«Художественные техники» (Уголь, сангина, соус)
материал по рисованию

Бебенова Ольга Владимировна

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Семинар-практикум посвященн рисованию углём, сангиной и соусом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

                                     «Художественные техники»

                                    (Уголь, сангина, соус)

     Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

     Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
    Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
   Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов( формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений.                   Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла.

     Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».
    Часто для создания в рисунке выразительного образа используется такое средство выразительности, как фактура. Для получения фактуры используется боковая поверхность мелка или карандаша, поэтому наиболее целесообразно для освоения этого средства использовать в работе с дошкольниками техники мягких материалов: сангину, уголь, соус, пастель и т.д. Дадим краткое описание этих техник, возможность и педагогическую оправданность использования которых в рисовании дошкольников обосновали в своих работах Т.С.Комарова, Л.И.Голованова и др.

      Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обозженных тонких веток или обструганых палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твердый уголь из пресованного угольного порошка c добавлением растительного клея (сухой грифель). Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте. При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой, на которой уголь оставляет красивый фактурный след. Законченные рисунки, выполненые сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. При этом учитывается, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

     Уголь продается в готовом виде и бывает двух типов: художественный и прессованный. В отличие от натурального рисовального угля палочки из спресованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются.

     Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов, или прорисованные места растирают ребром ладони, потом снова рисуют,  выбирая хлебом освещенные места. Такой способ ведения работы вполне доступен дошкольникам старшего возраста и дает им понятие о фактуре.  Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объемно- пространственные задачи. (Художники, работавшие углем: Х. Гольбейн (1497- 1543), Ж. Энгр (1780 - 1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В. А. Серов (1865- 1911), И. Е. Репин (1844 - 1938), Н. И. Фешин (1881 - 1955).)

                 Варианты техники рисования углём.

      Обучать детей рисованию углём можно уже с раннего возраста. Первые изобразительные эксперименты, направлены на изучение свойств материала, поэтому и не имеют конкретной тематики. Содержание образа складывается стихийно, в зависимости от того, какие штрихи, пятна получились в результате первого знакомства.

      Сначала целесообразно показывать детям раннего возраста все разновидности угля и дать им возможность поработать ими. При этом каждый раз необходимо дорисовывать образуемое пятно до образа, используя другие материалы.

После экспериментов можно приступить к обучению детей целенаправленно использовать уголь в качестве изобразительного материала. Начальная ступень: рисование от пятна. Рисуется оно не стихийно, а целенаправленно. Для наглядности рассмотрим несколько тем.

    «Галчонок». Для этой работы подходит

либо заранее затонированный лист бумаги,

либо цветная бумага для пастели. Далее

надо углём нарисовать клубок, плотно

закручивая линию. Затем обязательно

растушевать ватным диском, пальцем.

К получившемуся пятну подрисовываются

отдельные детали (клюв, лапки, хвостик),

обозначаются крылья. Глаза рисуются с

помощью мела или пастели.

    «Сова на ветке». С помощью угля

создаётся фон. Растушёвка по фону

должна иметь разную тональную

насыщенность. Затем можно приступать

к изображению совы. Тело птицы

напоминает овал. По краю тело

необходимо чуть-чуть растушевать, тем

самым создавая иллюзию оперения.

Далее дорисовываем клюв, глаза, уши.

Перья изображаются с помощью коротких штрихов, накладываемых по форме тела совы. После этого можно нарисовать ветку, определив её направление.

   

      «В мире животных». Любое животное можно изобразить с помощью простых форм. Уголь помогает передать не только его пластику, но и фактуру покрова тела. Чтобы нарисовать животное, легче всего начать с определения его положения, характера позы. Делается это с помощью дугообразной линии, в зависимости от того, какое животное необходимо нарисовать.

      Если для изображения взят образ млекопитающих из семейства кошачьих или волчьих, то лучше использовать дугообразную линию; если из семейства парнокопытных – целесообразна волнистая линия.

     Экспериментируя с углём, можно использовать разные вспомогательные техники и материалы.

     Совмещение угля с акварелью даёт детям возможность получить контурное изображение. Сначала дети рисуют акварелью, покрывая лист бумаги отдельными цветовыми пятнами. Как только рисунок высохнет, на него углём наносят контур, разделяющий цветовые пятна. Таким способом получается имитация витража.

    Дети рисуют фон акварелью, а детали пейзажа прорисовывают углём, растирая в определённых местах – создавая мягкую фактуру.

    По такому же принципу можно изобразить сюжетную композицию, используя силуэтное рисование. Фон выполняется акварелью, а все силуэты изображаются с помощью угля.

    Уголь можно совмещать с мелковой пастелью. Данная комбинация очень гармонична, поскольку оба материала имеют сухую основу. Пастель создаёт воздушную среду, а уголь придаёт формам чёткость. Например, пастелью создаётся фон и крупные детали, а проработка отдельных деталей осуществляется углём.

