Статья
статья по рисованию (средняя группа)
Воспитательно-образовательный процесс предоставляется на сегодняшний день как целостный, системный, постоянно развивающийся, целенаправленный процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на усовершенствование качеств воспитанников, на достижение социально-значимых результатов и носящий личностно-ориентированный характер. Для реализации воспитательно-образовательного процесса необходимо сочетание научности и практичности, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса (что не является новшеством).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Цель: внедрение ФГОС в систему образовательного процесса.
Задачи:
1. Обогатить жизнь ребенка интересным содержанием.
2. Обеспечить творческий подход к выбору интересного содержания, на основе интеграции, с использованием различных приемов и методов.
3. Обеспечить обширное внедрение в образовательный процесс различных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
4. Обеспечить список вариантов в выборе новых и разнообразных тем, форм, средств, методов.
5. Исключение формальных подходов, стереотипности, излишнего назидательства.
6. Внимательное, воспитанное отношение к ребенку, его возможностям.
Подготовительная работа: изучение документации нормативно правовой базы.
Наглядный материал: икт, проектор.
Возраст воспитанников: 4-5 лет.
Описание хода мероприятия.
Дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования с вступлением в силу Ф З от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Особую актуальность приобретает стандартизация дошкольного образования. Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию представляет собой ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).
Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013) ;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Воспитательно-образовательный процесс предоставляется на сегодняшний день как целостный, системный, постоянно развивающийся, целенаправленный процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на усовершенствование качеств воспитанников, на достижение социально-значимых результатов и носящий личностно-ориентированный характер. Для реализации воспитательно-образовательного процесса необходимо сочетание научности и практичности, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса (что не является новшеством). Образовательный процесс должен включать в себя образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей по основным направлениям (по ФГОС ДО их пять - познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному и физическому) в которые включены следующие функции:
- воспитательная - развитие ценностных отношений;
- образовательная - воспитание интереса к получению знаний, которые выступают в качестве средств, способствующих развитию новых качеств ребенка;
- развивающая - развитие познавательных и психических процессов;
- социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
- оздоровительно-профилактическая - привитие навыков здорового образа жизни.
Для организации образовательного процесса необходимо планирование, которое придает ему содержательность, определенность и управляемость.
У воспитателя должны быть следующие личностные качества такие, как: непрерывное изучение индивидуальных особенностей, привычек, темперамента, черт характера, взглядов детей; объединение воспитания с самовоспитанием; умения диагностировать, знать уровень сформированности интересов, личностных качеств и мотивов детей; обеспечивать основную опору на активность, самостоятельность и развитие инициативы детей.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего время пребывания ребенка в дошкольном учреждении (самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в режимных моментах, организованная образовательная область и совместная деятельность воспитателя с детьми). Для решения педагогических задач воспитатель использует разнообразные формы работы с детьми - экспериментирование, чтение, наблюдение, игры, решение проблемных ситуаций, беседы).
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд,
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
- музыкальная,
- двигательная.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
-с одним ребенком;
-с подгруппой детей;
-с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
-возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
-их интереса к данному занятию;
-сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
• открытый временной конец деятельности.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности). В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.
Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повысится:
1. интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;
2. уровень профессионального мастерства педагогов;
3. уровень образованности воспитанников;
4. повысится стремление родителей участвовать во всех видах деятельности детского сада;
5. интерес социума к деятельности дошкольного образовательного учреждения, если будут созданы все условия как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей и, конечно же, государства.
В заключение хочется отметить, что в настоящем Федеральном государственном образовательном стандарте, на самом деле не так много нового, только образовательные области, а интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо, все это делалось и до внедрения ФГОС, только немного в другой форме.
Список литературы:
- Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
- Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приложение 1
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Дымковская игрушка"
Подготовительная работа: рассматривание картин, альбомов, знакомство с дымковской игрушкой, знакомство и рисование элементов росписи, занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительная деятельность, разнообразные дидактические игры, связанные с народной игрушкой и народными промыслами.
Наглядный материал: картинки, на которых изображены дымковские игрушки, образец рисунка, за ранее нарисованный воспитателем.
Возраст воспитанников: 4-5 лет.
Описание хода мероприятия.
Организационный момент.
Воспитатель переодетый в русский народный костюм заходит в группу. Воспитатель: - Здравствуйте, родные мои, а я сегодня пригласила к нам в гости наших с вами общих друзей.
Вводная часть.
Подходите все сюда
Картинки я вам принесла,
А какие именно
Посмотрите все внимательно!
(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором расположены картинки с изображением народных игрушек)
Основная часть. Ба-а-а, ребята посмотрите, что же здесь такое нарисовано?
(Ребята рассматривают картинки, лежащие на столе)
Дети: Картинки, с нарисованными дымковские игрушками.
Воспитатель: Правда? Как интересно. А может быть мне кто-нибудь расскажет кто именно нарисован на этих картинках? И каким образом они расписаны?
(По очереди несколько воспитанников выходят, берут по картинке и рассказывают про нее). Ой, как интересно, а про цвета мне может, расскажите? Уж очень хочется побольше обо всем узнать.
Дети: Мастерами использовались такие цвета как, красный, желтый, черный, коричневый, синий и оранжевый.
Воспитатель: А может, перевоплотимся в мастеров и попробуем сами расписать силуэты игрушек? А потом отправимся на ярмарку, чтобы показать наших игрушек.
Дети: Ура, конечно хотим.
Воспитатель: Но перед тем как начать работать, нам необходимо немного отдохнуть.
Звучит русская народная музыка.
Физкультминутка.
«Мы матрешки не простые, (руки разводят в стороны)
В ярки краски, расписные, (руки на поясе, повороты в права – влево)
Посмотрите, вы на нас, (руки вперед)
Невозможно отвесть, глаз. (глазки на ладошке показать)
Воспитатель: Вот немного отдохнули, а теперь нам пора поработать. Мои мастера выбирайте, что вам необходимо и начнем работать.
Дети выбирают материал и подготавливают свое рабочее место.
Воспитатель снова показывает детям картинки и выбирают иллюстрацию, которую они хотят нарисовать. (Дети же в свою очередь выбирают коня).
Воспитатель: А давайте-ка получше рассмотрим коня? Так-так-так, из каких же частей он состоит?
Дети: Голова, грива, туловище, ножки и хвост.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ой, посмотрите, а что это такое? (показывая на узор)
Дети: Знаем-знаем что это такое, это узор, а точнее лепестки и точки.
Воспитатель: Зачем нужен тычок?
Дети: Чтобы рисовать кружочки.
Воспитатель: Так хорошо. Может сначала я покажу вам, как мы будем украшать коня, а потом вы приступите к работе?
По завершению рисования воспитатель говорит:
- Так ребята не зевайте, к работе скорее приступайте.
Воспитатель: А кто сможет мне показать на доске, как мы рисуем мазки и точки? (два ребенка по очереди выходят и показывают технику рисования).
Воспитатель: А теперь давайте все вместе возьмем кисточки и в воздухе нарисуем эти элементы.
Практическая деятельность детей.
Хорошо, а теперь будем украшать наших коней.
Во время рисования дети вспоминают элементы рисования. Для того чтобы рисование было интересным можно использовать игровые приемы. Например такие как: посмотри у цветочка не хватает еще одного тычочка (кружочка); посмотри сколько места волнистая линия так и просит дальше побежать. При затруднениях ребенку необходимо посмотреть на образец.
Заключительная часть.
Рефлексия.
После того, как дети закончили работу, воспитатель размещает коней на столе.
- Ребята, посмотрите, какие красивые кони у нас получились!
Какой узор мы сегодня рисовали? А с какими игрушками мы с вами познакомились?
Вот теперь мы сможем ехать на ярмарку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...