Консультация для педагогов "Рисование как продукт деятельности"
консультация по рисованию

Консультация для педагогов "Рисование как продукт деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_5.docx67.61 КБ

Предварительный просмотр:

1)Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.                                            Рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности.                                                                Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти.                                           Рисование – это один из жанров в изобразительном искусстве, а также соответствующая техника, позволяющая создавать всевозможные изображения на различных поверхностях или объектах.                                                               Рисование – способ отображения предметов, объектов, явлений окружающей действительности, чувств, эмоций на плоскости с помощью выразительных средств живописи и графики.                                                                                                 Рисование - самый любимый вид деятельности для детей. Именно через рисунок ребенку легче всего передать свое состояние, поделиться наблюдениями, выразить отношение ко всему, что его окружает. Карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага.    

Рисование – метод диагностики, используемый педагогами-психологами.                       Рисунок рассматривается как диагностический материал довольно давно.  Выполненный ребёнком он отражает степень овладения им ключевых понятий  и свидетельствует об уровне развития интеллекта.                                                                                                            Рисуночные методики очень удобны в практической работе педагога-психолога. Они широко и эффективно используются в качестве компонента комплексного  психологического обследования  детей.                                                             Они применяются с целью получить первое представление о развитии  ребёнка или его проблеме. В силу того, что большинство детей  любят рисовать, методики помогают  установить  контакт с ребёнком и завязать сотрудничество. Рисование для ребёнка является  естественной  деятельностью и не вызывает тревожных переживаний.                                                                             Среди многочисленных методик для дошкольников-я выделяю методики оценки интеллекта «Нарисуй человека». Данная методика очень удобна для практической работы. Достаточно иметь лист бумаги и карандаш, а это всегда под рукой и недорого стоит. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования. Этой методикой пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребёнка. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме представление ребёнка о предмете или ситуации. Основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения является основным показателем уровня умственного развития.                                    А также методики « Точки», направленная взаимодействие, оптимизация, снятие агрессии, совместимость и «Рисование пальчиковыми красками, направленная на сенсоматорное развитие, взаимодействие, сотрудничество.                                          Для педагогов я хочу выделить методику «Пары фигур», которую я хочу вам продемонстрировать. Методика «Пары фигур», направлена на выявление жизненных проблем, обучение самоанализу, умению размышлять над собственными жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам.                                                                                      Инструкция:
Перед вами таблица, в которой вашему вниманию представлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закрашенные.                                     Ключ к тесту:
Смысл этого теста заключается в том, что он наглядно демонстрирует вашу готовность и умение размышлять над вашими жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам.
Сразу надо отметить, что все ФИГУРЫ СЛЕВА (1, 3, 5, 7) — это ваше прошлое и настоящее.
ФИГУРЫ СПРАВА (2, 4, 6, 8) - ваше будущее. То есть в каждой паре фигур представлено и прошлое и будущее, и это очень важно учитывать при трактовке полученных значений.
Начнем собственно расшифровку теста.
ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР - это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.
ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР - это ваши чувства, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжившие свой срок.
ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.
ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА - это ваши действия. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе человек.
                                          2)Этапы рисования:

Доизобразительный период
(1.5  – 3.5 лет)

  • Период «каракулей», «марания» (Линии хаотичного начертания – следы движения);
  • Стадия ритмических каракулей.(Движения более точные, каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, вертикально или горизонтально,  линии и пятна становятся ритмичными);
  • Ассоциативная стадия.(Формируется речь, замыкаются линии в круг, появляются случайные сочетания, которые напоминают  ребенку реальный образ, действует с изображением, замысла пока нет)

Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ребенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как таковой.

Доизобразительный этап в формировании детского рисунка продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения. Другие авторы различают внутри доизобразительного этапа стадии «марания», ритмических каракулей и ассоциативную стадию.

Стадия «марания»-первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».                                                                               Стадия ритмических каракулей-постепенно у ребенка появляется возможность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными.                                                                                                     Ассоциативная стадия - третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования - возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. А.А. Смирнов отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы». Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» -ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко. То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка. В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду – изобразительному.

Изобразительный период

Началом изобразительного периода условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел», то есть цель нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок. По мнению B.C. Мухиной, переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий (ассоциативная стадия), затем - намеренное изображение.

Изобразительный период также является продолжительным и неоднородным и делится на несколько стадий.

