КОНСПЕКТ НОД по эстетическому развитию Тема: «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Пархомова Наталья Алексеевна

КОНСПЕКТ   НОД

по эстетическому развитию

 

Тема: «Люблю березку русскую»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_peyzazhnaya_lirika.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» Зерноградского района

КОНСПЕКТ   НОД

по эстетическому развитию

Тема: «Люблю березку русскую»

(подготовительная группа)

        Составила Н.А.Пархомова, воспитатель

     ЦЕЛЬ: Развитие эстетического  отношения к окружающей действительности,   эмоционально-творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать у детей эмоциональный отклик к явлениям природы, привлечь внимание к красоте русского пейзажа.
  2. Развивать образное эстетическое и художественное восприятие, умение видеть единство содержания и средств выразительности живописи (особенности цветовой гаммы, особенности рисунка березки и других объектов природы, композиционную выстроенность картин).
  3. Развивать творческие способности детей, формировать умения передавать в рисунках свои чувства, используя графические средства выразительности: линию, пятно, штрих. Закрепить   приемы работы пастелью в технике «растирка», «плашмя», «торцом».
  4. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.                

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Репродукции картин, весенних пейзажей:

«Березовая роща» И.Левитан

«Березовая роща» А.Куинджи.

  • Музыкальный ряд: «Звуки окружающего мира» - голоса птиц в лесу.

                                  «Июнь. Баркарола» П.И.Чайковский;

                   « Песнь жаворонка»        П.И.Чайковский;

                                   Хоровод «Березка» Р.Рустамов.

                   «Жаворонок» М.Глинка.

  • Материал: пастель, картон зеленого цвета, салфетки.

        Ход НОД: Дети идут на тематическую выставку «Люблю березку русскую», расположенную в фойе, где представлены репродукции картин художников о весне, творческие работы детей. Звучит спокойная музыка «Песнь жаворонка»        П.И.Чайковского;

        Педагог: Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла и солнца. Как называется это время года?  Какое нежное и ласковое слово  - весна! Весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности. Это чувство охватывает всех людей, композиторы пишут музыку, художники – свои картины, поэты пишут стихи.

        Дети  читают стихи о весне:

          К нам весна шагает  быстрыми шагами,

          И сугробы тают под ее ногами.

          Черные проталины на полях видны.

          Видно, очень теплые ноги у весны.

                             И.Токмакова.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

                       А.Плещеев.        

        Гонимы вешними лучами,

        С окрестных гор уже снега,

        Сбежали мутными ручьями

        На потопленные луга.

        Улыбкой ясною природа

        Уже встречает утро года.

                                А.Пушкин

Зима недаром длится

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

        А.Пушкин

        Педагог обращает внимание на выставку репродукций картин художников.

                Вос-ль: Все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху. У деревьев новый наряд из сочной свежей листвы.

        Ярче солнце светит, в воздухе тепло.

        И куда ни глянешь, все кругом светло.

Вос-ль обращает внимание детей на то, что на стене висит несколько рамок без картин. Все удивлены.

Звучит мелодия  «Жаворонок» М.Глинки.

        Появляется БЕРЕЗКА (взрослый персонаж), она печальна, задумчива.

Б. – Здравствуйте, ребята! Я с подружками – березками водила хоровод на лесной полянке. Вдруг налетел сильный ветер и унес моих подружек. Я испугалась и спряталась, но когда услышала ваши голоса, я очень обрадовалась тому, что вы пришли. Надеюсь, что вы мне поможете.

                

                Вос-ль: Не печалься, не грусти, Березка, оставайся здесь и никого не бойся.  Мы обязательно тебе поможем вернуть твоих подружек и нарисуем их.

        Дети выражают желание помочь Березке и  уходят в изостудию.

         Вос-ль: Ребята, хотите побывать там, где писал свою картину художник Исаак Ильич Левитан? Представьте, что мы идем, идем, и наконец пришли.   Куда это мы пришли.… Да, в березовую рощу. Это какое-то царство берез. А как вы узнали, что это березы? Ну конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Березки, как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в легком хороводе. А что привлекло внимание художника, когда он писал картину?  Почему он выбрал такую композицию: прямоугольный, вытянутый по горизонтали, формат полотна, срезанные верхушки берез?

                Художника поразила игра света и тени на стволах берез, на листве, на траве. Богатая цветовая гамма придает прозрачность, нежность, делает деревья трепетными и живыми. Мы видим белые, розовато-желтые, теплые коричневые, голубовато-зеленые блики на стволах берез, на траве. Легкие, словно порхающие тени, возникают от движения ветвей, и создается ощущение жизни, ритма.

                Расскажите, что больше всего вам понравилось в этой роще? Почему художник не нарисовал верхушки деревьев? Есть ли линия горизонта? Что главное, композиционный центр? (две березки на переднем плане слева). С какого расстояния мы смотрим? (с близкого) Какой колорит, тон картины?

                Мы отправимся еще в одно интересное место, побываем там, где писал свою картину другой художник – Архип Иванович Куинджи. Раз, два, три… Где же мы очутились? Да, снова в березовой роще, но в другой.