    Уголь также хорошо сочетается с тушью. Контраст – прозрачная тушь, матовый и мягкий уголь – создаёт интересные образы. Так, тушью с помощью заливки можно закрыть фон, проработать дальний план, а углём прорисовать передний план, выявив форму предметов, объектов.

     Уголь также хорошо сочетается с цветными карандашами. Здесь оба материала находятся в равном отношении. Углём с помощью растушёвки прорабатывается фон; при этом необходимо создать лёгкое, светлое по тону пространство. Цветными карандашами выполняется штриховка, раскрывающая форму предметов.

      К группе мягких материалов относится и такой природный пигмент как сангина. Это слово происходит от французского sang («кровь»), что связано с кроваво-коричневым цветом материала. Натуральная сангина состоит из мела и глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, вследствие чего она имеет интенсивный красно-коричневый цвет. Вырабатывается сангина по различным рецептам в виде круглых и квадратных палочек. В зависимости от происхождения и качества обжига цвет сангины варьируется от коричневого до охристо-красного. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плонтности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.

     Рисовать сангиной можно на различных бумагах, имеющих зернистую поверхность.

     Работать сангиной можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушкой. Этот способ вполне приемлем для использования в детском изобразительном творчестве, поскольку дает детям возможность вести рисунок различными техническими приемами.

     При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят с водой, а затем все необходимые плоскости заполняют при помощи кисти.

    Сангину разводят в баночках, в качестве палитры используют кафельную или пластмассовую плитку. Необходимой плотности тона добиваются путем многочисленных перекрытий, что является достаточно трудным для детей дошкольного возраста. Однако этот способ может быть применен, если вести работу смешанным способом. Для этого вначале делают две- три моделирующие заливки, а затем доводят работу до нужного результата при помощи штриха, линии и растушевок. Смешенный способ работы очень красив за счет того, что сырые заливки дают мягкий теплый общий тон, а штрих вносит в работу бархатистость и фактурность.

(Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо даВинчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 – 1520), П. П. Рубенс (1577 - 1640), А.Ватто (1684 - 1721),  Ж. О. Фрагонар (1732 -1806),  Ж. Б. Шарден (1699 -1779).)

                 Варианты использования техники рисования сангиной.

     Знакомство с сангиной лучше всего начинать с игры-эксперимента, как и при работе с углём, сначала просто наносят штрихи, частично их растушёвывают, совмещают техники друг с другом. В этом процессе важно, во-первых, познакомить с выразительными возможностями этого материала, а во-вторых, научить в каракулях, видеть образы.

     Если на лист бумаги нанесены только штрихи, без растушёвки, то дорисовывать лучше тоже штрихами.

     Если в работе уже нанесены штрихи и растушёвка, то доработку образа можно вести в нескольких направлениях.

     Первое характеризуется использованием тушёвки и вспомогательных средств.

     Второе направление связано с применением штрихов и прорисовкой отдельных элементов образа.

     Третье направление обусловлено применением трафаретов, которые накладываются на образовавшиеся пятна. Далее прорисовывается чёткий силуэт по контуру трафарета с последующей растушёвкой его краёв.

     Четвёртое направление заключается в том, что получаемые пятна вырезаются в определённой форме, а затем наклеиваются на определённый фон, создавая композицию в технике коллажа.

    Изучение техники сангины целесообразно проводить поэтапно, постепенно усложняя содержание образа.

    Соус как материал рисунка стал известен в конце 19 - начале 20 веков. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов, применяемых в рисунке, широким тональным диапазоном. Соус приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея. Затем соус прессуется и поступает в продажу в виде цилиндрических палочек.

    Известны два способа работы соусом: сухой и мокрый. Прежде чем начать работать сухим способом, палочку соуса растирают о кусочек наждачной бумаги. Затем, взяв эту, образовавшуюся на бумаге пыльцу на растушку, наносят ее на рисунок, предварительно подготовленный карандашом. Работают сухим соусом, применяя замшевую или бумажную растушку, а также тряпочку или тампон из ваты. Затирают вначале крупные поверхности рисунка, в ходе работы по мере необходимости пользуются то одним, то другим инструментом. При желании усилить тона в теневых местах добавляют необходимое количество соуса-тона ударами палочки соуса и тотчас же растирают эти пятна тампоном ваты. Когда необходимо снять соус с бумаги, пользуются резинкой или тряпочкой. Детали моделируют и завершают чаще всего угольным карандашом "Ретушь", дающим однородную с соусом матовую поверхность.