Стадия примитивных изображений (3-5 лет)-у ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, утлы, отрезки линий. Ребенок может нарисовать множество изображений, похожих на круги, и сказать: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходящие линии, а также рот. «Это мама и Таня», - говорит ребенок. Так в рамках данной стадии выделяется подстадия головоногов, когда в рисунках детей человек представлен только двумя элементами: головой и ногами. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую -руки.                               Стадия схематических изображений-она длится очень долго, и в ней, в свою очередь можно выделить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало по малу более существенным содержанием. Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей головы и какой-либо подпорки. При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее простым способом в виде полок, идущих под некоторым углом.

Далее выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда обособление от ног делается прямой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами. Там, где из туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми чертами. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает на сцену довольно часто. При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой. Одежда обычно обозначает свое присутствие только пуговицами. Эти изображения чаще всего представляют человека анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. Промежуточная ступень характеризуется тем, что часть рисунка изображает человека в профиль, а часть в анфас. Здесь еще не соблюдаются пропорции, поэтому изображаемые люди чаще всего представляются в виде головастиков. Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятельности дети еще не исправляют ошибки в своих рисунках. В целом схематичность наблюдается в любых рисунках этого возраста (животное, дом, паровоз). Больше всего привлекают динамичные предметы (люди, животные, если дом, то обязательно из трубы валит дым). Для этой стадии характерно руководство внутренними представлениями о предмете рисования по памяти (образу). Рисование только самого существенного. Фактически это графический рассказ о том, что ребенок знает редко. Самый обычный способ исправления для данного возраста - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги.

Дальнейшая, четвертая стадия - это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Находят себе применение руки: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появляется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду. Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встречаться с промежуточной стадией - стадией смешанной схемы - на которой часть рисунка передается почти схематически. В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова наделяется рогами, широкой шеей, выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесками, иногда становится понятно, из какого материала он выстроен. Наряду с этим происходит значительное тематическое обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний вид домов и т.д. Несмотря на большой соблазн, вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго определенному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность ребенка и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отношении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером. Однако следует иметь в виду, что приводимые показатели развития рисунка соответствуют периоду начала XX века. Данные Г. Кершенштейнера  позволяют судить о степени распространенности различных типов рисунка в разном возрасте. Как видно из таблицы, шестилетние дети рисуют обычно схему, и только начиная с 11 -летнего возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения. Правдоподобный рисунок выступает на первый план только после 13 лет. Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки - семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей. Кроме того, к одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображение человека. В зависимости от возраста рисунок человека меняется, приобретая новые черты. Н. Семаго вслед за И. Шванцарой представляет возрастную последовательность в развитии рисунка человека.

Изобразительный период
(с 3 -3.5 лет – начало целенаправленной деятельности, когда  формируется устойчивый замысел в детских изобразительных работах, возникший  до начала рисования.)

  • Стадия – головоноги(3 года. Освоив круг, ребенок пытается изобразить человека – голова, руки ноги из головы);
  • Стадия  - схематические рисунки.(После 3,5 лет. Ребенок начинает осваивать геометрические фигуры. Замысел не устойчив)                                                               5 лет -  интенсивный рост в развитии рисования, усложнение схематичности, рисование предметов и животных  на основе геометрических форм, формируется умелость руки, умение действовать с худ. материалами, цвет не имеет значения.)                                                                                    Выделяют 2 группы:                                                                                                  

1 гр. «визуализаторы» -  те, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, (у них преимущественно развивается способность изображения); 2 гр.«коммуникаторы» -и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, ( у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер);

  • Правдоподобные изображения. (С 6 лет) (Отказ от схемы,  попытки воспроизведения действительного  вида предметов. Пропорциональность и детализация. реальное использование цвета как передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков. Активное проявление самостоятельности.)

Особенности детского рисунка 6-7 лет:

  • Изображение, как и прежде представляет собой только контуры предметов, оттенки и светотени отсутствуют;
  • Все еще не соблюдается пропорциональность изображения ( человек по росту может превышать рядом расположенный дом);
  • Сохраняется прозрачность рисунка, зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при  данном его положении не могут быть видны. (Например, в кармане - игрушка, в машине – мотор);
  • В 6 – 7 лет дети осваивают симметричность;
  • До 7 лет дети не исправляют ошибки, не стирают резинкой. Если желают усовершенствовать рисунок – не  исправляют линию, а присоединяют детали. Если не получилось, прекращают начальный рисунок и переходят на другой лист.

3)Виды рисования:

1)По содержанию рисунков

Реалистическое рисование-отображение объективной картины мира путем правдоподобного изображения ее объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. 

