Цикл занятий по ознакомлению детей с Городецкой росписью
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цикл занятий по ознакомлению детей с Городецкой росписью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение –

Конспект занятия №1

«Красота Городецких узоров»

Цель:

Познакомить детей с Городецкой росписью, с ее происхождением.

Задачи :

  1. Познакомить с орнаментальной композицией Городецкой росписи.
  2. Познакомить с цветочными мотивами: розан и купавка.
  3. Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов Городецкой росписи.
  4. Воспитывать у ребят  интерес и любовь к народному искусству.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа

Оборудование:  бумага, гуашь, кисть, палитра, баночки с водой, простые карандаши, салфетки.

Для воспитателя:

- изделия Городецких мастеров (шкатулки, игрушки, детская мебель, декоративные тарелки, разделочные доски);

- динамическая таблица – поэтапное выполнение розана и купавки

 - шаблоны  изделий  

Ход занятия:

        1. Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи, познакомимся с двумя цветками этой росписи – розаном и купавкой .

        - Название цветка «Розан» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой. Дело в том, что много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет такой цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка. С тех пор люди стали изображать его в своих росписях.

        -Объяснение воспитателя и совместное выполнение цветов Городецкой росписи с детьми. (По ходу объяснения обращаемся к динамической таблице поэтапное выполнение розана и купавки).

        - А что вы скажете про фон цветов? (у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой).

        - Чем отличаются эти 2 цветка? (они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю  и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины).

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

2. СХД

Детям раздаются шаблоны кружков.

        - Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи (поэтапное выполнение вместе с детьми).

1 этап: на этом этапе, мы делаем замалевок или цветовое пятно.

2 этап: после того как сделали замалевок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.

3 этап: делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

4 этап: делаем «оживку». Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

3.Подведение итогов

Выставка работ

        Все работы дети вывешивают на доску и сами приклеивают красные кружки, выбирая при этом наилучшую на его взгляд работу.

        По итогам оценивания определяется «Мастер Городца».

Итог занятия

- Ребята, с какой росписью мы познакомились?

- Кто расскажет, о возникновении росписи?

- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?

- Каковы этапы выполнения розана и купавки?


Приложение --

Конспект занятия №5

«Городецкая доска»

Задачи:

1.Закрепить рисование изученных элементов Городецкой росписи.

2.Развитие композиционного мышления, чувства цвета, художественного вкуса, графического умения;

3. Совершенствовать навык держания кисти и навык прекращения движений в нужной точке

4.Воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Предварительная работа: рассматривание готовых образцов досок.

Словарная работа: Городецкая роспись, купавка, розан, бутон, ромашка, оживка,названия цветов и оттенков

Оборудование: краски, кисточки, краски-гуашь, простые карандаши, салфетки, наглядный материал городецкой росписи, палитра, баночки с водой, шаблоны кухонных досок.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент. Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

- Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Вопросы к детям:

- Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?  

Дети отвечают.

Городецкая роспись необычная,

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

- А какие цветы изображают?  

Дети отвечают: основные элементы городецкой росписи: розан и купавка,бутон,ромашка.

- Теперь посмотрите, как можно расписать доски.

Где расположен узор? Какие цвета использованы?

Объяснение техники выполнения: сначала рисуем самый крупный цветок, затем помельче, потом листочки , и в конце выполняется оживка.

Физминутка

     2. СХД.

Напоминания, советы ,по ходу работы.

     3. Подведение итогов, всеобщее любование детскими работами.

«Какие замечательные подарки  мы приготовили нашим поварам. Они будут рады таким  замечательным подаркам и непременно оценят »

В конце занятия организуется выставка детских работ.

Приложение –

Конспект занятия №2

«Сказочные узоры Городецкой росписи»

Задачи:

1.познакомить детей с цветочными мотивами: ромашкой и бутоном.

2. развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов по мотивам Городецкой росписи.

3. развивать навык прекращения движений кистью в нужной точке.

4.Воспитание интереса и гуманного отношения к народному творчеству.

Предварительная работа :рассматривание иллюстраций, где встречаются элементы ромашки и бутона, рассматривание заготовленного образца.

