Опыт работы воспитателя Круковец Анастасии Мирославовны «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников».
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Круковец Анастасия Мирославовна

Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей. Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, а развитие творческих способностей возможны при активизации этих процессов. Поэтому качество творческой личности у детей нужно развивать уже в дошкольном возрасте.

Одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование, т.к. оно способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В. Берестов писал: «Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски, да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста


Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатель Круковец Анастасия Мирославовна

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваютсятакже специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

развивает мелкую моторику рук;

развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

- сформировать у детей технические навыки рисования.

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

развивать воображение и творческие способности детей.

- обогащать и расширять художественный опыт детей.

- побуждать ребенка экспериментировать.

- поощрять и поддерживать творческие находки.

развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнееразвивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение

 города Хабаровска "Детский сад комбинированного вида №185"

 Опыт работы

воспитателя Круковец Анастасии Мирославовны

«Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников».

г. Хабаровск

2020 год.

Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей. Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, а развитие творческих способностей возможны при активизации этих процессов. Поэтому качество творческой личности у детей нужно развивать уже в дошкольном возрасте.

Одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование, т.к. оно способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В. Берестов писал: «Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски, да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле".

При рисовании ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.

Занятия рисованием создают основу для общения детей между собой и взрослыми. Рисование отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, любуется, огорчается, старается добиться результатов или наоборот – теряется, опускает руки и отказывается рисовать. В этом случае, необходимо чуткое отношение взрослого.

Наблюдая за детьми, можно обратить внимание на то, что у некоторых детей слабо развито воображение, фантазия, творчество. А для развития этого, детям необходимо приобрести определенные знания, овладение навыками и умениями, то есть, необходимо целенаправленное обучение детей и освоение ими художественного опыта.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», О.А. Белобрыкиной «Маленькие волшебники или на пути к творчеству», можно увидеть пути решения данной проблемы. А точнее, понять, как развивать творчество и фантазию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов рисования.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

В результате работы был сформирован опыт работы по теме «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников».

Новизна данного опыта  состоит  в разработке и  использовании  на  практике  нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.

Степень новизны опыта: Усовершенствование.

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи: 

1. Разработать и систематизировать для использовния на практике нетрадиционные техники рисования.

2.Сформировать у детей технические навыки рисования.

3.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

4.Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Система работы: Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, убедить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Результативность: Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы я использую, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:  игра, которая является основным видом деятельности детей;

  сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма

 приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;  просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому,

 им важно почувствовать себя значимыми;  живая, эмоциональная речь воспитателя.

 Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Оно основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными и необычными.

Но прежде чем приступить к нетрадиционным техникам рисования, необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая будет направлена на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Самой веселой техникой рисования можно назвать «пальчиковую живопись». Рисование пальчиками способствует раннему развитию творческих способностей. Не потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления. Маленькие дети очень любят новые игры, что-то необычное, а если вдруг еще и разрешат «испачкать» ручки и все вокруг – буря восторга гарантирована!

Очень интересна техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья.

Когда дети начинают работать краской, у них иногда получаются кляксы. Многие очень расстраиваются, глядя на свой рисунок. Не беда! Есть прекрасный выход из положения – кляксография. Если получилась клякса на одной стороне листа, то можно добавить несколько капель других оттенков. Затем сложить лист, плотно прикрыть, а раскрыв его можно увидеть необычные деревья, фигурки зверей, причудливые узоры… А чтобы было понятнее, что мы на листе увидели, карандашом или фломастером дорисовываем кляксу и даем картинам красивые названия. Боязнь работы с красками пропадает, дети находят выход из «помарки». Получается часть сюжета в рисунке.

Еще одна игра с бумагой и красками. Предложите детям на одной половине листа нарисовать бабочку со сложенными крыльями, и закрыть второй половиной листа. Что же получилось? Бабочка расправила крылья и полетела! Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа. Так можно оживить стрекозу, мотылька, превратить одуванчик в пушистый шарик. А если кляксография с трубочкой, то она будет бегать по всему листу, оставляя причудливые дорожки, иногда убегая за край листа. И тогда рисунок словно сам рождается! Да, капельки краски расставляет юный художник, по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. В этой технике можно рисовать деревья, кусты, опуститься в подводный мир, создать морозные узоры на окне. У каждого ребенка свой шедевр. Такое занятие всегда интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, для детей с задержкой в развитии речи (как артикуляционная гимнастика). Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких, и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Поистине чудом можно назвать рисование свечой - «картинки –невидимки». Здесь могут возникнуть некоторые трудности. Дети не видят то, что рисовали, либо не получалось того, что хотели. Но, при этом, рисование свечой и восковыми мелками удивляет, вызывает у ребенка восторг, желание рисовать снова и снова.

Существует такая необычная техника рисования, как «Прижми и отпечатай». Можно рисовать любым бросовым материалом - пробками, крышками, поролоном, листьями деревьев. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка.

А давайте приготовим емкость с водой. Естественно возник вопрос: «Для чего?». Всё очень просто! Дети большие любители делать все наоборот и поэтому сначала рисуем, а потом на несколько секунд опускаем рисунок в воду. И дети тут же перемещаются в «Волшебную страну».

Существует ещё множество разных приемов – фантазируй!

Эстетическое влияние художественной деятельности усиливается выполненным со вкусом оформленным и хорошо подобранным музыкальным сопровождением. Для этого используются различные сборники музыкальных произведений. Музыка должна соответствовать определенной тематике, делая процесс рисования более красочным и запоминающимся.

В процессе изобразительной деятельности используются игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности – все это помогает не допустить в детское творчество однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия. На прогулке стоит обращать внимание детей на многообразие красок реального мира, используя приемы фантазирования, оживления, увеличения, уменьшения, развивать воображение. А во время дидактических игр дать понять, что нет двух одинаковых предметов.

Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но это не важно. Главное, что занятия разными видами изобразительной деятельности очень полезны детям. Они помогают воспитать творческую личность, учат мыслить смело и свободно, а это необходимо человеку любой специальности. И постараюсь быть с ребенком на всем этом пути, строить свою работу по принципу «вместе», сотрудничая с ним на равных.

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
  3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д. Лахути. – М.: Росмэн, 2001.
  4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
  5. Никашин А.И. Страунинг А.М. ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников. – Вологда: Издательство Вологодского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1993.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
  8. Г.В.Морозова «Ознакомление с окружающим миром», Москва 2010
  9. А. А. Фатеева   «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006
  10. Н.В.Дубровская   «Яркие ладошки», «Детство-пресс» 2004
  11. Н.В. Дубровская « Рисунки, спрятанные в пальчиках», «Детство-пресс» 2003

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

План занятий с детьми:

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

Сентябрь

рисование пальчиками

1.Цветные пальчики

2.Ягодки на тарелке

3.Сшили Тане сарафан

4.Разноцветные мячики

Октябрь

рисование пальчиками

1.Дождик, дождик пуще...

2.Листья желтые летят

3.Подводное царство

4.Петушок, петушок…

Ноябрь

рисование ладошками

1.Цветные ладошки

2.Цветик-семицветик

3.Ёжик

4.Мишка косолапый

Декабрь

1. Рисование ватными палочками

2. Горошины для петушка

3. Идет снег

4. Узор на платочке

5. В лесу родилась елочка

Январь

1. Тычок

2. Вот зима кругом

3. Снег идет

4. Цыплятки

5.Бусы для Кат

Февраль

Оттиск (штамп) пенопластом

1. Кубики для Вани

2. Мячики

3. Башни

4. Гусеница

Март

Оттиск (штамп) пенопластом

1. Платье для Катюши

2. Рисование губкой

3. Спрячь зайку

4. Рисование трафаретом

5. Веселые животные

6. Рисование по-мокрому

7. Солнышко

Апрель

Рисование смятой бумагой

1. Березки

2. Одуванчики

3. Ёжик

4. Монотипия

5. Воздушные шарики

Май

Набрызг

1. Салют

2. Звездочки на небе

3. Рисование пипеткой

4. Дождь идет

5. Мухомор

Приложение 2

Работа с родителями

Консультация: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому.

Необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

· рисование пальчиками;

· оттиск печатками из картофеля;

· рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

· тычок жесткой полусухой кистью.

· печать поролоном;

· печать пробками;

· восковые мелки + акварель

· свеча + акварель;

· отпечатки листьев;

· рисунки из ладошки;

· рисование ватными палочками;

· волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

· рисование песком;

· рисование мыльными пузырями;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная;

· печать по трафарету;

· монотипия предметная;

· кляксография обычная;

· пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее.

Рассмотрим более подробно такие техники, как:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2х2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Граттаж

Возраст: от шести лет.

Материалы: подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет - скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, нож, вязальная спица, пластиковая вилкой, зубочистка

Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью(чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»

Сообщение на тему:«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая деятельность человека делает егосуществом...

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия р...

Проект на тему: «Творим необычное обычным» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

   Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная ...

Проект «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»

Проект «Использование  потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»...

Презентация «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»

Презентация «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников

Рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кис...


 

Комментарии

Сорокина Ирина Петровна

Здравствуйте, Анастасия Мировславовна,спасибо что поделились интересным материалом из опыта работы, подскажите пожалуйста вы нетрадиционные техники рисования используете на групповых занятиях, или только на индивидуальных?

Круковец Анастасия Мирославовна

Добрый день, Ирина Петровна!Спасибо за отзыв !
Нетрадиционную технику рисования использую как на групповых занятиях так и на индивидуальных , также имеется центр творчества для самостоятельного использования детьми уже изученных нетрадиционных техник рисования !