"Проектирование по рисованию"
методическая разработка по рисованию

Штрак Елена Николаевна

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектирование по рисованию21.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

 II  КАТЕГОРИИ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 1 «СОЛНЫШКО»

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

(проектирование  работы с детьми старшего дошкольного возраста)

ВОСПИТАТЕЛЬ ШТРАК ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

с. Идринское, 2012 г.

Направление "Художественно-эстетическое развитие"

Образовательная область "Художественное творчество"

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

Цель: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Задачи:

  • развитие интереса к различным видам искусства;
  • формирование художественно-образных представлений;
  • развитие творческих способностей в рисовании;
  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
  • развитие сенсорных способностей;
  • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Литература: Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

Материал: изготовленные образцы для художественного творчества (приложение)

Сроки реализации: 1 год

Актуальность и значимость:

  1.  Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы можно проводить эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.). Результат:  ребенок становится любознательным и активным.
  2. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, специально создаются ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряются дети к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. Результат: ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
  3.  Чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. Результат: использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.
  4. Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Результат: навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.
  5. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Сказочные образы наиболее доступный сознанию ребенка материал. Они помогают развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомят с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Результат: развитие эмоциональной отзывчивости.
  6. Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. Результат: ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
  7. Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и т.д.). Результат: рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

Интеграция

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; «Познание» - формирование целостной картины мира; «Чтение художественной литературы» - использование художественных  произведений  для обогащения; «Физическая культура» - развитие мелкой моторики;  «Музыка» - использование музыкальные произведения  для обогащения образов; «Труд»- формирует  трудовые  умения  и навыки в продуктивной  деятельности.

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение).

2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей. Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству»  используется следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой.

2. Печать листьев.

3. Кляксография.

4.Раздувание краски.

5. Рисование свечой.

6. Монотипия.

7. Рисование по шаблону.

8. Набрызги.

 9. Рисование поролоном.

10. Рисование солью.

11. Граттаж.

В работе  используются такие средства:

1. Коктейльные трубочки

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

Ожидаемый результат:

  1. Уровень творчества детей старшего дошкольного возраста под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысится.
  2. Интегративные качества в старших группах как «овладевший необходимыми умениями и навыками.» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» будут иметь качественную оценку.
  3. Выполнение оригинальных работы с использованием различных техник рисования.
  4.  Увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми.
  5. Реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование содержания интегрированной непосредственной образовательной деятельности»

Один из важных принципов проектирования интегрированной непосредственной образовательной деятельности – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основыв...

Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников

МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...

«Проектирование воспитательно-образовательного процесса»

Данный материал представляет опыт работы по проектированию воспитательно-образовательного процесса в детском саду.  В приложении предлагается перспективное планирование и календарный план на февр...

Метод проектирования в работе учителя – логопеда ДОУ

Актуальность использования метода проектов в работе учителя-логопеда Проекты: "Кто на свете всех милее" "День победы"...

Система проектирования в дошкольном учреждении УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Анализ существующей практики показывает, что управленческие новвоведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [15], в массе своей развиты слаб...

Проектирование процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования...