Статья "Значение изобразительной деятельности и роль нетрадиционного рисования в формировании и становлении творчески активной личности современного дошкольника"
методическая разработка по рисованию

В данной статье мной отображено значение изобразительной деятельности в становлении и развитии современного дошкольника. Представлены научные исследования, а так же отображены развивающие стороны данной деятельности. Так же сделан акцент на формировании творчески-активной личности, через средства нетрадиционного рисования. Представлена тематика по возрастам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_znachenie_izobrazitelnoy_deyatelnosti.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пивницкая Екатерина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида с приоритетном

осуществлением квалифицированной коррекции отклонений

в физическом и психическом развитии воспитанников

Калининского района Санкт-Петербурга

+7 (911) 967-12-73

Значение изобразительной деятельности и роль нетрадиционного рисования в формировании и становлении творчески активной личности современного дошкольника

«Ум ребёнка на кончиках его пальцев, а значит, в каждом ребёнке есть творческий потенциал, способный развить в нём творческое начало!»

В.А.Сухомлинский

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и  нестандартно решать новые жизненные проблемы. Следовательно, перед образованием встаёт важная задача – развитие творческого потенциала детей.

Изобразительная деятельность – одна из сфер, в которой развивается и растёт ребёнок, где  формируется творческая активная личность. Каков же взгляд педагогов-исследователей на проблему формирования творческого потенциала детей через знакомство с искусством, через освоение изобразительной деятельности?

Искусство, как известно, включает в себя и изобразительную творческую деятельность. К искусству прослеживается двойственное отношение. Некоторые считают, что «искусство» - это бесполезное дело. Другие отмечают, что оно доступно лишь немногим: тем, кто обладает талантом, а о том, что почти в каждом есть «росток творчества, фантазии, способности» редко кто догадывается.

Творчество выделило человека из всех созданий природы, развило в нём чувство прекрасного, способность любоваться красотой и создавать новую красоту. «…Копировать бесполезно! Надо уметь создать своё, тогда искусство будет жить и продолжаться…» - отмечал Л.С. Выготский. Потребность в творчестве – самая высокая потребность человека, она свойственна всем людям. «Без этой потребности он бы превратился в существо, живущее безумной жизнью» (Л.С. Выготский).

Каждый ребёнок рождается с творческими способностями, которые надо развивать, создавая определённые условия. Л.С.Выготский говорил: «Обучить творчеству нельзя, но условия создать обязаны!».

Рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в дошкольном возрасте. Дети рисуют всё, что видят, слышат, знают, ощущают, представляют. С самого утра дети могут рисовать, пытаясь воплотить свою фантазию в реальность, сотворить чудо.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка. Она позволяет передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное, например, страх.

Многие педагоги и философы прошлого ценили и подчёркивали важность рисования. Например, Аристотель: «…рисование изучают потому, что оно развивает глаз…» Я.А. Коменский, предлагал, внеси этот предмет в материнскую школу для развития наблюдательности, ощущений ребёнка. Он считал: « что рисование учит видеть красоту, учит подмечать правильность и стройность в предметах, формирует способность любоваться красотой».

Ф.Фребель отмечал: «Развитие способности к рисованию в ребёнке – составляет одну из главных задач развивающего, воспитательного обучения человека». Он считал рисование одним из главных средств обучения.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи: А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Н.П.Сакулина, Б.Н.Теплов, Е.А.Флёрина, Б.П.Юсов и многие другие педагоги и исследователи.

Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечали и зарубежные учёные: Б.Джефферсон, Э.Крамер, У.Ламберт, К.Роуланд.

К.Роуланд отмечал: «Изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности». Э.Крамер подчёркивал её значимость для интеллектуального развития – «рисование – это формирование зрелой личности».  Изобразительная деятельность развивает эмоциональную сферу, считал американский учёный В.Лочнфельд.

Проведённые исследования О.Ю.Зырянова показывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к миру.     На занятиях по изобразительной деятельности у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создавать красивое, интересно придуманное.    

П.П.Чистяков (художник-педагог) писал: « Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще, оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

В изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни. В процессе создания образа у детей уточняются и закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления и воображения.

К.Д.Ушинский отмечал важность рисования: «Дитя и мыслит формами, красками, значками, ощущениями вообще». К.Д.Ушинский отмечал, что рисование развивает наблюдательность, память, мышление, воображение. «Рисование необходимо для обучения» - отмечал учёный.

Характеризуя детское творчество и те психологические процессы, которые включены в художественную деятельность, педагог А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества – это разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. В творческой деятельности взрослых принимают  участие знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость), чувства. Эти же стороны мы должны развивать и воспитывать в ребёнке, чтобы формировать его творчество. Обогатить ум ребёнка разными представлениями – значит дать обильную пищу для творчества детей».