Словарная работа: Городецкая роспись, ромашка, бутон, оживка,

названия цветов и оттенков.

Оборудование:  бумага, простые карандаши, салфетки гуашь, кисть, палитра, баночки с водой, динамическая таблица – поэтапное выполнение розана и купавки, шаблоны  изделий .

                     

Ход занятия:

  1. Ребята, сегодня тема занятия «Сказочные узоры. Городецкая роспись». Мы продолжим пополнять копилку знаний о Городецкой росписи, с которой  познакомились на прошлом занятии и познакомимся ещё с одними из основных элементов: ромашкой и бутоном.

Художественное слово

Городецкая роспись -

Как ее нам не знать…

Здесь такие узоры,

Что ни в сказке сказать,

Здесь такие сюжеты -

Ни пером описать.

Городецкая роспись -

Как ее нам не знать.

Рассматривание иллюстраций и образца: познакомить с цветочными элементами: ромашкой и бутоном, закрепить их названия.

Вопросы к детям: Какие цвета будем использовать при изображении элементов? Где можно расположить узор? Чем отличаются эти 2 цветка? Какие краски нужно смешать чтобы получились голубой, розовый цвет?

Рассказ, показ техники выполнения  с чего начать рисование ромашки, бутона, как выполнять оживку.

2.СХД

Выполнение работы детьми

Помощь детям, которые затрудняются.

 В процессе самостоятельной работы  детям предоставляется творческая  свобода, оказывается  индивидуальную помощь. Включена  негромкая народная музыка.

3.Подведение итогов: если есть недостатки в тактичной форме дать рекомендации на будущее.

Отмечается каждая работа, то, что лучше всего удалось.

Всеобщее любование детскими работами.

Приложение –

Конспект занятия №6

«Красота Городецких узоров»

Задачи:

1.Определить насколько изменились знания детей о Городецкой росписи, её составляющих.

2. Выявить, насколько развито чувство цвета у детей контрольной и экспериментальной групп.

3.Изучить уровень развития чувства цвета у детей разных групп.

4. Проанализировать отношение к Городецкой росписи у детей.

Словарная работа: Городецкая роспись, бутон, розан, ромашка, купавка, оживка.

Материал: гуашь, белила, палитры, кисти ,баночки с водой, динамическая таблица – поэтапное выполнение розана, купавки, ромашки, бутона, шаблоны  изделий .

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент

   Воспитатель: Ребята. Послушайте  звучит волшебная музыка… А это значит, что волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте посмотрим. Что же там….

Сказочница: Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Вы меня узнали? Я сказочница. Прослышала я добрую весть о вас.  Знаю, что вы ребята, мастера умелые и росписи все народные знаете.

В нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Кощей Бесцветный. Уж очень он не любил красоту и яркие краски. Все он перекрашивал в серый и черный цвет. Было у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видел все, что делается в нашей сказочной стране. Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел: среди всей серости красивый город Городец. А жили в нем мастера-умельцы. Все в этом городе переливалось яркими красками. И люди там были веселыми и радостными. Ах, как рассердился Кощей Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской. Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. А самое страшное, что он стер их память – они забыли свое дело. Забыли чудесную городецкую роспись. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Кощеевы развеялись, нужно чтобы мастера вспомнили свою Городецкую роспись. Если вы что-то знаете о городецкой росписи, отправьте нам свою весточку. Запоминайте адрес: тридевятое царство, тридесятое государство город мастеров «Городец», бабушке сказочнице.

 Вопросы к детям:

Воспитатель:

Ребята, вы согласны помочь мастерам? А как мы можем послать весточку? (письмом, по телефону, голубями).

Воспитатель: Давайте вспомним ,кто ,что знает о Городецкой росписи

-Почему роспись называется Городецкой?  (мастера жили в городе Городец, поэтому роспись и называется городецкой).

-Какие предметы расписывают Городецкой росписью? (деревянную посуду, игрушки, мебель).

-Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (Розан, купавка, бутон, оживка, листья).

-Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы).

-Какие цвета используются в росписи?

-Что такое «оживка»? Для чего она нужна?  (штрихи на элементах узора белым краской, оживляют, освежают рисунок).

-Что такое «разживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора черной краской, делают рисунок ярким, более выразительным).

