Сценарий образовательной ситуации по духовно-нравственному воспитанию "Маски на Святки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Карнакова Евгения Викторовна

 Святки — святые дни, или святые вечера, — главный зимний многодневный праздник на Руси и в России, который начинается 7 января и длится до Крещения (19 января).

        Во многих странах по-своему отмечают этот праздник, но в чем-то традиции разных стран схожи, ведь они уходят своими корнями далеко в древность.

             На Руси святки праздновались всеми. На святочные маскарады готовили маски (в то время их называли личины), шутовские одеяния. Одни мазали щеки черной сажей, другие искусно приделывали усы, а на голову надевали большие лохматые шапки, чтобы близкие и друзья не могли их узнать. Ряженые с шутками обходили дома, исполняли обрядовые песни. Каждая хозяйка щедро одаривала гостей, угощая печеньем, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maski_na_svyatki.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Маски на Святки»

Цель: ознакомление детей с календарно-обрядовым праздником «Зимние святки»,  формирование у детей умения изготавливать  маски колядовщиков.

Задачи:

Образовательные

  • Расширить знания детей о русском народном празднике «Святки» с народными играми и традициями русского народа.
  • Дать возможность применить на практике полученные знания о масках колядовщиков.

Развивающие

  • Продолжать развивать навыки изобразительного творчества.
  • Развитие творческого воображения, фантазии.

Воспитательные

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности.
  • Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.

Оборудование: клеёнки на стол, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой, палитра, простые карандаши, презентация, магнитофон с аудиозаписями, шаблоны масок животных.

Ход образовательной ситуации

  1. Введение в игровую ситуацию 

Воспитатель:      - Ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте по русскому обычаю встретим гостей поклоном!   (Дети здороваются с русским поклоном с гостями)

Дети: - Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Праздник Новый год, которого мы так долго ждали, закончился, но настала череда других праздников – народных. Наступил праздник – Святки. Что это за праздник?  

Дети: Народный, веселый, длинный, зимний.

Воспитатель: Вы знаете, как люди праздновали святки?

Дети: Ходили в гости, дарили подарки, народные игры, пели песни, шутили, готовили угощение, веселились, загадывали желания, гадали, ходили в гости, наряжались.

Воспитатель: Завтра у нас в Зале будет праздник Святки. Вы хотите побывать на этом празднике -  Святках.

- Что ля этого нам нужно? (костюмы, маски)

- Где же мы их возьмем. (купим в магазине)

- А хотите их сделать сами?

Тогда отправимся в творческую мастерскую, где сможем сами изготовить маски. Так как сейчас зима, то отправимся мы с вами на саночках, Согласны?

Дети разбиваются парами и держатся за руки, двигаются по кругу под музыку.

  1. Актуализация знаний.

Воспитатель: Для чего нужны маски? (чтобы скрыть лицо, чтобы было весело)

Какие могут быть маски (на глаза, на лицо, в виде шапочки).

Какие материалы можно использовать для изготовления маски?

Как вы думаете, в маски каких животных наряжались русские люди на праздник? (воспитатель заслушивает ответы детей)

А давайте посмотрим небольшой мультфильм.

 Смотрим мультфильм «Коляда».

  1. Открытие нового знания (задача: сформировать представление об обязательном атрибуте праздника – масках животных и о том, что они символизировали).
    Воспитатель: Вы правильно заметили, что русские люди надевали на себя маски медведя, козы, коровы и лисы, потому что они обозначают следующее

1. Маска медведя - богатство.
2. Маска козы – плодородие.
3. Маска коровы – долгую жизнь.
4. Маска волка – злость.
5. Маска лисы – хитрость.

Физкультминутка.

А теперь игра - не развлеченье, А с большим, большим значеньем. (Достает из мешка палочки для игры): На концах бечевок палки называются „моталки”. Посреди бечевок снежинка, ты мотай бечевку шибко. Тот, кто первый намотает, тот и снежинку получает. Игра «Мотальщики» под музыку.

Воспитатель: Сейчас вы подумаете, какую же маску вы хотите подготовить для праздника завтра. На столах лежат шаблоны из картона. ( Дети выбирают шаблон сами, садятся за рабочее место).

Воспитатель: - Молодцы, чтоб работу выполнять, надо  правила не только знать, но и  соблюдать.

-Другу будем  улыбаться,

Да за дело приниматься.

Спинку прямо всем держать,

Чтоб потом вам не устать.

Рисовать стараться аккуратно,

Другу тихо помогать,

Помощи просить тихонько,

За собою всё прибрать.

Раскрашиваем маску красками, а затем прорисовываем глаза, нос, выделяем рожки, ушки. Когда краска высохнет, вырезаем готовую маску ножницами по контуру. Проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Дети рассматривают маски друг друга. Отвечают на вопрос воспитателя: почему каждый из них выбрал маску того или иного животного.

Проводится игра «Какая маска лишняя?»

- На столе разные маски (козы, медведя, лисы, волка, коровы и маска Крик).

 - Найдите маску, в которой завтра на праздник Святки идти нельзя.

- Почему? (потому что это маска Крик, которую одевают на другой праздник Хэллоуин).

Воспитатель:  - А завтра мы пойдём на праздник и обязательно возьмем с собой наши маски. Нам пора возвращаться в детский сад на саночках. (Дети встают парами и двигаются под музыку на саночках).

  1. Осмысление.

Воспитатель: 

- Вот мы и приехали. Присаживайтесь, пожалуйста, давайте вспомним, где вы были?

-Зачем мы туда ездили?

-Что было для вас самым интересным?

-А что было для вас самым трудным?  

-Как вы думаете, почему у вас все получилось? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Украшение пасхальных яиц"

Конспект образовательной деятельности для детей 2-ой младшей группы "Украшение пасхальных яиц". Его целью является знакомство детей с праздником Пасхи и традициями, связанными с росписью пасхальных яи...

Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно-нравственному и художественно-творческому воспитанию на тему «Православный храм».

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Непосредственно-образовательная деятельность по духовно-нравственному направлению «Преображения Господня (Яблочный спас)»

Непосредственно-образовательная деятельность по духовно-нравственному направлению«Преображения Господня (Яблочный спас)»  Программные задачи: – формировать у детей живо...

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Конспект Игровой ситуации по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Письмо от Шапокляк»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №4 «Колосок» р.п.Озинки Озинского района Саратовской области...

Презентация по кружку «Истоки» к проекту по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Святки. От Рождества до Крещения»

Цель проекта: —Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.Задачи:—Приобщить ребенка к истокам православной культуры через со...

Картотека бесед и игровых ситуаций по духовно – нравственному воспитанию для детей 2-3 лет

В картотеке представлены беседы и игровые ситуации по духовно-нравственному воспитанию детей 2-3 лет...