    Чаще всего соус применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо подобрать соответствующую бумагу. Она должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы выдержать неоднократные размывки водой и применение резинки. Для работы необходимо приготовить посуду для воды и разведения соуса, а также мягкие кисти различных размеров. В некоторых случаях в работе соусом могут быть использованы крупные щетинные кисти. Приступая к работе, предварительно на листе бумаги карандашом легко наносят будущее изображение. Затем, разводя соус в воде, соответствующими кистями прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, как бы фиксируется сам собой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Рисунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегруженные тоном места при помощи мягкой резинки. Окончательное завершение деталей требует применения в работе мелких акварельных кистей, угольного карандаша и т.д. Если рисунок мокрым соусом выполняется с применением сухого соуса, угля, туши, то их имеют под рукой и вводят в рисунок в процессе работы.

                 Варианты использования техники рисования соусом.

    Изобразительно-выразительные возможности соуса достаточно широки и в работе с дошкольниками педагог может использовать различные приемы работы этим материалом. В зависимости от художественной задачи это может быть растушевка, широкая кистевая заливка, работа линией и штрихом и т.д. Сочетание мокрого и сухого способов работы может дать детям наглядное представление о фактуре.

     Этапы работы все те же, как и с сангиной. Кроме того, идёт совмещение сангины с соусом и углём.

    «Яблоки на ветке».

    Фон выполняется как соусом, так и акварелью.

Яблоки лучше изобразить сангиной, используя

спиралевидную линию с последующей растушёв-

кой. Листья яблони рисуются боковой частью

мелка. Чем дальше листья от переднего плана,

тем они светлее, и наоборот.

    «Курочка и цыплятки».

    В рамках данной темы выполнима коллективная работа. Курицу рисует педагог, используя соус и сангину, а цыплят – дети. При этом само изображение строится с помощью растушёвки, применяется как сангина, так и соус. Чётко прорисовываются только отдельные детали. Каждого цыплёнка необходимо вырезать и расположить на общем фоне рядом с курицей – мамой.

    «Пейзаж».

   Фон рисуется акварелью (при этом чётко обозначается линия горизонта), а все объекты – сангиной и соусом. Например, нарисовать ствол дерева, размазывая его в вертикальном направлении.

   Изображая лес, композицию следует выстроить таким образом, чтобы не было видно, где начинаются и заканчиваются стволы деревьев.

  Лес можно изображать и при низкой линии горизонта, когда видны только кроны деревьев. Её лучше рисовать короткими мелками, нанося боковой частью штрихи по всей ширине листа и меняя при этом высоту штриховки.

   Когда дети освоят основные приёмы работы с сангиной и соусом, тогда возможно их применение совместно с неклассическими техниками: рисование по наждачной бумаге, водой, порошком сангины и соуса, монотипия.

   Рассмотренные материалы – уголь, сангина и соус – достаточно своеобразны и интересны. Но самое главное: работа с ними позволяет знакомить дошкольников со многими техническими приёмами, необходимыми для создания художественно выразительного образа.

   Во-первых, на больших форматах отрабатываются рисовальные движения благодаря переходу от мелкой и чёткой манеры рисования к широкой и размашистой.

   Во-вторых, эти графические материалы подчёркивают линию, её пластику, и, соответственно, дети учатся изображать сложные по форме предметы, животных, человека.

   В-третьих, уголь, сангина и соус способствуют овладению таким выразительным средством, как светотень, которая «участвует» в моделировке формы. Разумное и целесообразное обучение дошкольников работе с данными материалами расширяет их изобразительный  опыт – основу творческого становления.

                           

                               

Список использованной литературы

  1. Погодина С. Художественные техники. Уголь, сангина, соус. // Дошкольное воспитание, 2011 №1, стр.41-52.
  2.  Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.,1973,с.71.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные техники рисования в детском саду.

Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это не случайно. Ведь неклассические техники дают возможность и детям и взрослым н...

Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Солнышко в ладошках»

Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники....

Описание нетрадиционной художественной техники

Материал по нетрадиционному рисованию.  С подробным описанием  техники нетрадиционного рисования, с материалом необходимым для рисования и возростной периодизацией, с какого возраста какую т...

Художественная техника «Монотипия» адаптированная для детей дошкольного возраста.

Монотипия для маленьких художников.Занимаясь монотипией, вы познакомитесь не только с процессом создания монотипии, но и прикоснетесь к волшебному миру творчества. Монотипия это известный художественн...

"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".

Актуальность темы: "Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста"....

Семинар практикум для родителей "Нетрадиционная художественная техника рисования как средство формирования художественной этнокультуры дошкольника"

Семинар практикум для родителей "Нетрадиционная  художественная техника рисования как средство формирования  художественной этнокультуры  дошкольника"...

Презентация "Рисование углем, сангиной, соусом"

Презентация по художественно-эстетическому развитию....