Что же интересного здесь увидел художник? На освещенной солнцем поляне группа берез. Березовая роща дальнего плана нарисована контурами и очень обобщенно – одной массой. Рядом желтовато – зеленый луг кажется светлым и ярким. Несколько кружевных ветвей на фоне темного леса почти прозрачны и светятся. В центре – уходящее вдаль болотце,  видны линия горизонта и зеленоватое небо. Сколько солнечного света, сколько радости в этом пейзаже! Дети, что понравилось вам на этой поляне?

                        Вопросы к детям о картине.

        Дети проходят к своим рабочим местам.

Вос-ль: Мы как будто побывали в тех местах, где писали свои полотна художники. Эти картины сейчас в музее, а у нас – репродукции, и мы можем любоваться ими. Оба художника назвали свои картины одинаково – «Березовая роща», но каждый написал по-своему. Чем картины похожи? Чем отличаются? Какая нравится больше? Художников больше всего привлекло то, что происходит внизу, поэтому они не нарисовали верхушки берез. Есть сходство в колорите, цвете.

Чем отличаются:

  • Картина А.И.Куинджи: открытое пространство неба,

 есть линия горизонта;

 композиционный центр в середине полотна;

 смотрим как будто издалека.

  • Картина И.И.Левитана:  нет открытого пространства неба,

        нет горизонта;

        две березки слева на переднем плане;

        смотрим с более близкого расстояния.

        Вос-ль: Мы совсем забыли о Березке, мы обещали ей помочь. Попробуйте нарисовать свою березовую рощу. Давайте разомнем, потренируем свои пальцы.

                   Пальчиковая гимнастика  «Солнышко» (Н.Полякова)

        Вышло солнце из-за тучи  

        И нагрело снег скрипучий.

                Снег задумался чуть-чуть,

                    И ручьем пустился в путь.

                     Снег устал лежать в сугробах,

                Догони его, попробуй!

        Вос-ль: Для работы мы возьмем пастель. Вспомним этапы, приемы рисования пастелью:

  • «растирка» - линия земли, легкое небо;
  • «плашмя» - стволы деревьев;
  • «линии», «штрихи» - ветви, трава, блики;
  • «торцом» - листочки, цветы.

Работа детей.

Музыкальное сопровождение «Июнь. Баркарола». П.И.Чайковский.

Индивидуальная работа с детьми.

Вос-ль: Понравилось вам наше путешествие?

Какая получилась у вас березовая роща – веселая, солнечная, грустная, задумчивая?

                                Звучит  «Весна» Вивальди.

                                  Появляется БЕРЕЗКА.

Б – Ребята, мои подружки-березки уже вернулись. Вы спасли их и помогли мне. Хотите потанцевать со мной?

             Хоровод «Березка» Р.Рустамов.

Во время танца детей, вынести детские рисунки, не привлекая внимания ребят, и закрепить их в рамки на выставке.

После хоровода ребенок читает для БЕРЕЗКИ стихотворение:

        После долгой зимней стужи

        На снегу синеют лужи,

        И березка ожила,

        От весеннего тепла.

        Дышит, стоя на пригорке,

        Прилетают к ней тетерки.

        Полно, белая, тужить,

        Хорошо на свете жить!

        Я.Годин.

Б.- Хотите посмотреть на моих подружек? Пойдемте со мной на лесную полянку.

Дети вместе с воспитателем поднимаются на выставку, Березка незаметно исчезает. На выставке дети видят свои работы, оживленно и радостно рассматривают их.

Вос-ль: А где же БЕРЕЗКА? Наверно она вернулась к своим подружкам, присмотритесь внимательно, может она где-то на вашем рисунке.

Вос-ль:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

                        А. Прокофьев

Сюрприз от Березки: на работах детей прикреплены березовые сережки с конфетой с обратной стороны работы.

Дети забирают подарки, и возвращаются в группу, чтобы рассказать своим товарищам о своих приключениях.

        

Педагоги,

участвующие в разработке конспекта НОД, подготовке и проведении занятия, их функциональные обязанности.

Должность

Функциональные обязанности

Заведующий

Контролирующая  функция

Преподаватель эстетического цикла

Подбор  художественных произведений,

проведение занятия,

качественное выполнение задания детьми

Старший воспитатель

Организация  и методическое руководство

Музыкальный руководитель

Музыкальное  сопровождение, подбор музыкальных произведений по теме.

Логопед

Правильное  выразительное чтение стихов, дикция и произношение

Психолог

Обеспечение  положительного эмоционального микроклимата занятия

Воспитатель

Организационные мероприятия, индивидуальная работа с детьми

Младший воспитатель

Выполнение роли Березки в соответствии с образом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"

Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...

Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".

Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста  ( с использованием презентации )....

Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности во 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Люблю березку русскую»

Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельностиво 2 младшей группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию«Люблю березку русскую»Воспитатель: А...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему "Люблю березку русскую"

Полный конспект за нятия по пластилинографии в подготовительной группе на тему "Люблю березку русскую"...

Конспект занятия по аппликации «Люблю березку русскую» (июнь)

Из всех деревьев нашего леса милее всем людям русская береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты белой берестой. Листочки у березки зеленые, изумрудные, нежные.- Как мы можем ...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционной аппликации с детьми 5-6 лет «Люблю березку русскую»

Цель: формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.Задачи:Образовательные: познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации из бумажных салфеток; расширить представления ...