Стилизованное рисование-создание, лаконичного в плане цвета, формы и композиции образ, содержащий элементы декоративности.                             Абстрактное рисование-на основе  беспредметного искусства создание  различных  цветовых, тоновых композиций, отражающих внутреннее состояние ребенка.                                                                                                                                  2)По характеру рисунков:

Предметное рисование-изображение отдельных предметов.

Задачи обучения предметному рисованию:

  • Формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; способность замечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобразие; бережное отношение к миру предметов;
  • Вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взрослыми, получить их признание, поддержку, вызвать сопереживание;
  • Побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке соответствующих тем изображения.
  • Формировать у ребят обобщенные способы восприятия предметов разных типов.
  • Формировать, у дошкольников обобщенные представления об изображаемых предметах.

Особенности передачи образов, выразительных средств в рисовании детей.

  • Дети рисуют, опуская некоторые детали, которые по его мнению, не очень существенны. (например, голова без ушей, лицо без рта, носа и т.д.);
  •  Детские рисунки прозрачны;
  • Цвет нереальный;
  • Рисунок для ребенка является продолжением игры;
  •  «Временной» образ;
  •  Что не могут нарисовать, дети рассказывают.

Основные выразительные средства, которые дети могут передать, это форма и цвет, а также мазки и штрихи.

Методы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.

В обучении предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста используются все приемы обучения (и наглядный, и словесный, и практический, и игровые), но есть специфика использования некоторых из них: чаще используются следующие методические приемы, которые в данном возрасте помогают освоить формообразующие движения детям:

  • Сотворчество взрослого и ребенка;
  • Метод пассивных движений (рука ребенка в руке взрослого);
  • Метод опорных линий.

Методы обучения: в обучении предметному рисованию используются все методические приемы традиционной системы методов обучения.

Специфика использования методических приемов:

  • Метод неоднократного наблюдения предметов.
  • Прием обследования предметов служит основой осмысленного восприятия показанного педагогов способа выполнения.
  • Реже используется полный показ способа изображения (только в тех случаях, когда дети не знакомы с данным способом рисования). Чаще используются схемы для напоминания.
  • Образец выполненного воспитателем рисунка использовать реже, а то и вовсе не использовать, т.к. образ предмета, складывающийся у детей формируется через наблюдения, обследование, художественную литературу и т.п. Иначе дети начинают воспринимать мир через очки, взятые напрокат у взрослого (Неменский Б.М.).
  • Игровые приемы обучения.
  • Объяснение воспитателя уже может не сопровождаться показом (полным показом).
  • Художественное слово должно содержать описание изображаемого предмета.

Сюжетное рисование-придумывание и реализация сюжета на определенную
тему на плоскости

Содержание детских рисунков зависит от:

  • Художественных произведений;
  •  Знаний об общественных событиях;
  •  Наблюдений за трудом взрослых;
  • Наблюдений в природе.

В средней группе содержанием рисунков могут быть 2 предмета (дом и дерево, дом и скамейка, заяц и колобок), один из которых знакомый детям, другой – новый. В средней группе сюжетное рисование зависит от предметного рисования. В старшей группе темы могут быть разнообразные и зависят от знаний детей об окружающей жизни. Если дети рисуют по художественным произведениям, в содержании рисунка должен быть основной (главный) предмет (элемент), чтобы рисунок был узнаваем. В средней группе проводится 1 занятие в 2 месяца, 5-6 в год. В старшей, подготовительной – 2 занятия в месяц, 18 занятий в год.

Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию:

  • Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям.
  • Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
  • Приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа).
  • Учить изображать в рисунке главное.
  • Учить передавать в рисунке отношения по величине.
  • Учить передавать движения предмета.
  • Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка.
  • Развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
  • Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа.

Передача средств выразительности детьми в рисовании

Сюжетное рисование вводится со средней группы. В средней группе дети должны передавать:

  • Композицию рисунка (располагать предметы по всему листу, на одной линии);
  • Цвет предметов реальный;
  •  Относительную величину между предметами.

В старшей группе:

  • Цветом передавать свое отношение к рисунку;
  • Относительную величину (дальние предметы рисовать меньше, предметы ближнего плана крупно);
  • Композиция ( новое – в 2 плана, если необходимо нарисовать птиц в небе, то часть неба шире, если предметы на земле, то часть земли шире; дети передают многоплановость);
  • Движение.

Методы обучения сюжетному рисованию. На занятиях по сюжетному рисованию воспитатель использует все методические приемы (наглядные, словесные, практические, игровые) : традиционной системы методов обучения, но в использовании некоторых приемов существует специфика:

  • Беседа (используется для оживления в памяти).
  • Использование картины (для напоминания).
  • Художественное слово (для создания настроения).
  • Частичный показ (всем детям, индивидуально).
  • Анализ детских работ (обратить внимание на использование выразительных средств).

Понятие творчества. Творческая деятельность детей в сюжетном рисовании

Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.                                                                                                                                   В творческой деятельности выделяют 3 этапа: 1. –возникновение замысла; 2. – вынашивание замысла; 3. – реализация замысла, в результате чего появляется продукт деятельности.

Эти 3 этапа присущи творческой деятельности художников и детям. Только у детей 3 этапа реализуются на одном занятии, а у художников растянуты во времени.

Формы предварительной работы до ООД и на ООД:

  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • организация и проведение экскурсии (до ООД);
  • беседа с детьми по теме предстоящей работы;
  • игра с предметами и обследование их.

Предварительная работа дает возможность обогащать содержание детских поделок.

Средства выразительности (критерии оценки детских работ):

  • Цвет;
  • Относительная величина;
  • Движение;
  • Композиция.

 

Декоративное рисование-создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов
прикладного искусства

Значение обучения детей декоративному рисованию:

  • Мы даем детям знания, воспитываем чувство любви к Родине, патриотизм;
  •  В процессе рисования развивается рука ребенка и готовится к письму (декоративное рисование вводится тогда, когда ребенок имеет определенные навыки рисования;
  • Развивается художественный вкус;
  •  Развиваются творчество и самостоятельность в процессе рисования.

Задачи обучения декоративному обучению:

  • Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства;
  • Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых;
  • Формирование обобщенных знаний и соответствующих изоумений: освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;
  •  Воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;
  • Воспитание активности самостоятельности.

Содержание детских работ:

Декоративное рисование вводится со 2 младшей группы. В этой группе дети украшают предметы повторяющимися элементами (полоски – коврик для собачки, точками – платочек для бабушки). Со средней группы дети подражают народным росписям, промыслам: Ср.гр. – карельская вышивка, дымковская и филимоновская игрушки; Ст. гр. – хохлома, городецкая роспись, карельская вышивка; Подг. гр. – жостовский поднос, гжель, карельская вышивка. Ср гр. -1 занятие в месяц – 10-11 занятий в год. Ст. и подгот. гр. -2 занятия в мес. – 20-21 занятие в год.

Методы обучения детей декоративному рисованию:

От чего зависит выбор темы для знакомства:

  • От наличия наглядного материала в ДОУ;
  • От знаний воспитателя, его желания узнать что-то новое;
  •  От наличия промысла в данной местности;
  •  В младшей группе от навыка работы – формообразующих движений;
  • В средней – от сложности предмета;
  • В старшей – от впечатлений детей.

 Методы обучения-на занятиях по декоративному рисованию используются все методические приемы (наглядные, словесные, практические, игровые) традиционной системы методов обучения, но в использовании некоторых есть специфика:

  • Рассматривание подлинников;
  •  Рассматривание фото;
  • Использование иллюстраций;
  • Образцы воспитателя должны быть в 1,5 – 2 раза больше детских работ, готовить несколько образцов (это развивает творчество), в период обучения (ознакомления детей с новым промыслом) использовать одну форму для украшения;
  • Частичный показ;
  •  Использование дидактической игры.

Средства выразительности (критерии оценки детских работ):

  • Цвет;
  • Сочетание цвета;
  • Композиция;
  • Элементы;
  • Сочетание элементов;
  • Ритм;
  • Симметрия.

Задачи  обучения  дошкольников  рисованию:

Младший возраст:

  • Выделять и называть цвета ( красный, желтый синий, зеленый, оранжевый фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, розовый, голубой), оттенки (светлый, темный);
  • Смешивать цвета, используя прием наложения, вливания;
  • Через цвет передавать различные ощущения;
  • Называть и рисовать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида);
  • Наносить точки разными инструментами(кисточкой, пальцами, мелками, фломастерами и т. д.);
  • Создавать рисунок, используя различные линии, точки, пятна;
  • Штриховать простые силуэтные рисунки;
  • Выполнять фон;
  • Передавать ритм;
  •  Равномерно закрывать поверхность листа;
  •  Использовать печати, штампы для получения ритмичного рисунка;
  • Накладывать мазки, штриховку;
  • Аккуратно пользоваться и бережно относиться к краскам, кисточкам,             восковым мелкам, фломастерам;
  • Пользоваться стаканом с водой, тряпочкой.

