Консультация «взаимосвязь в освоении основных движений и музыкально- ритмических» (развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)
консультация

Глистина Алевтина Павловна

Консультация «взаимосвязь в освоении  основных движений и музыкально- ритмических»

(развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_dvizheniy.docx20.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «взаимосвязь в освоении  основных движений и музыкально- ритмических»

(развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)

Прежде чем говорить о взаимосвязи в освоении основных движений и музыкально- ритмических, необходимо указать на следующий момент в развитии детей в процессе освоения разнообразных видов движений:

начиная с младшего дошкольного возраста важно воспитывать у детей основы культуры движения, к которой относятся;

- формирование правильной осанки (для этого необходим пример взрослых, формирование «мышечного корсета» с помощью общеразвивающих  упражнений, а также напоминание и мотивация детей к постоянной поддержке красивой осанки);

- формирование навыка пружинности (природный «амортизатор», который очень важен для развития всех двигательных навыков, умения правильно выполнять прыжки, танцевальные и общеразвивающие движения);

-формирование «прослеживающей функции» взгляда- умение и привычка следить взглядом за движением рук (таким образом в движение включается все тело, исполняется поворот шеи, головы, и, что немаловажно, тренируются глазные мышцы);

- формирование навыка начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки- по показу взрослого и самостоятельно.

Музыкально- ритмическая деятельность развивает у детей способности передавать в пластике музыкальный образ,

используя разнообразные виды движений (основные, имитационные, танцевальные, общеразвивающие, элементы художественной гимнастики).

Чтобы говорить о взаимосвязи в освоении основных движений и музыкально- ритмических необходимо проследить и уяснить путь усложнения их применения в работе.

Напомним, что основные движения это- бег, прыжки, ходьба.

В музыкально- ритмических движениях это- танцевальные шаги, танцевальные движения, ориентировка в пространстве.

Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяется внимание  освоению ОБРАЗНО- ИГРОВЫХ движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств; пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения,- а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба).

Например, такие игровые упражнения, как «зайчик», «белочка», «мячик» тренируют умение легко прыгать на двух ногах; «Лисичка»- это «мягкая», пружинящая ходьба;

«Мячик покатился»- бег; «Мишка»- ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках,

«Собачка»- ходьба на четвереньках, бег; «Кошечка»- стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), «умывается», ходит на полупальцах и т.д.

Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях из репертуара «Ритмической мозаики» («плюшевый медвежонок», «белочка», «мячик» и др.)

Образно- игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость  и точность, координацию, и, что очень важно, развивают,         ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИХ ЭМОЦИИ        , умение «оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку.

Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: основные, общеразвивающие, плясовые.

Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобретает более дифференцированный характер. Музыкально- ритмические композиции для старших дошкольников различаются по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие ОСНОВНЫХ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ  видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества и умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях , следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна.

! В музыкально- ритмическом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разнообразных произведениях, а значит, и в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократное повторение позволяет детям «схватить» движение по показу, освоить его и автоматизировать.

В процессе наблюдения на групповых занятиях педагог определяет тех детей, которым необходима индивидуальная помощь, но не следует торопиться с форсированием усвоения отдельных движений. Необходимо поискать удобный для детей темп и ритм музыки или подождать месяц- другой, т.к.случается, что ребенок и самостоятельно «схватывает» движение просто по показу взрослого.

!С самых первых занятий музыкально- ритмическими движениями важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение с началом и концом музыкального аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Используются различные методические приемы- это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы.

! Важно обращать внимание детей на характер исполнения, «вхождения в образ», на необходимость после окончания звучания какое- то мгновение выдержать паузу, ощутить «послевкусие» музыки.

Это относится ко всем композициям- и к простейшим и к более сложным. Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых  композиций, включающих элементы парных, народных плясок, так и в специально подобранных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

! Еще одна, не «музыкальная», но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ, ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ.        Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку) и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как после танца мальчик провожает девочку на место и благодарит ее за совместный танец.

Основные методические приемы – это объяснение педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного достоинства и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения. Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают  ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ  В ПРОСТРАНСТВЕ  ЗАЛА .При этом важно дать детям  возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение («рассыпались горошком»)

Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную – сложная задача, и для этого понадобится много времени и терпения (может, не один год).

Педагог развивает следующие НАВЫКИ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ;

- «На себе» - знать части тела (голова, руки, ноги), выполнять движения правой и левой рукой или ногой.

В начале обучения- по показу взрослого в «зеркальном отображении», а затем и самостоятельно.

- «От себя»- двигаться вперед и назад, поднимать руки вверх и опускать вниз, кружиться направо и налево.

- «От предмета или объекта»- становиться вокруг предмета (елочки, матрешки, обруча), поворачиваться лицом к центру круга, друг за другом по кругу, становиться лицом или спиной к зрителям.

Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.

! Для того, чтобы детям легче было перестраиваться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр.

При этом важно правильно обозначить  направление движения- «направо», «налево», «вперед», «назад», то есть связать «мышечное чувство» направления движения со словом. Можно использовать метод моделирования – выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений (этот прием наиболее понятен старшим детям).

Таким образом, формирование умения ориентироваться «на себе»(правая- левая рука, нога), «от себя» (направо, налево, вперед, назад), «от предмета или объекта» закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.

РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ.

Процесс разучивания музыкально- ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому , наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой настрой взрослого способствует эмоциональному «заражению», установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи:

А). Мотивация детей к освоению новой композиции;

Б). Максимальная концентрация внимания детей;

В). Активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.

Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности самого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспитанников. Это могут быть загадки, стихи, сюрпризы, обращение к любимым персонажам, «приход в гости» знакомых игрушек, животных.

Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога, их внимание полностью поглощено  отражением действий взрослого. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа ( вижу, слышу, чувствую) способствует более  эффективному  и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка.

Переход от подражания к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической  раскрепощенности. На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в собственных силах.

Важно «зацепить» интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть «мостик»от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание «войти в образ»,

показать его в пластике. Разнообразные музыкально- ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Одни преподносятся детям как игра, другие требуют творческого воображения, третьи предлагают веселую ситуацию или, наоборот , грустную.

Как показывает практика, освоение детьми композиций происходит в течение примерно 2-3 недель. При этом не ставится задача абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются как могут, главное, чтобы с удовольствием. По мере повторения композиций в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями) постепенно осваиваются отдельные элементы движений, опираясь на которые, педагог ставит танцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности диагностики и коррекции музыкально – ритмического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Даны данные диагностического исследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями, представлена система коррекционной работы по данному направлению...

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА.

музыкальные ретмические занятия положительно влияют на психическое физеческое здоровье детей....

Развитие детей в процессе освоения разных видов движений.

В начале работы с младшими  дошкольниками  уделяется внимание освоению образно-игровых движений. Благодаря этим упражнениям начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичност...

Консультация для родителей "Музыкально-ритмическое развитие детей с 2х до 3х лет"

Ритмические движения - физиологическая потребность детского развивающегося организма. Двигательная активность  является их источником здоровья, радости, затрагивает эмоциональный мир ребёнка....

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства"

Занятия танцами - это не только интересно, но и очень полезно!...

Консультация «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый  «банк  жизненных ситуаций», поэтому очень в...