«Формирование развития детского творчества. Нетрадиционные техники»
учебно-методический материал по рисованию

Гладкая Татьяна Викторовна

 

«Нетрадиционные техники в группах ДОУ от 2 до 6 лет»

1Детское творчество

2. Пример НОД

3. Примеры техник

4. Выводы

5. Условия эстетического развития и художественно-творческих способностей детей

6. Этапы творческой деятельности ребенка

 7, Используемая литература

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 407

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

(дошкольное отделение)

Воспитатели:

Наумова Надежда Александровна

Гладкая Татьяна Викторовна

«Нетрадиционные техники в группах ДОУ от 2 до 6 лет»

  1. Детское изобразительное творчество.

В современной педагогической теории и практики формирование творческой личности является одной из наиболее важных задач, а  творческое осмысление всегда признавалось одним из способов

активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

 Творческая  деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наиболее эффективное и своевременное  средство для решения этого. Одним из важных моментов, является использование различных видов творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социально-нравственного и патриотического воспитания детей (скульптура, графика, живопись, архитектура и другие), а также глубокая и объективная диагностика. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Практика показывает, что быстрое изменение многих

точек зрения относительно психологических и художественных условий

формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют

серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми. В процессе творчества, ребенок не только определяется со своими образными представлениями, но и хочет болеет совершенно овладеть средствами изображения. Один ребенок упрямо двигается к своей цели, другой разочаровывается и пасует. Все эмоции помогают ребенку приобретать знания об окружающих его явлениях, но как сделать так, чтобы желание творить не пропадало, а вера в свои силы укреплялась?

В последние годы для развития творческих способностей

дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях рисования.  Работа с необычными материалами позволяет испытывать  большое количество эмоций, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате

помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор

нетрадиционных техник рисования не случаен. Большинства нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой деятельности (манипуляции). Традиционные же техники не всегда приносят интересный для детей результат, а занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способом передачи полученной информации. Учитывая большой скачок умственного развития у современного поколения детей этого уже  недостаточно.

Воображение, тяга к творческому выражению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта,

приобретение знаний, совершенствование всех психических функций. Говоря о формировании творческих способностей, нужно знать на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Это обусловлено тем, что именно в это время происходят прогрессивные во многих сферах, совершенствуются психические процессы(внимание, память, восприятие, воображение и другие), активно развиваются личностные качества , а на их основе -способности и склонности. Сами способности ребенка формируются посредством овладения, в процессе обучения содержанием материально и духовной культуры, техники, науки и наиболее привлекательными современные дошкольники считают,

объекты и явления природы. Представляется очевидным, что творческое развитие способностей у дошкольников совершается в процессе воспитания и обучения. К важнейшим педагогическим процессом и условиям развития творческих способностей исследователи относят:

-отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса;

-игра как обязательная составляющая личностного становления.

материальные средства обучения (игрушки, объекты и явления природы);

- предметно-развивающая среда;

- включение ребенка в доступные ему виды деятельности;

   Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.

Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Замечено, что все дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Начало работы красивые и разнообразные материалы – вот, что помогает не допустить в творческую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети с одной стороны, могли применить усвоенные ранее занятия, навыки, умения, а с другой стороны – искали новые решения, творческие подходы. Именно это у ребенка вызывает положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.

В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает такие понятия как «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Уже потом постигаются формы материалов, постепенно осмысливается окружающее. Причем происходит это, как правило, быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В этой связи рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование вообще помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.

Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка. При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование должно приносить детям только положительные эмоции. Положительные

эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы

деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.

В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые бы могли быть освоены всеми детьми и приносили бы максимальное эмоциональное удовлетворение, поскольку эмоции  это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества.

На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование необычными материалами и оригинальными техниками.

Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо-материалов и техник.

Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных

условий успешного развития детского художественного творчеств разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих других факторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детского восприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельность разнообразие и скуку.

Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту: бумага разной фактуры, формы и размера; гуашевые и акварельные краски; кисти № 2,3,5, кисти из щетины; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры; простые и цветные карандаши .Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужноначинать с младшего возраста по принципу «от простого к сложному».

Основные техники, используемые в младшем возрасте-рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.

В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать уже такие нетрадиционные техники как: рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка.

Поэтому их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от квалификации педагога. Чтобы донести до детей содержание работы по каждой из техник, необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы. Поскольку при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы, педагог должен уметь работать с большим их количеством.

Каждые из этих техник как маленькая игра.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник. Более подробное

описание этих техник имеется в работах Давыдовой Г. Н., Комаровой Т. С., Никитиной А. В., Петуховой Л. В., Цквитария Т. А., Шайдуровой Н. В, Казаковой Р. Г.

  1. Пример НОД.

Конспект занятия по теме: «Репка».

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, оттиск печатками из овощей и картофеля.

Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

1) формировать у детей создавать самостоятельно рисунок.

2) развивать чувство композиции и цвета.

3) воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: ватные палочки, акварель зеленого и желтого цвета, лист бумаги формата А4, кисть, два кусочка поролона, мисочки с гуашью, ватные тампоны, педагогические эскизы.

Ход занятия:

1) Педагог рассказывает сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Выставив фигурку персонажа, воспитатель предлагает детям, в соответствии с речевыми возможностями, назвать героя сказки.

2) Игра «Да – нет».

Показывается детям картинка с изображением героев сказки и задается вопрос, на который ребенок должен ответить - да или нет.

Педагог показывает картинку с изображением мышки и спрашивает:

«Это мышка?» (да), картинка с изображением собаки и вопрос:

«Это кошка?»(нет). Аналогично обыгрываются все герои сказки.

3)Игра «Друг за другом».

Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить фигурки персонажей друг за другом, как в сказке. Подсказывая детям описанием персонажа (старый, усатый, посадил репку), звукоподражаниями (гав – гав) и загадывая загадки о героях сказки.

А) Мохнатенькая, зубастенькая,

Молоко пьет, песенки поет (кошка)

Б) Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки (мышка)

4) Физминутка «Посадили репку в огороде»:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом (ходьба)

Перед нами огород (руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет (махи руками)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой еѐ полили (имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь еѐ потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Быстро справится сумели

И на место тихо сели.

5) Рисование «Репка»

Педагог приглашает детей подойти к мольберту и приступить к работе.

На столе лежат ватные палочки, губочки, ватные тампоны, гуашь желтого и зеленого цвета. Напомнить ребятам о необходимости: окунать выше перечисленные предметы в гуашь и методом «тычка» закрасить репку, не выходить за контур репки. Ладошкой рисуем зеленый хвостик репки и травку в низу рисунка.

По окончанию, похвалить детей за проделанную работу.

  1. Примеры техник.

Пальцеграфия. Начинать знакомство с техникой «пальцеграфия» следует после освоения азов рисования ладошками, поскольку она сложнее и требует более целенаправленных движений. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип

изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так из ладошки может получиться кошка, птица, слоненок, петушок. Можно предлагать детям в процессе обучения дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать носик, хвостик, ротик, глазки, при этом используя отрывистые линии, дугообразные,

горизонтальные линии).

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Как правило, дети размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги с любопытством, радостью и удовольствием. Все эти действия должны сопровождаться словами одобрения педагога. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошку и по листу бумаги.

После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, поскольку дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз.

Как правило, этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.

Кляксография с трубочкой. Рисунки, выполненные в техник кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду искусства и самим вспомнить детское время. это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Способ и не сложный, и очень увлекательный, развивающий как фантазию, смекалку, усидчивость, таки и навыки, и способности к рисованию. При помощи кляксография хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще в Древней Греции.

Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. История возникновения техники рисования-кляксография.

Набрызг. Этот способ является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать и зубную щетку, и стеку. Зубной щеткой в левой руке набирается немного краски, а стекой проводят по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя

трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: африканские животные, зоопарк, животные на ферме и т.д.

Оттиск. Истоки техники «оттиск» лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить инструменты-перчатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить перчатки. Обычный в использовании материал применяется для изображения

животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов изображения рисунка. В качестве печаток можно использовать тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка будет палитрой. Дети набирают краску и мягким прикосновением к бумаге рисуют, что ни будь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Еще одним вариантом оттиска может стать рисование картофеле, которое привлекает детей совей необычностью. Для этого берут картофель, разрезают пополам на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки определенного животного, а затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1.5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки ребенка, по ширине.

Техника тычка. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Для раскрашивания необходимы минимальные средства: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Методика закрашивания такая же.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творческой деятельности нет.

При работе с такими техниками хорошо использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать

рисование доступными, содержательными и познавательными.

Специалисты выделяют для каждого возраста наиболее подходящие техники нетрадиционного рисования художественными материалами.

Для любого возраста можно использовать технику «Тычок жесткой полусухой кистью». Средствами выразительности в этой технике выступают: фактурность окраски, цвет.

Используемые для этого материал: жесткая кисть, гуашь, бумага, любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного (ежик, кошка, елочка) и другие. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа руку вертикально. При работе кисть в воду не опускают. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Для детей от двух лет можно использовать техники «Рисование пальчиками», «Рисование ладошкой».

В технике «Рисование пальчиками» средствами выразительности становятся: пятно, точки, короткие линии, цвет. С детьми можно использовать такие различные материалы как мисочки с гуашью, плотная цветная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь свой пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик ребенок набирает краски разного цвета. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем гуашь легко смываю водой.

В технике «Рисование ладошкой» средствами выразительности становятся: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Используемые материалы для этого потребуется: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная разноцветная бумага разного цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает свою ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки уже в старшем возрасте (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами красок. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смыть водой.

С детьми от трех лет можно использовать техники «Оттиск пробкой», «Оттиск печатками из картофеля».

Средствами выразительности в технике «Оттиск пробкой» становятся пятно, фактура, цвет. Используются такие материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, которая вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробок. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого понравившегося цвета меняются мисочка и пробка.

Техника «Оттиск печатками из картофеля» использует такие средства выразительности как пятно, фактура, цвет. Материалы, которые можно использовать: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,

пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из

картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.

С детьми от четырех лет можно работать с техниками «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой», «Восковые мелки + акварель», «Свеча + акварель».

Средства выразительности в технике «Оттиск поролоном» - это пятно, фактура, цвет. Используемые материалы: мисочка либо пластиковая коробочка в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного поролона. гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения любого цвета берутся другие мисочки и поролон.

При использовании техники «Оттиск пенопластом» средствами выразительности становятся: пятно, фактура, цвет. Используются такие материалы как мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит на оттиск бумагу. Чтобы получить любой другой цвет, меняются мисочка и пенопласт.

При использовании техник «Оттиск печатками из ластика» и «Оттиск смятой бумагой» средства выразительности выступают: пятно, фактура, цвет.

Для этой техники «Оттиск печатками из ластика» берутся следующие материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, затем печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Для техники «Оттиск смятой бумагой» материалами становятся: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Для таких техник «Восковые мелки + акварель» и «Свеча + акварель» средствами выразительности становятся: цвет, линия, пятно, фактура. В технике «Восковые мелки + акварель» используются материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способом получения изображения: ребенок восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов по желанию. Рисунок мелками остается не закрашенным.

В технике «Свеча + акварель» используются следующие материалы: свеча, плотная бумага, акварель и кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует «свечой» на бумаге. Затем он закрашивает лист акварелью одним цветом или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

С детьми от пяти лет можно работать с техниками «Печать по

трафарету», «Монотипия предметная», «Кляксография обычная», «Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой», «Набрызг», «Отпечатки листьев», «Акварельные мел», «Тычкование». В технике «Печать по трафарету» средства выразительности являются: пятно, фактура, цвет. Используемые материалы для этого понадобиться: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого

поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага разного цвета, тампон из поролона в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, затем трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской любого цвета и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить любой другой цвет, берется другой тампон или трафарет.

Средства выразительности в технике «Монотипия предметная» - это пятно, цвет, симметрия. Используются материалы, такие как плотная бумага разноцветного

цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует, изображение предмета предметы, выбираются симметричные. После рисования к каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Изображение также можно украсить, затем также складывается лист после рисования нескольких украшений.

В техниках «Кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой» средства выразительности одно - это пятно. Материалы при этих техниках схожие: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Способ получения изображения при технике «Кляксография обычная»: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В

результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Способ получения изображения при технике «Кляксография с трубочкой»: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Способ получения изображения при технике «Кляксография с ниточкой»: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали

дорисовываются.

Техника «Набрызг» использует такие средства выразительности как точка, фактура. Необходимые для этого материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Средствами выразительности при технике «Отпечатки листьев» становятся: фактура, цвет.

Используемые при этом материалы: бумага, листья разных деревьев желательно опавшие, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывают его к бумаге окрашенный стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок для отпечатков. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Техника «Акварельные мелки» использует такие средства выразительности как пятно, цвет, линия. Необходимые материалами при этом становятся плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Технику «Тычкование» мы описывали выше. Отметим, что средствами выразительности: фактура, объем. А для этого необходимые материалы: это квадраты из цветной

двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага

(например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага

или цветной картон для основы.

С шести лет с детьми можно переходить к технике «Монотипия пейзажная». При этой технике средствами выразительности становятся: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Можно использовать следующие материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от

отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Таким образом, отмечаем, что нетрадиционные техники изобразительного искусства можно использовать в работе с детьми уже с 2х

летнего возраста. Однако большее количество таких техник лучше начинать с 4-5 лет.

  1. Выводы.

Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, нужно прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний, формировать критические мышление, целенаправленность. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческих способностей необходимо начинать уже в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Творческая способность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности

совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции; а также ускоряет развитие мышления и речи.

Также, развитие и воспитание ребенка предполагает не только его обучение, но и участие в его становлении как личность. Художественно-творческая деятельность способствует этому. Она отвлекает ребенка от грустных мыслей и событий, оберегает от страха, переживаний и все эти эмоции должен понимать и контролировать педагог, способствуя их устранению и проявлению в ребенке позитивных эмоций, чувства радости, счастья. Именно поэтому важно включение в программы обучения изобразительного искусства на этом периоде развития ребенка.

Ученые, философы, психологи склоняются к мнению, что творчество –это создание нового, ранее не созданного произведения. Не важно в какой области деятельности человека это происходит. У ребенка это происходит несколько иначе. Ребенок не может создать принципиально новое, т.к. ему недостаточно собственного опыта, знаний, навыков, умений. Тем не менее, можно говорить об объективном и субъективном значении детского творчества: объективность состоит в том, что в процессе этой деятельности ребенок разносторонне развивается, что важно для его жизни, его семьи и общества в целом. Для себя ребенок создает новое рисуя, вырезая, конструируя. Это не является новым для общества, но важно и значимо для ребенка. Субъективная ценность значима не только конкретно для ребенка, но и для общества как средство творческого развития.  Все формы творчества зависят от опыта, а для ребенка это происходит постепенно, медленно. Развивается от простого к более сложному, совершенствуется.

Ребенку сложно самостоятельно усвоить опыт поколений. В этом ему помогает педагог, взрослый. Он является наставником для ребенка, передает ему знания и опыт.  Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, развивая детскую личность всесторонне. Взрослые используют в творческой деятельности знания, мышления, воображения, чувства. Эти качества необходимо привить ребенку, чтобы он смог изобразить свое новое и развить в себе творчество.

Знакомство с предмета и объектами окружающей среды, педагог обращает внимание ребенка на их форму, учит сравнивать их и изображать схожими способами. Понимая форму одного предмета и научившись видеть взаимосвязь формы предмета и способа его изображения, ребенок способен перенести это на другие предметы схожей формы и, соответственно, изобразить это на рисунке (лепке, аппликации). Зная способы рисования различных линий, ребенок может использовать их в изображении предметов и явлений. К примеру: волнистая линия-ручеек, пунктирная-дождик и т.п.

Важно формировать у детей способность к альтернативным решениям.  Дети часто рисуют природу. Необходимо, чтобы изображаемый образ усложнялся, обогащался. Простой рисунок дерева с листочками или украшенной елочки происходит за счет усложнения структуры рисунка (изображаемого предмета), увеличение частей (веток дерева, листочков, форм игрушек, форм лап елочки, коротки и длинные веточки, снег на лапках елки и т.д.) Это помогает ребенку понять, что один и тот же предмет можно изобразить по-разному, т.е. применить вариативное изображение. Это все способствует развитию творчества.

Рисуя, ребенок осмысливает качество изображаемого предмета, запоминает особенности и детали, осознает свои действия, размышляет над средствами передачи изображения. Важно поддерживать общение детей. Часто, рисуя предмет, ребенок сопровождает это речью: называют предметы, рассказывают их действия, поступки персонажей. Это позволяет понимать качество изображения, что полезно для развития аналитического и обобщающего видения предмета ребенком и совершенствует качество изображения. Передавая сюжет, ребенок вкладывает свои эмоции, представления. Изобразительное творчество проявляется и при самостоятельной работе ребенке, и при выполнении задания педагога с определением композиции, цветового решения и других выразительных средств. С большим удовольствием дети передают образы сказочные, фантастические, волшебные. Творчество –это сам процесс создания образов, поиск способов и путей изображения.

  1.  Условия эстетического развития и художественно-

творческих способностей детей.

Формирование у ребенка полноценного эстетического развития, художественно-творческих способностей происходит эффективно, если этому сопутствуют определенные условия. Для этого существуют некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание педагогу при работе с детьми на занятиях творчеством:

Игра, рисование, лепка, аппликация, музыка для ребенка-это самые распространенные и действенные направления в его творческом развитии.  Этому должно быть уделено приоритетное внимание. Перечисленная деятельность способствует развитию личности всесторонне, создает позитивное настроение и радостную атмосферу для него, наполняет интересом жизнь ребенка и желанием творить, проявлять инициативу, пробовать свои способности в этих сферах деятельности.

Чтобы творческое развитие ребенка проявлялось и развивалось, стоит обратить внимание на следующие характеристики и рекомендации:

- Формирование художественно-творческих способностей у ребенка должно быть построено на основе интеграции различных видов искусства и применения различных методов и приемов работы. Это важно для того, чтобы содержание образование стало интересным для ребенка.

- Важно создание творческой среды в местах, где проходят детские занятия. Это сады, школы, классы, группы, кабинеты. В оформлении пространства дети сами должны принимать активное участие совместно с педагогом. Они готовят украшения для помещения, создают декорации и т.п. Отличной идеей будет использование детских поделок, рисунков, аппликаций и т.п. для оформления, а также проведение выставок работ детей с различной тематикой.

- Включение в педагогический процесс игровых приемов и различных интересных ситуаций будет интересно для ребенка. Это поможет вовлечь его в более активное участие, вызвать интерес, сформировать дополнительную (а у кого-то и основную) мотивацию для обучения, способствовать развитию творческих способностей и деятельности у детей в период от 3 до 10 лет.

- Важно использовать вариативность в обучении творчеству. Это может быть выражено в разнообразии форм, методов обучения, используемых материалов и т.п.

- Для детей важно разнообразие эмоций, ситуаций, настроения. Поэтому не стоит использовать в занятиях шаблоны, формализм. Педагогу не нужно навязывать ребенку свои представления об образе или сюжете. Ребенок должен сам проявлять свое мнение. Педагог помогает ему определиться, верно выразить свои мысли и видение.

- Атмосфера занятий должна быть доброжелательной. Педагог должен с вниманием и пониманием относиться к ребенку, быть тактичным и уважать творчество ребенка.

- Также важно, чтобы атмосфера урока была доверительной без лишней опеки. Это способствует развитию опыта ребенка.

- В тематике занятий по искусству стоит использовать близкие темы: природа родного края, рассказы о художниках и произведениях, понятные ребенку, традиции и народное искусство, характерное для данного региона и т.п.

Помимо создания атмосферы и условий для художественно-творческого развития ребенка, важно учитывать качества его личности. Есть общие процессы, которые необходимы для развития творчества: восприятие, воображение, творческое мышление и представление, память, внимание, интерес к творчеству, положительные эмоции, чувство ритма. Ритм имеет отношения, практически, ко всем видам художественно-творческой деятельности. В изобразительном искусстве главное место занимает зрительное восприятие.

  1. Этапы творческой деятельности ребенка

В творческой деятельности ребенка выделяют три этапа. Взрослые должны учитывать, что каждый из них имеет свои методы и приемы.

Первый этап.

Понятие замысла. На данном этапе происходит его появление, развитие и проявление. К примеру, в будущем изображении тема может быть предложена учителем, или придумана самим ребенком. В любом случае, окончательное решение по теме примет сам ребенок. Не стоит забывать, что чем меньше ребенок, тем неустойчивей его замысел и тем сложнее ему изобразить задуманное. Такая позиция характеризует возраст 3-х лет. Часто можно столкнуться с тем, что изначально ребенок хочет нарисовать одно, а в результате на рисунке мы видим совсем другое. Это возможно исправить не только с возрастом ребенка, но и с помощью систематических занятий с ним. В результате замысел и изображение станут совпадать. Это легко объяснимо, т.к. мышление ребенка, особенно в таком возрасте, ситуативно. Он видит разные предметы и меняет свой замысел. Также, причиной служит и малый опыт ребенка. Не все, что он задумывает нарисовать, он может воспроизвести, т.к. пока у него нет таких возможностей, поэтому он, осознав это, может отказаться от первоначальной идеи. Устойчивый замысел приходит с возрастом. Чем старше становится ребенок, тем больше опыта он приобретает, может лучше сконцентрироваться, «удержать» тему.

Второй этап.

На этом этапе рассматривается создание самого изображения. Не важно, кто именно подал тему сам ребенок или педагог (воспитатель), у него есть возможность творить, направляя свое воображение. Если замысел рисунка принадлежит самому ребенку, он проявляет еще большие возможности. Этот этап предполагает освоение ребенком выразительными средствами, способами изображения, характерными для того или иного творчества: рисование, лепка, аппликация и т.д.

Третий этап.

Это заключительный этап, предполагающий анализ результатов творческой деятельности ребенка. Работы, созданные детьми, анализируются педагогом. При этом сам ребенок принимает в этом самое активное участие. Это необходимо, чтобы ребенок полнее осмыслил результат своей творческой деятельности.

После анализа всех работ стоит организовать выставку с работами детей. Дети смогут увидеть и сравнить свои работы с работами своих друзей, сверстников; понять, что одну и ту же тему можно по-разному изобразить. Дети выбирают, что из представленного им наиболее понравилось, обсуждают это, объясняют свой выбор.  Важно не применять шаблоны в процессе обсуждения, иначе детей не заинтересует этот процесс.Важно не забывать хвалить детей! Похвала должна быть высказана в присутствии остальных. Если ребенку нужно сделать замечание по его работе, то подобное мнение лучше выражать ему один на один.

Список используемой литературы:

  1. Алексеенкова, Е. Г. Феномен надситуативности в процессе решения

творческих задач детьми старшего дошкольного возраста: дис. … канд.

психол. наук : 19.00.07 / Е. Г. Алексеенкова. М., 2000.

  1. Алиева, К. Р. Творчество как фактор развития личности : автореф.

дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / К. Р. Алиева ; Бакинский гос.

ун-т. Баку, 2002.

  1. Башлакова, Л. Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду :

пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих по-

лучение дошк. образования / Л. Н. Башлакова, Л. А. Мартынова, Минск, 2007.

  1. Бирюкова, Т. А. Мотивационные средства развития творческой ак-

тивности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 /

Т. А. Бирюкова ; Новосибир. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2005.

5. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Верак-

са // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 5—14.

  1. Веселова, Л. Г. Педагогические условия развития творческой актив-

ности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического

воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Г. Веселова ;

Мурманский гос. пед. ун-т. Петрозаводск, 2006.

  1. Замураева, М. А. Предметно-пространственная среда как педагогическое

условие развития творческих способностей у старших дошкольников :

дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Замураева. Н. Новгород, 2006.

  1. Комарова, Т. С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ : учеб.-метод.

пособие / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс. М., 2005.

  1. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопрово-

ждение одаренного ребенка / Э. Ландау ; пер. с нем. А. П. Голубева ;

науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М., 2002.

  1. Рюмина, Ю. Н. Педагогическая технология формирования творче-

ской активности в процессе интеграции различных видов деятельно-

сти детей дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 /

Ю. Н. Рюмина. Екатеринбург, 2003.

Содержание:

  1. Детское творчество
  2. Пример НОД
  3. Примеры техник
  4. Выводы
  5. Условия эстетического развития и художественно-

творческих способностей детей

  1. Этапы творческой деятельности ребенка
  2.  Используемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по Художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования: кляксография) Тема: «Осеннее дерево»

Цель:  Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники                рисования «кляксография» Задачи:...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

«Развитие детей с помощью художественного творчества» (нетрадиционные техники)

Нетрадиционные техники художественного творчества: рисования, лепки, аппликации, поделок из различных материалов....

Детско-родительский клуб "Азбука творчества" Нетрадиционная техника рисования средняя группа

Детско-родительский клуб "Азбука творчества" Нетрадиционная техника рисования  средняя группа...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Краски творчества» (нетрадиционные техники рисования)

Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения....