Система планирования совместной деятельности по эстетическому развитию детей в процессе освоения Городецкой росписи"
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа)

Алешина Надежда Витальевна

На примере средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система планирования совместной деятельности по эстетическому развитию детей в процессе освоения Городецкой росписи (на примере средней группы)

Данная работа осуществлялась в процессе 3 этапов.

1 этап «Путешествие в Волшебный Городец», имел целью развитие интереса к народному искусству (на примере Городца) и обогащение представлений о данном промысле.

Содержание этапа:

- развитие интереса к народному искусству (на примере Городца);

- обогащение представлений: о народном искусстве, Городце (историческое создание, символы, образы, основные элементы, цветовое решение, композиции);

- развитие эстетического восприятия в процессе рассматривания предметов народных промыслов;

- стимулирование желания коллекционировать предметы народных мастеров (совместно  с родителями).

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

1.Беседах, направленных на формирование, обогащение представлений о народном искусстве Городце. Были подобраны следующие темы: «В гостях у мастеров», «В гости к Городцу».

Методические рекомендации: знакомить детей с промыслами народных мастеров в форме театрализации.

2. Чтение художественной литературы. Были подобраны следующие произведения:  чтение русских народных сказок, частушек и потешек, чтение и заучивание стихотворении о Городце .

Методические рекомендации: в процессе чтения художественной литературы обращается внимание на историю, символов и предлагается детям зарисовать символы Городца.

3. Оформление мини-музея «Сказочный сундучок» ДОУ с привлечением детей.

Методические рекомендации: предметы народных промыслов вносятся в группу детского сада; вместе с детьми осуществляется из рассматривание, обсуждение формы организации выставки »Как лучше расставить, чтобы всем было хорошо видно?», «Какой фон лучше взять, чтобы красиво были представлены фотографии и узоры Городца: вносить для оформления, и, рассматривая рассказать о своих работах, как они их выполняли (интервью).

4. Просмотр видеоряда (электронной презентации, в которой представлены разнообразные предметы Городца, узоров) с объектами Городца.

Методические рекомендации: в процессе рассматривания,  обратить внимание детей на образы городецкой росписи (цветовое решение, узоры). Предлагается зарисовать фрагменты декора, найти по представленному силуэту предмет на слайде.

5. Рекомендуется посещение родителям с детьми Этнографического музея с листом-планом  на тему «Путешествие в Волшебный Городец». 

Методические рекомендации: в процессе экскурсии предлагается задания:

- разгадать загадки о Городце;

- на листе изображены узоры народных промыслов, нужно выбрать Городецкую роспись и раскрасить ее;

- помочь Марьи-искустнице найти свой дом;

- на листе изображены разные предметы народных мастеров и их нужно распределить по группам (мебель, инструменты и т.п.);

- из изображенных узоров нужно выбрать элементы Городецкой росписи, обвести и раскрасить.

К концу этапа: произойдет развитие интереса дошкольников к народному искусству, и в частности к Городцу; развитие художественного восприятия в процессе рассматривания данных предметов; обогащение и уточнение представлений детей о Городецкой росписи; совершенствование технических умений в процессе создание простых изображений по мотивам  Городецкой росписи; проявиться желание участвовать в оформлении  выставок  для  родителей.

2 этап «Новые путешествия в Городец», имел целью развитие художественное восприятия и декоративной деятельности у детей 4-5 лет.

Содержание этапа:

- развитие эстетического восприятия и эстетических способностей (выделение цветового решения, композиции, симметрические особенности, образы и т.д.);

- развитие умений создавать изображения по мотивам Городецкой росписи (узоры Городца, композиции на круглой, прямоугольной, квадратной формах) и эстетических способностей (чувства формы, цвета, гармонии и т.п.);

- обогащение, конкретизация и систематизация представлений детей о узорах (купавки, бутоны, розаны, листья, кустики, ромашки; элементы: подмалёвка, тенёвка, оживка, дуги, капельки, спиральки, штриховка, точка, скобочка);

- освоение разных изобразительных техник;

- стимулирование эстетических эмоций и формирование основ оценок в процессе восприятия предметов народных промыслов.

 Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

  1. Серии занятий «Волшебный Городец»:
  • Занятие, направленное на рассматривание Городецких узоров «Здравствуй, Волшебный Городец!»;
  • 4 занятия на составление узоров на полосе «Веселые ромашки», «Красивые розаны», «Волшебные бутоны», «Листочки».
  • 2 занятия, направлены на составления узоров на квадрате «Красивый платочек», на круге «Волшебная тарелочка».
  1. Работа в рабочих листах (задания): «Дорисуй узор», «Распиши доску», «Укрась поднос», «Раскрась петушка», «Укрась лошадку», «Подари украшенную вазу».
  2. Дидактические игры (на композицию):

Цель: развитие практических умений, создавая узоры.

  • Игра «Выложи узор из геометрических форм»

 Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.

Ход игры: Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

  • Игра «Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи (дымковской, Городецкой и хохломской).

Ход игры: Перед детьми выставлены дымковские, Городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в дымковскую, Городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).

  • Игра «Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам Городецкой росписи, технике исполнения городецких элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными на них элементами Городецкой росписи, кисть.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошину.

  • Игра «Обведи и раскрась»

Цель: продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства (Городца); выбирать форму и расписывать ее; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: различные контурные силуэты городецких изделий.

Ход игры: предложить детям выбрать любой силуэт и расписать его.        

  • Игра «Парные картинки»

Цель: знакомить детей с городецкими изделиями; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Материал: картинки с изображением Городецкой росписи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каждой картинке такую же, назвать вид росписи.

  • Игра «Найди пару»

Цель: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Городец.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

  • Игра «Декоративное домино»

Цель: закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: 28 карточек с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

  • Игра «Собери целое»

Цель: научить детей ориентироваться в различных видах росписи; развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук; закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.

  • Игра «Найди цветочку свое место»

 Цель: учить детей составлять композиции в форме доски, круга и квадрата узор, состоящий только из цветочков.

Ход игры: Ребенку предлагается набор цветочков разных цветов, размеров разных промыслов. Нужно выбрать элементы (цветы) Городецкой росписи и выложить узор на форме доски, круга и квадрата.

  • Игра «Собери в одно целое»

Цель: научить детей ориентироваться в городецкой росписи; развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук; закрепить знания детей об истории Городца.

Материал: плоскостные силуэты изделий Городца, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия, соблюдая композицию промысла (а потом вариант: кто быстрее).

  1. Посещение мини-музея. Экскурсии на тему: «Путешествие в Городец» (с участием детей старшей группы). Экскурсия в музей детского сада «Веселый Городец». Игра-экскурсия, дети проводят экскурсию.
  2. Составление рассказов о предметах народных мастеров (альбом).

Методические рекомендации: детям предлагается самим рассказать о предметах народных мастеров, а взрослый записывает, и вместе оформляют альбом «Наш Волшебный Городец!»

  1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи.

Методические рекомендации:

Чтобы осуществить эту работу, был введен игровой персонаж (Марья-искустница), которая мотивировала все задания и активизировала детскую деятельность.

К концу этапа: у детей будет выявлен более высокий уровень художественного восприятия; умений создавать изображения по мотивам Городецкой росписи (узоры Городца, композиции на круглой, прямоугольной, квадратной формах); проявился интерес детей к разным изобразительным техникам; произойдёт обогащение, конкретизация и систематизация представлений детей об узорах (купавки, бутоны, розаны, листья, кустики, ромашки; элементы: подмалёвка, тенёвка, оживка, дуги, капельки, спиральки, штриховка, точка, скобочка).

Целью 3 этапа являлось развитие самостоятельности и творчества в процессе создания образов по мотивам Городецкой росписи, стимулирующее эстетическое отношение к окружающему миру.

Содержание этапа:

- создание ситуаций для проявления творчества, самостоятельности в процессе эстетической деятельности (отклика на проявления прекрасного, оценок);

- уточнение представлений о Городецкой росписи;

- стимулировать  ценностные отношения (согласно возрасту);

- объединить детей и родителей коллективной эстетическо-творческой деятельностью.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

  1. «Праздник волшебного рисунка» (викторина) 
  2. Развлечение «Веселая ярмарка»
  3. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров». Детям,  предлагается вспомнить какие предметы народных мастеров они видели в музеи и нарисовать (изготовить) сувениры для магазина (используя городецкую роспись). Потом дети будут продавать сувениры, покупатель называет предмет и что нарисовано на нем.
  4. Образные ситуации «Секрет выразительности». Детям дается пустые бутылочки пластнасовые (или баночки из под майонеза сделать кашпо для цветов) и дается задание превратить эту бутылочку (баночку) в красивую вазу для цветов (украсить бутылочку (баночку) узорами Городецкой – дается  детям бумагу, чтобы обернуть бутылочку или баночку, хорошо закрепляется и дети украшают узором Городца на бумаге).

Методические рекомендации: изготовить с детьми  картинки с городецкой росписью и украсить предметы городецкой росписью для оснащения в уголке изодеятельности.

  1. Изготовление газеты о Городце.

Методические рекомендации: предлагается детям с родителями придумать свою страничку, которая будет расположена на общей большой газете о Городце.

  1. Мастерская красивых предметов.

Методические рекомендации: дети как мастера украшают различные предметы, бутылочки, стаканчики и т.д. Дети рассматривают «каталог» узоров «Волшебство Городца» и обсуждают узоры, основные элементы и композиции. Детям предлагается раскрасить узорами городецкой росписи объекты (мебель, рамы окон – изготовлены на стенде). Предлагается заполнить узорами закладки, шарфики, платочки, окантовку сарафанов и т.д. Детям предлагается изготовить узоры, основные элементы и композиции Городца для штор, чехлов на стулья, гирлянды, скатерти и обсудить их. Предлагается  детям дорисовать, изобразить не хватающие элементы коня, птицы (хвост, грива, ноги, украшения предметов).

  1. Консультации для родителей на темы: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Влияние народных промыслов («Городца») на эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  2. Оформить стенд для родителей, папки-передвижки;

Методические рекомендации: изготовить совместно с родителями работы с городецкой росписью для выставки; привлекать родителей участвовать в праздниках и развлечениях со своими детьми.

К концу этапа: произойдет создание ситуаций для проявления творчества  и самостоятельности детей; появиться уточнение представлений и яркий интерес к Городецкой росписи; развитие умений создавать коллективные работы (объединение детей и родителей коллективной творческой деятельностью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД Художественно-эстетическое развитие Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи«Росписные доски!»

Образовательная областьХудожественно-эстетическое развитиеВозраст детей, группа5 лет, старшая группаТип НОДДекоративное рисование по мотивам городецкой росписиТема НОД«Росписные доски!»Цел...

Консультация «взаимосвязь в освоении основных движений и музыкально- ритмических» (развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)

Консультация «взаимосвязь в освоении  основных движений и музыкально- ритмических»(развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)...

«Планирование работы по художественно-эстетическому развитию детей с включением всех возможных образовательных областей (ИЗО-деятельность, конструирование, лепка и т.д.) для старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно – эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сфер...

Развитие детей в процессе освоения разных видов движений.

В начале работы с младшими  дошкольниками  уделяется внимание освоению образно-игровых движений. Благодаря этим упражнениям начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичност...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства"

Занятия танцами - это не только интересно, но и очень полезно!...

Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».

Тема опыта: «Система  методической работы  по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности»....

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе изобразительной деятельности (из опыта работы)

Художественно-эстетическое развитие ребёнка происходит с первых шагов маленького человечка, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизн...