«Развитие художественного образа, созданного «языком» живописи».
статья по рисованию (средняя группа)

Третьякова Екатерина Анатольевна

Изобразительное искусство в дошкольном отделении помогает детям развивать навыки художественного воспитания, закреплять цветоразличительные способности зрения и развивать связную речь. Поэтому свою педагогическую деятельность на занятиях по изобразительному искусству организую с цветом по направлениям: цвет и выражение, цвет и творчество, цвет и навык. Как педагог помогаю детям вырабатывать так называемые сенсорные эталоны в области цвета.

Процесс познания и формирования образа проходит по двум путям. Первый путь – творческий. Он формируется на основе сенсорных эталонов. В них образ обогащается, что обеспечивается и духовное развитие, и творческий рост человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_izo_dlya_stati.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Третьякова Екатерина Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №198 ДО

89137757365 katya.tretyakova.67@ mail.ru

Тема: «Развитие художественного образа, созданного «языком» живописи».

Изобразительное искусство в дошкольном отделении помогает детям развивать навыки художественного воспитания, закреплять цветоразличительные способности зрения и развивать связную речь. Поэтому свою педагогическую деятельность на занятиях по изобразительному искусству организую с цветом по направлениям: цвет и выражение, цвет и творчество, цвет и навык. Как педагог помогаю детям вырабатывать так называемые сенсорные эталоны в области цвета.

Процесс познания и формирования образа проходит по двум путям. Первый путь – творческий. Он формируется на основе сенсорных эталонов. В них образ обогащается, что обеспечивается и духовное развитие, и творческий рост человека.

Второй путь – утилитарный. При нем наступает слепота к миру, все воспринимается как уже известное, знакомое, не заслуживающее внимания.

Все созданные мною наглядные пособия по цвету выполняют роль своеобразного эмоционального раздражителя, способствующего активной работе разума и  чувства. Детям дошкольного возраста всегда нужны ключи к познанию и  восприятию мира, те образные представления, которые раскрывают свойства цвета как художественного средства выражения.

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала И. Ньютону. Его цветовая система – цветовой круг, составленный из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового (помните:  каждый охотник должен знать, где сидит фазан).

Он выбрал семь цветов потому, что верил в пифагорское представление о единых числовых законах мировой гармонии. Семь цветов спектра он сопоставил с семью тонами музыкальной гаммы.

Можно легко выбрать три цвета, смягчающие которых дает все или почти все цвета цветового круга. Такой цветовой триадой принято считать – красный, зеленый, синий.

Таким образом, в представлениях ученого – два основных цвета: желтый - синий; свет-тень; сила-слабость; добро-зло. Равновесное смешение синего и желтого порождает зеленый цвет, а равновесное соединение красного и фиолетового создает пурпурный, самый совершенный из всех цветов.

Зеленый  и пурпурный образуют новый контраст, глубокую гармонию, завершая цветовой круг. Цвет для Гете активен и пассивен, горяч и холоден, характеризует близь и даль.

На занятиях изобразительного искусства систематически напоминаю детям о теплых и холодных цветах. Теплота или холод цвета есть желтому или синему. Это своего рода движение в горизонтальных направлениях, причем, при теплой краске движение на этой  горизонтальной         плоскости направлено к зрителю, а при холодной краске – на удаление от него.

Вторым большим контрастом является различие между белой и черной – красками, которые образуют другую пару четырех главных звучаний – светлому или темному звучанию.

Второго рода движение желтого и синего, усиливающее первый большой контраст, есть их эксцентрическое или концетрическое движение. Если нарисовать два круга (один желтый, другой синий), сосредоточиться на них, то можно заметить, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека.

Кроме цветового круга были предприняты другие попытки систематизировать цвета. В школах Японии действует цветовая система «Ирроритай». На ее основе Институт цветоведения разработал систему на 240 цветов.

Во время организации НОД волшебные краски представляю перед детьми в виде маленьких веселых человечков-волшебников, которые могут творить чудеса, смешиваясь друг с другом и образуя новые оттенки. Краски с удовольствием играют на плоскости палитры, и, если внимательно рассмотреть смещение, можно объяснить происхождение любого цвета самому ребенку.

Каждая краска – человечек имеет свое лицо и свой характер. Краски – девочки одеты в платьица, а краски – мальчики – в рубашки и шорты.

К такому рассмотрению цветовой гаммы добавляю систематическую работу по развитию связной речи, что способствует успешному развитию навыка художественного восприятия мира.

Зрительное впечатление от цвета дает возможность предложить дошкольникам следующие виды заданий:

  1. Почему деревья и трава зеленые?
  2. Где живут краски?
  3. Какого цвета твой папа (мама, бабушка, дедушка, друг)?
  4. Как живет желтый (синий, красный) цвет?
  5. Сочини сказку «Путаница» (о чуде смешения красок).
  6. В гостях у синего человечка.
  7. Как выглядит теплая комната?
  8. Какой цвет у доброты?
  9. Какую музыку исполняет красный цвет?
  10.  Как работают краски у художников?

Художники изображают зеленый лес, который осенью начинает светиться золотом. Они выбирают краски влажно – зеленые и влажно – желтоватые, чтобы заметнее были на холсте сырость земли, влажность осеннего воздуха. Влага исчезает, а красота остается. Самыми звучными желтыми красками написаны деревья. Сколько оттенков желтого и оранжевого! Кажется, всю красоту и теплоту солнечного света вобрали в себя осенние деревья. Развитие у детей образного видения эстетического восприятия способствует обогащению речи образными средствами, поиску наиболее выразительных форм, пристальнее всматриваться в окружающее. Восхищение красотой осени на картинах непременно поможет ребенку заметить и красоту в природе. Они любуются листьями, травами, сравнивают их по форме, размеру, цвету. Как потрудилась матушка – природа, повторяя многократную форму листа, но разукрасив их по разному. В народе говорят: на дереве лист на лист не приходится.

Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листика, природа бесконечна. Разнообразие форм цветов, оттенков – все в природе, - писал М. М. Пришвин. К такому осознанию ее (природы) приходят дети через восприятие прекрасного.

   

Список литературы.

1. Алексеев С.С. Цветоведение изд. «Искусство», 1997г.

1. Википедия.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический  очерк.-М., Просвящение,1991.

3. Мосин И.Г. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей.-Екатеринбург. 1996 г.

4. Сокольникова Н.М. Основы живописи.-М., изд. “Титул”, 1993 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».

Исследовательский проект нацелен на обоснование педагогических условий эффективности обучения старших дошкольтников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании....

Составление экологической сказки посредством создания художественного образа в логопедической группе (для детей 6-7 лет).

1. Работа по тексту стихотворения "Деревья спят" А. Чолиева.2. Рассуждение по теме как люди помнят о событиях, явлениях природы и т.д.3. Пересказ рассказа "Осень".4. Дидактическая игра "Угадай дерево"...

Обзор проблемы "Средства создания художественного образа"

Обзор посвящен теоретическому аналазу понятия "Художественный образ", рассмотрению средств создания художественного образа....

Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»

В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр...

Знакомство дошкольников с художественным образом в условиях взаимодействия литературы и живописи.

В данной статье затронут вопрос работы с художественным образом посредством рассмотрения литиратурного произведения и произведения изобразительного искусства....

"Создание художественного образа посредством использования элементов театрализованной деятельности.

Данная тема расскрывает проблему речи дошкольников, которая очень хорошо решается путем использования театральных игр и театральнолй деятельности. Консультация полезна как педагогам дошкольникам, так ...

Развитие выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам

Статья посвящена развитию выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам. Рассмотрены наиболее эффективные методы и прие...