Средний возраст:

  • Выделять и называть разные  цвета и оттенки.
  • Через цвет передавать настроение, характер, ощущения.
  • Проводить различные линии (прямые, волнистые, спиралевидные, зигзагообразные, замкнутые), составлять из них образ.
  • Учить смешивать краски и получать нужные цвета.
  • Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя штрихи в одном направлении по всей форме, не выходя за пределы контура.
  • Выделять композиционный центр.
  • Изображать линию горизонта.
  • Уравновешивать пространство листа.
  • Составлять симметричные композиции.
  • Рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.
  • Использовать неклассические техники.
  • Наносить орнамент на плоскую форму.
  • Составлять орнамент по мотивам знакомых росписей (дымковская, городецкая, филимоновская).
  • Закреплять умение чисто промывать кисть, перед использованием другого цвета краски.

Пользоваться палитрой.

Старший возраст:

  • Подбирать гармоничные цвета, используя цветовой круг.
  • Выполнять сложный многоплановый фон.
  • Закреплять умение составлять ритмичную композицию.
  • Передавать динамику образа.
  • Закреплять умение пользоваться различными инструментами и приемами  для создания фона.
  • Совершенствовать умение соединять детали в единую орнаментальную композицию.
  • Совершенствовать умение смешивать цвета, используя разные способы.
  • Совершенствовать умение через цвет отображать  настроение, характер образа, различные ощущения.
  • Вычленять цвета в оттенках.
  • Совершенствовать умение преобразовывать бесформенное пятно до образа, используя классические и не классические художественные техники.
  • Закреплять умение выполнять различную по характеру штриховку и тушевку.
  • Передавать воздушную и линейную перспективу.
  • Закреплять умение уравновешивать композицию рисунка.
  •  Использовать неклассические техники.
  • Совершенствовать умение составлять орнамент по мотивам знакомых  росписей (городецкой, хохломской, дымковской,  полхов-майданской,  жостовской  и др.).

Подготовительный возраст

Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:

  • развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление;
  • прививать желание рисовать;
  • учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры;
  • учить продумывать и планировать работу заранее;
  • знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;
  • учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;
  • учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
  • на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;
  • учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;
  • учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров;
  • -совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.

   

Техники рисования: Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами. Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:                                                                                                - рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.                                                                                С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:                                    - отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.                                                                                                                        А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:                                                                                                                                    - рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.                                                  
                                                          Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.  

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

  • Штампики из пластилина-Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску. Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды                                                                
  • Штампики из ниток-Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.                                      Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды.                                                                              
  • Картинки-отпечатки-Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.                                                       Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды.
  • Отпечатки «листики»-Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.                          Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.
  • Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
    Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.                                                    
    Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.

РИСОВАНИЕ РУКАМИ

  • Рисуем ладошками-Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.                        Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды.
  • Рисуем пальчиками-Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.                                                                   Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

  • РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ-Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.                                                              Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага.

  • РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ-Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.                     Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.

  • РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ-Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
    Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
    Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
    Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.                                                                    
    Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды.

  • РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ - Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.                                                                     Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.

  • МОНОТИПИЯ-Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
    Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
    Существует два вида монотипии.

  • Монотипия на стекле-На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.

  • Монотипия предметная-Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.                                         Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды.

  • КЛЯКСОГРАФИЯ-Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.                                                    Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.

  • НИТКОГРАФИЯ-Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова. Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды.

  • РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ-В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы. Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.                                                               Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды.

  • ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»-Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). 
    Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.                                              
    Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды.

  • ФРОТТАЖ-Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание). 
    Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.                            
    Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага.

  • ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ-Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.                                               Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вредные продукты в питании ребенка"

Консультация для родителей о вредных продуктах в питании детей дошкольного  возраста...

Консультация "Пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на организм"

Консультация "Пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на организм"...

Консультация для родителей "Вредные продукты"

Наши дети растут так быстро, им нужно много сил для роста и развития. Каждый из Вас – папа или мама, бабушка или дедушка хотят накормить малыша повкуснее. К сожалению, не всегд...

Консультация для родителей "Полезные продукты"

Консультация для родителей "Полезные продукты"...

Консультация для родителей "Какие продукты включить в меню ребенка, чтобы он меньше болел?"

Консультация для родителей "Какие продукты включить в меню ребенка,  чтобы он меньше болел?"...

Консультация для родителей : Какие продукты полезны для зрения в детском возрасте?

Основная причина снижения зрительных функций у детей — генетическая предрасположенность.Еще одной причиной ухудшения зрительной функции в детском возрасте является большая нагрузка на глаза... Д...

Презентация: Метод анализа продуктов деятельности в ПП диагностике детей с ОВЗ

В данной презентации представлена информация о методе анализа продуктов деятельности в психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья....