Программа доп. образования Акварелька 3 -4 года
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Павлова Наталья Юрьевна

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» для детей 3-4 лет имеет художественную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                                                                   Содержание                                                              

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….

             1.1. Направленность……………………………………………………..

             1.2. Новизна и оригинальность………………………………………....

             1.3. Актуальность………………………………………………………..

             1.4. Цель программы…………………………………………………….

             1.5. Задачи программы………………………………….…….…………

             1.6. Отличительные особенности……………………………………….

             1.7. Участники……………………………………………………………

             1.8. Продолжительность реализации программы……………………...

             1.9.Формы и режим занятий…………………………………………...

            1.10. Ожидаемый результат……………………………………………...

            1. 11. Формы подведения итогов………………………………………..

            1.12. Механизм отслеживания качества дополнительной  

            общеразвивающей программы………………………………………….

2. Учебно-тематический план…………………………………………………...

             2.1 Перечень разделов, тем……………………………………………..

             2.2 Количество часов по каждой теме…………………………………

3. Содержание……………………………………………………………………

4. Методическое обеспечение…………………………………………………..

5. Список использованной литературы………………………………………..

                                                                 

                                                                                         ….Это правда! Ну чего же тут

                                                             скрывать?      

                                                                          Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                     На бумаге, на асфальте, на стене

                                                     И в трамвае на окне….    

                                                                                              Э. Успенский

  1. Пояснительная записка

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» для детей 3-4 лет имеет художественную направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное в деятельности «Акварелька» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

 Дополнительное образование проводится под девизом: Я чувствую🡪 Я представляю🡪 Я воображаю🡪 Я творю.

Актуальность программы «Акварелька» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3-4 лет.

Задачи:

  1. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  2. Развивать мелкую моторику рук;
  3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  4. Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  5. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  6. Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  1. «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  2. Монотипия;
  3. Рисование свечой, свеча +акварель, восковые мелки + акварель;
  4. Рисование по мокрой бумаге;
  5. Рисование путем разбрызгивания краски;
  6. Рисование зубной щеткой;
  7. Рисование мятой бумагой
  8. Оттиски штампов различных видов: печатками из картофеля и морковью, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев;
  9. «точечный рисунок» рисование ватной палочкой;
  10.  Батик (узелковая техника);
  11.  Кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  12.  Рисование жесткой кистью (тычок);
  13.  Рисование
  14.  Рисование нитками  
  15.  Рисование крупой, рисование песком.  

Дети в возрасте 3 – 4 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена для младшей группы и рассчитана на один год.  

Периодичность встреч – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: средняя группа - 15 минут. Начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на встречах: групповая.

Форма проведения встреч: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Ожидаемый результат:

  1. Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  2. Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  3. Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  4. Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  5. Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Формы подведение итогов: рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы; они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года; могут участвовать в конкурсах.

Механизм отслеживания качества дополнительной общеразвивающей  

                                                          программы

В программе «Акварелька» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса.

Цель проведения диагностики:

Выявить уровень художественного развития детей

Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Высокий уровень – ребенок проявляет интерес   нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности нетрадиционной техники рисования. Аргументирует выбор той или иной техники   и правильно называет ее. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; располагает изображение по всему листу; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку. Выполняет задание самостоятельно, бес помощи взрослого.

Средний уровень- ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу; при восприятии рисунка может дать незначительную оценку деятельности.   При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку.

Уровень ниже среднего - ребенок проявляет слабый интерес к нетрадиционной технике рисования, неохотно вступает в данный вид деятельности. Ребенок путает и не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Затрудняется аргументировать свой выбор техники.  Не всегда соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение не соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу; при восприятии рисунка затрудняется дать эстетическую оценку.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Диагностическая карта развития художественных способностей детей в нетрадиционной технике (3 балла – высокий уровень, 2 – средний, 1 – ниже среднего)

П/ п  

Ф.И.

ребенка

Знания         о нетрадиционно й техники  

Знания характерных особенностей нетрадиционно й техники  

Передача формы  

Пропорции  

Композиция  

Пере дача дви жени

й  

Цвет  

 Баллы

Расположени

е

изображений на листе  

Отно шение  по вели чине  разных изобра жений состав ляющих картин

у  

Цветовое решение

Разнооб разие цветовой гаммы  

Сводная таблица

 

    Д 1-

начало года

Динамика развития Д1

Д2-конец года

Динамика развития Д2

итого

Высокий  уровень

%

 %  

   %

Средний  уровень

       

%

       %

    %

Ниже

среднего  уровень

         

%

 

%  

    %

Итого:

       %

 

       %

    %

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

2.  Учебно-тематический план

Схема и методика проведения дополнительной общеразвивающей программы по нетрадиционной технике рисования «Акварелька»

 

 

Методы и приёмы

Вводная часть

      Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.

      Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя.

      Мотивация.

Основная  часть

      Самостоятельная творческая деятельность детей.

      В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением.  

      Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Заключительная часть

      Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.

      Уборка рабочего стола.

Схема и методика по замыслу.  

 

 

Методы и приёмы.

Вводная часть.

      Создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций).

      Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике.

Основная часть.

       Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла.

      Самостоятельная творческая деятельность детей.

      Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла.

Заключительная часть.

       Анализ и положительная оценка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей.

      Уборка рабочего стола.

Программа «Акварелька» - это система встреч по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты, ягоды», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Акварельки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

           

       № п/п

                     

Тема встречи

Количество встреч – 1ч.

      В том числе

Теория

Практика

 2018-2019 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты, ягоды»

          8

     1,6

    6,4

Ноябрь

«Деревья»

          8

    1,8

    6,2

Декабрь

«Птицы»

          8

    1,6

    6,4

Январь

«Животные»

          6

    1,2

    4,8

Февраль

«Сказки»

          8

    1,8

    6,2

Март

«Цветы»

          8

    1,8

    6,2

Апрель

«Игрушки»

          8

    1,2

    6,8

Май

«Загадки Акварельки»

          8

    0,8

    7,2

Итого: 62

   11,8

   50,2

3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы по нетрадиционной технике рисования «Акварелька»

Месяц

Тема встречи:

Программное содержание

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

 

Апрель

Май

«Овощи, фрукты, ягоды»

 «Ягодки и яблоки на тарелке»

«Яблоко спелое, яблоко сладкое»

 

«Грибочки в лукошке»

«Овощной салат»

«Малинка больному медвежонку»

«Ветка рябины»

№1, №2

«Улетающий клин»

«Деревья»

«Фруктовые деревья» №1, №2

 

«Листья на деревьях» - коллективная работа

№1, №2

«Осенний лес»

«Осеннее дерево»

№1, №2

«Осень нашего края»

«Птицы»

 «Снегири на ветке» №1, №2

«Два петушка»

«Сказочная птица»

№1, №2

«Снеговик»  

«Снеговик» - 2

№1, №2

«Животные»

«Кто-кто в рукавичке живет»

№1, №2

«Украсим ёлочку»

№1, №2

 «Рыбки» №1, №2

«Сказки»

«Колобок» №1, №2

Коллективная работа

«Маша и медведь»

№1, №2

 «Осьминожки»

№1, №2

«Сказочный мир –подводное царство»

№1, №2

«Цветы»

«Красивые цветы»

«Цветущий луг»

№1, №2

«Цветы в вазе»

№1, №2

«Весна-красна пришла» №1, №2

 

 

«Игрушки»

«Приготовим материал для работ (цветная крупа, цветные нитки)» №1, №2

«Раскрашу я машину»

«Кораблик»

«Плюшевый медвежонок»

«Мой весёлый, звонкий мяч»

 «Знакомая форма – новый образ»

 №1, №2

«Загадки Акварельки»

«Полянка с весенними цветочками» - коллективная работа

№, №2

«Жёлтый одуванчик»

№1, №2

«Радуга-дуга»

«Люблю берёзу русскую»

№1, №2

«Разноцветные бабочки»

Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.

Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными мелками). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

Формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов, знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма; воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа грибочков.

 Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи.

Продолжать формирование навыков изображения овальных форм, передавать их отличия от круглых, равномерно располагать несколько предметов на листе бумаги, использовать приёмы нетрадиционного рисования.

Освоить нетрадиционную технику рисования пальчиками;

  • развивать мелкую моторику рук;
  • побуждать к желанию помочь ближнему.

Освоить новую технику рисования – прикладывание. Учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану. Познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах зимой. Развивать мелкую моторику рук

Освоение новой нетрадиционной техники рисования с помощью изготовленной печатки в виде птицы. Закрепление признаков наступившей осени. Повторение названий перелетных и зимующих птиц. Формирование эстетизма. Воспитание нравственной личности по средствам приобщения к заботе о птицах.

С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, совершенствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печать листьев», ее особенностью; учить смешивать гуашь для получения дополнительных цветов и оттенков; развивать творческую активность детей; воспитывать чувства радости от полученного результата коллективной работы.

Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени; передавать ее колорит; упражнять в умении рисовать высокие и низкие, с тонким и толстым стволом деревья; располагать деревья по всему листу – на переднем плане и вдали. Совершенствовать технику рисования способом тычка. Закреплять и расширять представления о приметах осени

Научить детей рисовать осеннее дерево с помощью трубочки из-под сока, вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание. Учить передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью), ветки разной длины (нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из-под сока); закреплять навыки рисования листвы приемом вертикального мазка; учить использовать три цвета - красный, оранжевый и жёлтый при рисовании листьев на дереве; совершенствовать технические навыки; развивать дыхательный аппарат; воображение; воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

 Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности. Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп.
Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. 

Продолжать формировать умение детей выполнять работы в технике пальчикового рисования. Закрепить умение детей передавать характерные особенности натуры: форма ягод, их цвет. Способствовать развитию активности и творческой самостоятельности детей в работе с различными материалами. Воспитывать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину. Развивать уверенность и изобретательность в движении детской руки.    

Учить печатать всей ладошкой приёмом примакивание под словесное сопровождение (примакнуть – оторвать).

Закреплять знание двух цветов: - жёлтый и красный, побуждать называть их.  Развивать мелкую моторику рук.

Познакомить детей с новым способом дорисовывания контуром ладошки.

Развивать воображение детей посредством изображения предметов и объектов способом дорисовывания контура ладошки или её отпечатка до сюжетного образа.

Учить детей рисовать сказочную птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Упражнять детей в рисовании «тычком» ватной палочкой. Развивать творческие способности: чувство цвета, умение придумывать декоративный узор. Воспитывать самостоятельность, уверенность и желание заниматься изо деятельностью. Доставить детям радость от выполненной работы.

Учить детей технике рисования торцом жесткой кисти. Развивать умение самостоятельно выбирать технику рисования в соответствии с замыслом и применять ее. Закреплять умение делать сравнительный анализ двух игрушек методом зрительного и тактильного обследования. Воспитывать интерес к работе, аккуратность.

Развивать у детей интерес к нетрадиционному способу рисования – с помощью гуаши и манки, умение располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с манкой, развивать мелкую моторику рук.

Учить детей создавать изображение с помощью готовых трафаретов и гуаши. Уточнять и обобщать знания детей о героях сказки «Рукавичка».

  Учить наносить изображение на поверхность листа с помощью трафарета, поролоновой губки и гуаши. Формировать пространственные представления (внизу, наверху; левая и правая рука). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать интерес к действиям с изобразительными материалами.

  Развивать восприятие чувства цвета.  Воспитывать уважение к работе товарищей. Воспитывать понимание значения работы каждого для получения общего результата

Учить детей рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу акварельными красками путем вливания одной краски в другую, а на сухом фоне дорисовывать некоторые детали. Развивать воображение, фантазию.