-Как правильно составить городецкий узор? Что сначала нужно сделать, а что потом?

*решить как расположить узор;

*сделать подмалевок;

*нарисовать листья,

*прорисовать цветы;

*нанести «оживку»;

 Физминутка

2.СХД.

Выполнение работы детьми

Помощь детям, которые затрудняются.

 В процессе самостоятельной работы  детям предоставляется творческая  свобода, оказывается  индивидуальная помощь.

 

3.Подведение итогов. Рефлексия.

-Расскажи, какие элементы росписи ты использовал?

-Аккуратно ли выполнены работы?

- Выберите работы, где розаны нарисованы аккуратно.  

-Почему ты выбрал эту работу?

- Как нарисованы линии?

-Какое качество работы?

-Что в ней положительного?

Ох, и хороши получились наши работы. Думаю, мастерам они тоже понравятся.  Как только они высохнут, отправим их вместе с письмом сказочной почтой в тридевятое царство. Как увидят мастера наши работы, вмиг чары Кощеевы развеятся.

Приложение –

Конспект занятия №3

«Волшебный ларец»

 Задачи:

1.Углубление эстетического познания о народном и декоративно – прикладном искусстве;

2.Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев.

3. Развивать умения детей в смешивании цветов. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим.

4.Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал: краски, кисточки, баночки с водой, палитра, динамическая таблица – поэтапное выполнение розана и купавки, листьев, шаблоны  изделий .

Ход занятия:

  1. Игровой приём: « Я была в музее народного творчества и там увидела волшебнй ларец необыкновенной красоты, давайте с вами нарисуем ларец, который будет исполнять наши желания»

-Рассматривание образцов

Дети рассматривают образцы и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

-Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи  . На одном образце   узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

- Показ техники рисования листьев.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

-Вопросы к детям : Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

 2.СХД

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

3.Всеобщее любование детскими работами.

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

 

Приложение –

Конспект занятия №4

«Райские птицы»

Задачи:

1.Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству.Закреплять знания детей об этом виде искусства.

2. Научить рисовать птиц, встречающихся в Городецкой росписи

3.Развивать память, творческие способности детей, чувство цвета, композиции, мелкую моторику пальцев рук.

4. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Предварительная работа: рассматривание  иллюстраций с птицами, расписанными городецкой росписью.

Оборудование: краски, кисточки, краски - гуашь, простые карандаши, салфетки, наглядный материал городецкой росписи, палитра, баночки с водой, динамическая таблица рисования птиц.

Ход занятия:

1.Художественное слово

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

 

 Отгадайте загадку:

Воробьи, стрижи, пингвины,

 Снегири, грачи, павлины,

 Попугаи и синицы:

 Одним словом это - ...(птицы)

Вот и мы с вами сегодня отправимся в мир птиц, но не простых, а волшебных, которых создали мастера городецкой росписи. И сегодня мы создадим свой райский сад с птицами.

   Посмотрите на иллюстрации и скажите:

 

- Какие цвета нам понадобятся для рисования этих птиц? (черный, красный,  голубой и т.д)

 -Что нужно сделать чтобы получить нужный оттенок?

- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад. )

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

- Молодцы! Присаживайтесь!

 2.СХД

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Городца и нарисуете птиц необыкновенной красоты.

   В процессе самостоятельной работы  детям предоставляется творческая  свобода, оказывается  индивидуальную помощь. Включена  негромкая народная музыка.

 3.Рефлексия:

- А теперь посмотрите на ваши работы и скажите, какое настроение вызывает городецкая роспись

- Выберите и покажите самую красивую птицу. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие на ней элементы, чем эта птица лучше других?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разнообразием сказочных архитектурных образов

Были разработаны 2-е серии занятий, направленных на ознакомление детеи с разнообразием сказочных архитектурных образов, разнообразием их формыи деталей. Занятия включали в себя следующие виды дея...

Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.

Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ»

В материале представлен примерный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами Городецкой росписи...

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности....

Консультация для воспитателей «Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов»

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Зелёный огонёк»

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возрастас правилами дорожного движения «Зелёный огонёк»...

Цикл занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с музеями

Цикл занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с музеями...