"Создание художественного образа посредством использования элементов театрализованной деятельности.
консультация по художественной литературе по теме

Галина Дмитриевна Демина

Данная тема расскрывает проблему речи дошкольников, которая очень хорошо решается путем использования театральных игр и театральнолй деятельности. Консультация полезна как педагогам дошкольникам, так и педагогам  общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

«Создание художественного образа    посредством использования элементов театрализованной деятельности»

Подготовила:

Демина Галина Дмитриевна,

музыкальный руководитель

2017г.

«Создание художественного образа    посредством использования элементов театрализованной деятельности»

Демина Галина Дмитриевна, музыкальный руководитель,

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33

(г. Губкин, Белгородская область)

         Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно в дошкольном детство закладывается фундамент к усвоению речи, овладению родным языком.

          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма). Также этот возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда развивается личность, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.

          В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеофильмы, компьютер; поэтому, наша задача как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

          Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, приходишь к выводу, что очень важной задачей остается приобщение дошкольников к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.

          Почему именно к театрализованной деятельности? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

         По утверждению К. С. Станиславского, театр - это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, создавать художественный образ, формировать творческую активность, ритмичность. По мнению психологов и педагогов, приходишь к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние

на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, создает художественный образ соответствующий характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

         Театрализованная деятельность – это самый  распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что всегда  связана с игрой. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.  

         В своей работе при подготовке театральных постановок создаем атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, развиваем речь через различные формы театрализованной игры. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

         Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция).Текст учим с детьми отдельно, в каждой роли стараемся создать яркий художественный образ, что очень важно для театральной постановки.

         Мы стараемся одновременно создавать зрительные образы, демонстрировать способы их эмоциональной выразительности и игры. Сначала сами читаем текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того, как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает. Когда ребенок достаточно хорошо усвоит текст, поощряем его за точность изложения. Читая песенки или стихотворения, подключаем детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге, имитировали, интонацию, движения персонажей.

         Чтение произведений всегда сочетаем с мимикой, поэтому стараемся заучивать тексты наизусть, а не использовать постоянно книгу или аудиозапись. Прежде, чем учить детей средствам выразительности, работаем над собой, поскольку являемся образцом для детей. От этого зависит понимание ими произведения, его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, выразительность их высказываний.

          В жизни наших детей не так много праздников, поэтому нам всегда хотелось создать предпосылки для детской радости, веселья, игры, для эмоционального комфорта.

         В театрализованном представлении, драматизации, сказке, рассказе дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.,) а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

         Театр – это всегда игра. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в сильного Медведя, смелого Петушка, а из капризной девочки – в трудолюбивую Машеньку. Ребенку необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Я считаю, что ради всего этого стоит потрудиться.

         Очень хорошо помогает для развития речи и вокальных навыков артикуляционная гимнастика  по методике В. В. Емельяновой.

Игры- упражнения на артикуляцию

«Обезьянки».

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

Ночной лес.

Лес ночной был полон звуков (а-а-а-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мяу, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ), 

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

Подвижные речевые игры с персонажами сказок.

Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).

         Итак: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

         Мы уверены, что навыки, полученные детьми в ходе театрализованной деятельности, они смогут использовать и в повседневной жизни.

Каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, цель, которую мы поставили перед собой – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества достигнута.

Повысился уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.

         Чем хороши театрализованные игры, театральная деятельность?

Они всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

         И мы можем назвать себя счастливыми людьми, отдающими свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть в нас, мы дарим и просто отдаем им, своим дошколятам. А взамен мы получаем больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

Список используемого материала:

1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду:пособие для работников дошкольного учреждения.: ТЦ Сфера, 2001 г.

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. «школьная пресса» -2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей трёх лет созданию выразительных образов посредством использования нескольких художественных техник

В данной статье рассмотрены вопросы развития у детей трёх лет интереса к созданию выразительных художественных образов, обучения детей приёмам различных художественных техник, формирования уверенности...

Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности

Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, к...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»....