Воспитывать стремление к достижению своего результата.  

 Продолжать знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать воображение и творчество детей.

Узнавать знакомые образы на иллюстрациях: волка, медведя, зайца, лисы; закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных; формировать творческое воображение детей; учить создавать коллективную работу – иллюстрации к книжке нетрадиционными способами по выбору; продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков.

Учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура. Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.
Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных нетрадиционных техниках. Учить комбинированию двух нетрадиционных техник (печать ладошкой и печать пальчиками). Развивать чувство композиции, цвета, фантазию.
 

 Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата

Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги». Закрепить умения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Закрепить умения располагать изображение на определённом месте.
Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев.
Учить, правильно называть цвет.

 Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы. Формировать способность детей одухотворять природу. 

Познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности: рисование ластиком. Способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности; закреплять навыки детей в красивом, ритмичном расположении форм на вертикальном листе бумаги, развивать пространственное мышление и воображение.


Учить детей рисовать разнообразные цветы методом печати рельефной тканью и пальчиками. Воспитывать у детей желание делать подарки родным и близким.

Закреплять умение работать в разных техниках рисования (оттиск поролоном, жесткой сухой кистью, ватными палочками). Активизировать у детей развитие любознательности, воображения, развивать внимание, память; развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество; развивать эмоциональную отзывчивость при встрече с прекрасным: музыка, картины. Воспитывать любовь к родной природе.

Познакомить детей с разными видами транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

 Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и нитью (ниткопись).

Учить выкладывать соль и нить строго по контуру.

Закрепить знание цветов. Развивать мелкую моторику рук.

Помочь детям освоить новый способ изображения -рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

 Обучить детей рисованию манной крупой; развивать интерес к нетрадиционной технике рисования.

  Создать радостное, эмоциональное настроение. Развивать умение преобразовывать знакомые формы в новый образ (нетрадиционная техника изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его контур во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивания любыми подходящими материалами). Закреплять знания о пейзаже, весенних приметах, об изобразительных материалах. Воспитывать желание проявлять выдумку, воображение.

  Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту весенней природы и передаче своего отношения нетрадиционными материалами. Учить детей рисовать природу, используя нетрадиционные материалы. Воспитывать самостоятельность в создании композиции. Развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, чувство ритма. Учить выполнять работу старательно и аккуратно. Продолжать формировать умение коллективной творческой работы, умение согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Вызвать эмоционально-эстетический отклик на данную тему.
 Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, продолжать учить работать коллективно. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики (тычком), закрепить знания цвета (зеленого, желтого).

Развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой. Развитие воображения, фантазии. Развитие чувства цвета, восприятия цвета. Знакомство с техникой рисования гуашью ватными палочками.

Расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве. Учить детей пользоваться разными нетрадиционными способами рисования. Учить детей пользоваться шаблоном. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

     

                                Методическое обеспечение программы

Иллюстративный ряд

Иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.

Материально техническое оснащение

Столы, стулья, мольберт, магнитофон, диски с музыкой (детский репертуар).

Комплект материалов инструментов и оборудования:  

                                 

Традиционный – гуашь, акварель, кисти широкие и узкие, жесткие, листы бумаги ф. А3, А4, цветные восковые мелки.  

Нетрадиционный – осенние сухие листья; разнообразный сыпучий, печатный материал; трубочки для печатанья; ватные палочки; кусочки поролона; трубочки для коктейля; пластилин.

5. Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
  2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
  7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Акварелька"

Изобразительное искусство и очень древнее, очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём,...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

Рабочая программа дополнительного образования "Веселая акварелька"

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Образовательная программа дополнительного образования «Акварелька» (для детей 4-5 лет, срок реализации один год)

Основная цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе «А» комбинированной направленности

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого  года жизни в подготовительной группе  ...