Обзор проблемы "Средства создания художественного образа"
статья на тему

Силина Ольга Викторовна

Обзор посвящен теоретическому аналазу понятия "Художественный образ", рассмотрению средств создания художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_sozdaniya_hud_obraza.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ

 «СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА».

Силина Ольга Викторовна,

Студент Института педагогики и психологии г. Архангельск

 

План обзора:

  1. Художественный образ: определение понятия, свойства.
  2. Средства создания художественного образа.

  1. Художественный образ: значение понятия, свойства

Все мы в школе не раз писали сочинения на тему «Образ такого-то героя в таком-то произведении». И вот мы сидим, пытаемся что-то сочинить, написать… или просто списываем с готового сочинения, надеясь, что у учителя нет такой же книги с готовыми сочинениями. А было бы гораздо проще написать то сочинение, понимай мы тогда, что есть это такое «художественный образ», с помощью каких средств он создается. Попробуем разобраться в этом явлении.

Для начала обратимся к определению понятия.

Анализируя понятия из разных словарных источников [1, 3, 8, 10], можно сказать, что художественный образ – индивидуализированное изображение человеческой жизни, и в то же время это обобщённая её картина.

Но на данном этапе говорить о полноте определения ещё рано.

Очень большую роль, по мнению многих исследователей в данной области в изображении играет вымысел. Без творческого воображения художника не было бы единства индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В то же время вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя.

Произведения искусства вызывают у воспринимающих их палитру чувств. некоторые относятся к нему как к чему-то лично затрагивающему, непосредственно к нему относящемуся. Это – эстетическое чувство, связанное с представлением об идеале. А кто-то отнесется к тому же произведению с меньшей отзывчивостью, оно его никак не затронет. Хотя, мы не можем утверждать, что у данного человека нет этих эстетических чувств, у него скорее другие представления об идеале.

Итак, обобщив выше написанное:

Художественный образ - конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

Художественный образ располагает особыми свойствами, присущими только ему одному. Многие исследователи называют такие как:

1) типичность (по А. И. Николаеву, - отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего [4]). 

2) органичность (живость) - естественность его воплощения, простота выражения и необходимость включения в общую образную систему [11].

3) ценностная ориентация - художественный образ может иметь разную философскую или религиозную подоплеку, навязанную мировоззрением автора [11].

4) недосказанность - это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество [11].

  1. Средства создания художественного образа

Н.А. Дмитриева, А.А. Беляев и др. ученые указывают на то, что художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, или комбинации нескольких. Он неотделим от материального мира. Например, смысл, внутреннее строение, четкость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит [2, 11].

Кратко рассмотрим каждое средство создания художественного образа.

Изображение. В проштудированных словарях изображение трактуется как процесс и как некий образ чего-либо, предмет. Для нас важен момент толкования данного явления во втором его понимании, а именно как изображение чего-либо, представленное в виде продукта изобразительного искусства (картина, гравюра, скульптура, фотография). Здесь художественный образ создается с учетом всех аспектов зрительного восприятия, т.е. с помощью форм, линий, фактур, цветов, светотени, пластики и прочее – что называется изобразительными средствами. А так же с помощью выразительных средств, связанных с построением сюжета, ассоциаций, которые пытается донести автор до зрителей (так называемый сюжетно-ассоциативный комплекс) [1, 2, 11].

Звук. Мы будем придерживаться следующего  определения понятия звук - в широком смысле — упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств человека и животных [11].

Нас же интересует звук не сам по себе, а именно музыкальный звук, а точнее совокупность музыкальных звуков, построенная в определенную композицию и передающая определенную «историю», задумку, чувства человека создавшего ее – сама музыка. Музыкальный звук обладает определенной высотой, тембром (окраска звука), громкостью (сила звука), длительностью (условная продолжительность звука) [11].

Именно на сочетании свойств звуков и определенном ритмичном их построении, и строится музыкальный художественный образ, передающий эмоции и замысел композитора.

Языковая среда. Литературоведы средствами создания художественного образа обозначают так называемые тропы. Н.Д. Тамарченко, пишет, что в риторике и классической поэтике тропами называются выражения и высказывания в переносном значении. Среди риторических фигур к тропам причисляются метафоры, метонимии, синекдохи, аллегории, гиперболы, литоты и т. п. [9].

Метонимия - это простейший вид иносказания, предполагающего замену имени его лексическим синонимом («секира» вместо: «топор»). Или смысловым результатом (например, "золотой" век русской литературы» вместо: «русская литература XIX века»). Метонимия (перенос) лежит в основе любого тропа. Метонимичными, по М. Р. Львову, являются «связи по смежности».

Синекдоха - это такая метонимия, при которой происходит замещение имени более узким или более широким по семантике наименованием (например, «носач» вместо «человек» (с большим носом) или «двуногие» вместо: «люди»). Замещаемое имя опознается по его характерному признаку, который называет замещающее имя.

Аллегория - это образное иносказание, предназначенное для рациональной расшифровки (так, Волк и Ловчий в известной басне И. А. Крылова «Волк на псарне» легко дешифруются образами Наполеона и Кутузова). Образ в аллегории играет подчиненную роль. Он чувственно воплощает в себе какую-либо значимую идею; служит однозначной иллюстрацией, «иероглифом» абстрактного понятия.

Сравнение - это такая метонимия, которая раскрывается в двух компонентах: сравниваемом и сравнивающем. А грамматически образуется с помощью союзов: «как», «будто», «словно» и т. п.

Сравнение помогает увидеть предмет с новой, неожиданной точки зрения. Оно высвечивает в нем скрытые или незамеченные до той поры черты; дает ему новое семантическое бытие. Так, сравнение со свечками, «дарит» есенинским березам стройность, мягкость, теплоту, и слепящую красоту, свойственную всем свечам. Более того, деревья, благодаря такому сравнению, понимаются живыми, даже предстоящими Богу (поскольку свечи, как правило, горят в храме).

Метафора, по справедливому определению А.А. Потебни, есть «сокращенное сравнение». Она обнаруживает только один - сравнивающий компонент. Сравниваемый - домысливается читателем. Метафора - скрытая аналогия. Этот троп генетически вырастает из сравнения, но не имеет ни его структуры, ни грамматического оформления (союзы «как», «будто» и др. не применяются) [7].

Олицетворение - это персонификация («оживление») неживой природы. Благодаря олицетворению земля, глина и камни приобретают антропоморфные (человеческие) черты, органичность.

Эпитет - это не простое, но метафорическое определение. Он возникает путем сопряжения разнородных понятий (примерно по следующей схеме: кора + серебро = «серебристая кора»). Эпитет размыкает пределы традиционных признаков предмета и добавляет к ним новые свойства (так, эпитет «серебристая» придает согласующемуся с ним предмету («коре») следующие новые признаки: «светлая», «блестящая», «чистая», «с чернью») [11].

Гипербола в литературном словаре определяется как - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: «Я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими (приукрашенными, преувеличенными) [5]. 

Литота - 1. Обратная гиперболе стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п. По существу литота чрезвычайно близка гиперболе по своему выразительному значению, почему ее и можно рассматривать как вид гиперболы (что и делали старые риторики, делившие гиперболу на увеличение и/или уменьшение). 2. Стилистическая фигура нарочитого смягчения, выражения путем замены слова противоположным, но отрицательным по значению: «неплохо» вместо «хорошо», «не возражаю» вместо «соглашаюсь» [4, с. 505—506].

Таким образом, художественный образ сложное и многогранное явление, которое обладает специфичными свойствами и определяется в первую очередь личностью своего создателя, его мироощущением. Средства, которыми создается образ, также многообразны и сложны. Правильное их использование, поможет автору в полной мере передать тот образ, который возник в его замысле.

Ориентироваться в средствах создания художественного образа необходимо и простому обывателю. Они помогут ему при восприятии какого-либо произведения искусства, при попытке описать, понять художественный образ, заключенный в нем.

Используемые источники:

  1. Демин Г.С. Художественный образ в живописи. // Вестник Тюменского государственного университета. Философия. - 2011, - №10 – С. 179-185.
  2. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. / Под.ред. Ф.Д. Кондратенко и др. – М.: типография «Красный пролетарий» Госполитиздата Министерства культуры СССР, 1962г. – 354с., ил.
  3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. / Б.И. Кононенко -  М.: Вече, 2003. – 512 с. Есть электронная версия, которая и использовалась при написании контрольной работы (http://notions.ru/dictionary/1170/hudozhestvenyi-obraz.html ).
  4. Литературная энциклопедия: в 11 томах / Том 6 / Под ред. А. В. Луначарского - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл." - 1932. -  920 с.: ил.
  5. Литературная энциклопедия: в 11 томах  / Том 2/ Под ред. В. М. Фриче - (б.м.): Изд-во Ком. Акад. - 1929. - 768 с.: ил.
  6. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011, - 255с.
  7. Потебня A. A. Теоретическая поэтика./ Сост., вступ.ст., коммент. А.Б. Муратова – М.: Высш.шк. - 1990г. - 344с.
  8. Романова С. И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, - 2008. -  № 6. - С.28-38.
  9. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко – М.: РГГУ, 1999. - 286 с.
  10. Эстетика: Словарь./ Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. - 447 с. Есть электронная версия http://www.terme.ru/dictionary/706/word/obraz-hudozhestvenyi .
  11. http://megabook.ru Мега Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».

Исследовательский проект нацелен на обоснование педагогических условий эффективности обучения старших дошкольтников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании....

Составление экологической сказки посредством создания художественного образа в логопедической группе (для детей 6-7 лет).

1. Работа по тексту стихотворения "Деревья спят" А. Чолиева.2. Рассуждение по теме как люди помнят о событиях, явлениях природы и т.д.3. Пересказ рассказа "Осень".4. Дидактическая игра "Угадай дерево"...

Обучение детей трёх лет созданию выразительных образов посредством использования нескольких художественных техник

В данной статье рассмотрены вопросы развития у детей трёх лет интереса к созданию выразительных художественных образов, обучения детей приёмам различных художественных техник, формирования уверенности...

Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»

В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр...

Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9  Тема:  Развитие детских способностей  к восприятию художественного произведения...

"Создание художественного образа посредством использования элементов театрализованной деятельности.

Данная тема расскрывает проблему речи дошкольников, которая очень хорошо решается путем использования театральных игр и театральнолй деятельности. Консультация полезна как педагогам дошкольникам, так ...

Создание художественного образа в технике «изонить» (из опыта работы)

Создание художественного образа в технике «изонить» (из опыта работы)  Тема: «Рыбка»Цели:— развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное вли...