию в младшей группе заключается в том, что детям одновременно даются как технические умения (правильно держать карандаш, уверенно проводить прямые линии в различных направлениях), так и элементарное умение изображать предметы.

 Дети не просто чертят линию поперек листа, а рисуют дорожки, ленточки. Не только упражняются в проведении вертикальных линий, но и рисуют столбики, дождик. Интересное содержание занятия вызывает стремление выполнить работу как можно лучше.

Навык рисования вырабатывается благодаря повторным упражнениям. Очень важны первые упражнения для развития руки ребенка. Поэтому на занятии воспитатель предлагает нарисовать не один предмет — дорожку, а много. Повторяя изображение на занятии, ребенок упражняется, движения его руки становятся более уверенными, совершенными.

Казалось бы, проведение прямых — простое привычное для детей задание. Однако это не так: ведь не все дети посещали первую младшую группу, поэтому они приходят во вторую младшую неподготовленными. Далее отношение ребенка к данному заданию не имеет ничего общего с тем, что было ранее. Сейчас ребенок самостоятельно должен выполнить задание педагога, не ошибиться, провести прямые ленточки. Свободная ориентация на листе бумаги, выбор соответствующего материала обусловливают правильное выполнение данного, простого по содержанию задания. Освоение прямых линий лучше начинать с проведения вертикальных сверху вниз.

Воспитатель предлагает детям разнообразные темы для рисования. Например, внося в группу яркие ленточки, предлагает их посмотреть, потрогать рукой, провести сверху вниз; подчеркнув, что они длинные, воспитатель затем просит детей нарисовать такие же. Когда дети впервые осваивают направление вертикальной линии, воспитатель показывает, как ее провести, причем в зависимости от тематики он предлагает ленточки или шнурочки рисовать красками или карандашами: краска оставляет широкий след на бумаге, что придает ему сходство с ленточкой.

 Для рисования нужно подбирать хорошо сочетающуюся с цветом краски цветную бумагу, тогда получается красивая композиция (например, ярко-зеленые или синие ленточки на бледножелтой бумаге).

 Освоения горизонтальных линий воспитатель добивается, также используя доступную тематику. Он может, подбирая соответствующий фон бумаги, цвет краски, предлагать рисовать дорожки, посыпанные песочком, полосатый коврик, ледяные дорожки, сосульки и т. п.          

Наряду с освоением горизонтальных и вертикальных линий необходимо предлагать изображение округлых форм, используя для этого понятное детям содержание. Иногда возможно сочетание округлых форм с прямыми линиями. Так дети рисуют солнышко с яркими лучами или жучков, которые ползают по травке и т. п.                

Пересечение прямых вертикальных и горизонтальных линий дает детям возможность изображать более сложные предметы, состоящие из нескольких частей. Воспитатель объясняет ребенку, что для изображения лесенки, например, надо нарисовать полоску земли, поставить на нее длинные палочки, а потом «за ступенькой ступенька — станет лесенка». Показывая на игрушечной лесенке эти части, воспитатель тем самым облегчает ребенку процесс ее изображения на бумаге. Дети с интересом рисуют краской длинный заборчик, дополняя словами, где он расположен, кто его поставил и т. д.

 Наблюдения окружающей действительности помогают воспитателю подобрать для занятия близкую тематику: «Дождик, дождик кап-кап-кап, на дорогах лужи», «Падают, падают листья», «Елочка выросла в лесу» и т. д. Важно подвести детей к отображению некоторых моментов, характерных для данного времени года. Нестрашно, что дети еще слабо владеют изобразительными средствами: та тематика, которую предлагает воспитатель, должна быть им доступна, понятна.

Уже в I квартале, помимо освоения прямых линий и округлых форм, следует предлагать детям рисовать по своему желанию. Возможно, ребенок будет повторять усвоенные в процессе обучения изображения, однако он будет самостоятельно их располагать, внося какие-то новые элементы. Некоторые дети уже в это время могут создать изображения, отличные от того, что рисовали на занятиях. Такое проявление самостоятельности очень важно, его надо поощрять.

II квартал

Во II квартале, закрепляя навыки в изображении различных предметов, состоящих из сочетания линий: «Деревья на нашем участке», «Наша нарядная елочка», «Красивый клетчатый платочек» и др., основное внимание нужно уделять обучению детей рисованию предметов круглой формы, выработке у них необходимого для этого формообразующего движения.

Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, уверенности в изображении этой формы. Освоение ее дает детям возможность обогатить содержание рисунка, подойти к передаче величины предмета, его строения. Кроме того, ребенку уже легче передавать знакомые по форме предметы, сочетая изображение округлых предметов с проведением вертикальных, горизонтальных, перекрещивающихся линий: шарики на ниточках, погремушки, красивые цветы, неваляшки и др.

Для того чтобы освоение округлой формы было понятно и доступно детям, воспитатель предусматривает связь различных видов изобразительной деятельности. Например, вначале на занятии аппликацией он дает детям раскладывание и наклеивание вырезанных кружков. Ребенок, получая готовую форму, ощущает ее округлость, при повторном наклеивании лучше запоминает ее контур. После аппликации воспитатель проводит занятие по лепке шариков.  Таким образом, наглядно-действенным путем дети осваивают форму круга, шара.

 Затем воспитатель может на занятии рисованием предложить изображение замкнутой формы: «Баранки для кукол», «Дети катают обручи, колесики» (рисуют карандашами, красками). Целесообразно использовать при этом разнообразные предметы, подчеркивая общность формы.

В процессе занятий рисованием по желанию, которые идут параллельно с учебными, дети сами продолжают осваивать эту форму, обогащая ее новыми деталями. В рисунках чаще появляются изображения людей, животных, пускай еще несовершенных по форме. Воспитатель стремится к тому, чтобы у детей развивалась выдумка.

В процессе учебных занятий воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети передавали различие предметов одинаковой формы по величине.

Повторное изображение предметов одной и той же формы обусловлено тем, что дети впервые осваивают новые умения. Однако надо находить различие в определении содержания рисунка, учитывая специфику разных видов изображений.

В рисовании воспитатель предлагает изображение отдельных явлений природы, объектов растительного мира: «Елочка, опушенная снегом», «На деревья падает снежок», «Солнышко светит», «Снежные комочки покатились с горки», «Неваляшки вышли погулять», «Снежная баба стоит около дерева» и т. д.

Если во второй младшей группе дети научатся уверенно, легко, слитным движением рисовать предметы круглой формы, то в последующих группах изображение таких предметов не будет вызывать у них затруднений. Поэтому и важно во II квартале усвоению кругообразного формообразующего движения уделить особое внимание и не спешить с обучением изображению предметов новых форм.

  III квартал

В III квартале начинается обучение новому формообразующему движению — движению, направленному на передачу в рисунке предметов прямоугольной формы.

Освоение прямоугольной формы происходит наряду с повторением знакомых уже детям округлых форм. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети приближались к более точному изображению ее в рисунке. С этой целью он использует аппликацию — наклеивание отдельных квадратов и прямоугольников («кубики на коврике», «флажки на ниточке»).

Затем можно предложить детям наклеивать простейшие постройки из трех-четырех прямоугольных форм (воротца, пирамидка).  

Рисование предметов прямоугольной формы требует своевременной остановки движения и изменения его направления под углом. Вначале это трудно: дети не могут вовремя остановиться и рисовать линию в другом направлении, скругляют углы. Чтобы помочь детям освоить рисование прямоугольной формы, сначала лучше применить прием отдельного рисования каждой линии. Так, например, сперва детям дается лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На одном занятии предлагается на этой линии нарисовать стоящие в ряд кирпичики. Рисуя каждый кирпичик, ребенок проводит две линии сверху вниз до горизонтальной и соединяет их вверху: получается прямоугольник - кирпичик; отступая немного, так же рисует второй кирпичик. Подготовленная воспитателем горизонтальная линия может изображать и веревочку, на которой висят флажки. От веревочки дети проводят по две линии вниз и соединяют их, получая прямоугольный флажок.

Позже дети сами проводят линию опоры, например линию земли, на которой рисуют домик: одна линия — стена, другая линия — вторая стена, а вверху соединяющая их. Но, чтобы дети осваивали правильное формообразующее движение при рисовании прямоугольных форм, нужно учить их проведению линий с остановкой и поворотом руки на углах. Этому помогает слово, произносимое воспитателем и стимулирующее остановку, например, «остановились» или другое. Так можно научить рисовать флажок на палочке. Полотнище флажка рисуется неотрывным движением: верхняя линия слева направо, боковая — сверху вниз, нижняя — справа налево, левая боковая — снизу вверх (можно и в другой последовательности, но обязательно неотрывно). Затем отдельно рисуется палочка сверху вниз.

На другом занятии воспитатель, показывая кубики, просит детей нарисовать их на бумаге, предварительно дав им возможность обвести кубик по контуру (по одной плоскости) неотрывно, приговаривая: «Сторона, уголок, сторона, уголок и т. д.».

Позднее дети рисуют тележку, которая едет по дорожке, и ребенок придумывает, куда она едет, что везет, дополняя свой рисунок подходящими по смыслу деталями. После майского праздника можно предложить детям передать праздничное настроение в рисунке «Праздничные флажки, большие и маленькие».

Изображение в рисунке может быть для ребенка связано с сюжетно-игровым замыслом. Нарисованный флажок ребенок повторит несколько раз — «Это будет праздник». Изображение тележки включит в разные ситуации: «Тележка повезет кубики», или: «Она поедет за гостями — мишкой, куклой, зайчиком, которые хотят посмотреть праздник», или: «Просто им хочется покататься в такой новой красивой тележке».

Помимо обучения на занятиях, когда все дети осваивают определенные умения в изображении предметов различных форм, дети действуют карандашом, красками вне занятий. Ребенок, используя свои индивидуальные возможности, опирается на тот опыт, который он приобрел на учебных занятиях. Этот процесс не исключает руководства педагога.

Воспитатель должен развивать у детей способность рассматривать свои рисунки, говорить о них, отмечать выразительные моменты. Например, нарисовав неваляшек, дети отмечают, у кого неваляшка наклонила голову.

В процессе прохождения программы по кварталам дети постепенно осваивают технические навыки и умения. В начале года они часто рисуют карандашами. Однако, не задерживая их долго только на карандашах, можно предлагать новый материал — краски.

Освоение цвета происходит постепенно, причем планировать, какие цвета давать вначале, какие потом, нецелесообразно. Подбирая краски, карандаши, воспитатель учитывает содержание работы.

При первом освоении предметов новой формы нежелательно разнообразие цветов. В самостоятельной работе при повторном изображении предметов знакомых форм дети могут пользоваться более разнообразной гаммой цветов, выбирая их по своему желанию из приготовленных воспитателем 5—6 цветов и оттенков.

   IV квартал

Не давая детям новых умений, воспитатель предлагает в IV квартале рисовать предметы знакомой формы, в основном проводя рисование, лепку по замыслу. Вместе с тем педагог рекомендует детям отразить те впечатления, которые они получают из окружающей жизни: нарисовать цветы, жучков, первую весеннюю травку, теплое солнышко.

В конце года следует шире использовать коллективные работы: нарисовать всем вместе лес, в который дети ходят гулять, цветы, которые расцвели на лугу. Созданные композиции можно на некоторое время вывесить в группе, чтобы дети могли полюбоваться ими.

Таким образом, предоставляя детям возможность отражать впечатления об окружающем и рисовать по собственному желанию, педагог способствует применению полученных детьми в течение года навыков и умений и закреплению их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Умственное воспитание детейво второй младшей группе.Сенсорное воспитание».

Умственное развитие  и воспитание представляет собой количественные  и качественные  изменения, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и...

Aвторская программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования....

Программа кружка "Радуга красок" по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

Программа разработана с целью развития у детей второй младшей группы художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачами данной программы являтся знакомство с р...

Программа кружка для детей второй младшей группы «Декоративное рисование».

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно–прикладным искусством....

Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознате...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (РИСОВАНИЕ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». ФГОС ДО

Перспективное планирование  составлена на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания методов и приемов  все...

Конспект открытого занятия по рисованию во второй младшей группе Тема: «Друзья для зайчика» по рисованию во второй младшей группе

Конспект открытого занятия по рисованию во второй младшей группе Тема: «Друзья для зайчика»по рисованиюво второй младшей группеПрограммное содержание:Учить детей рисовать способом тычка же...