Таким образом, изобразительная деятельность – это художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к окружающему миру. В своём творчестве дети передают то, что они когда-то воспринимали и на основе этого создают что-то новое. Изобразительная деятельность – специфическое образное познание окружающей действительности.  

Из вышеперечисленных высказываний педагогов-исследователей в области изобразительной деятельности стало понятно, что художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, гибкостью, подвижностью. Полнота и точность образов зависят и от овладения детьми  выразительных средств и материалов.  

Искусство развивается, создаёт новые художественные техники, материалы, новые способы их применения.

 На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся со многими изобразительными материалами. Это побуждает детский интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить себя, продемонстрировать своё отношение к окружающему миру. Различные материалы вызывают у детей стремление построить. Изучить, исследовать их на практике. Эффект данного исследования доставляет ребёнку большую радость, стимулирует его желание к дальнейшему расширению и обогащению опыта. В процессе игры с различными изобразительными материалами ребёнок открывает для себя понятия «линия», «цвет», «форма», «поверхность», «направление», «размер», т.е. познаёт художественные особенности, которые использует художник при выполнении своей работы.

Маленький ребёнок работает с материалами спонтанно, не имея предварительных знаний о них и без намерения применять их для художественного самовыражения. Рисовать малыш начинает рано, т.к. материалы для рисования ему более доступны. Играя с ними, ребёнок открывает для себя каждый раз что-то новое, он не перестаёт удивляться.

В игре с рисующими предметами возникает линия, которая привлекает малыша и подталкивает к дальнейшей деятельности. Ребёнок начинает изображать части предметов, соединять их во всевозможные произвольные комбинации – это для него игра, но в то же время – создание чего-то своего, нового.

Для ребёнка дошкольного возраста привлекательным материалом являются краски. Знакомятся дети с красками не при помощи кисти, а непосредственно при помощи рук.

Поэтому надо предоставить возможность окунуть в краски палец или ладонь.

Иногда дети проявляют страх, боясь испачкаться, но та радость, которую им доставляют оставленные на бумаге красочные следы, устраняет этот страх, и они готовы долго играть и исследовать свойства  красок, рисуя на бумаге пятна, кляксы или изображая какой-либо предмет.

Каждый из художественных материалов, которые используют дети, обладает особыми физическими свойствами и внешним видом, а, следовательно, имеет свои выразительные возможности. Необходимо периодически менять материалы, чтобы предавать работе новизну, проявить у детей интерес к новому и способствовать  использованию знакомых материалов. Когда ребёнок трогает и ощупывает материал, испытывает и исследует его свойства, он проводит определённое « технологическое исследование» его выразительных возможностей. Различные цвета и формы, различные художественные материалы и их движение в пространстве, зрительный и слуховой опыт, который ребёнок приобретает, манипулируя этими материалами, несомненно, разносторонне стимулирует желание ребёнка «вступить с ними в активный контакт и творчески применить их в своей деятельности».

Комбинируя материалы, развивается творческое воображение и мышление, которые способствуют положительному, творческому результату. Все материалы имеют свои особенности, технические свойства и способы применения. Педагог должен сам знать особенности материалов, знакомить детей с ними и рационально их использовать; знакомить с доступными способами работы с каждым материалом.

Художественные изобразительные материалы применяются в разных видах изобразительной деятельности: рисование, конструирование, аппликация, лепка.

Таким образом, следует помнить, что игра с материалом – одно из лучших средств, для выявления возможностей ребёнка, развития творческих способностей, гибкости и оригинальности мышления и воображения, проявляющиеся в неожиданных образных ассоциациях, в образах творческой деятельности – творчества. «Игра позволяет варьировать образ в ходе работы, свободно фантазировать, сочинять. Она даёт возможность для создания выразительного образа».

Как уже было отмечено, искусство не стоит на месте,  оно продолжает «идти в ногу со временем» (Бакушинский), создавая новые подходы, нетрадиционные техники и материалы. Но, что замечательно – старые традиционные техники не только «продолжают жить», но и открывают вместе с  «новыми» свои, ещё не использованные возможности.

В традициях изобразительного искусства прошлого, художник опирался на классические: живописные, графические приёмы. В современном искусстве применение материалов и техник значительно расширены в связи с появлением новых технологий в получении материалов, инструментария для художественной деятельности: компьютерная графика, аэрозольные препараты, множество трафаретов, пластических масс для лепки и другого, что позволяет осваивать их, комбинировать, получая неожиданные фактурные результаты, побуждающие проявления фантазии.

Когда в работах перекликаются традиционные и нетрадиционные техники, появляется «новый интерес, это уже новая красота – новое искусство» почувствовать свободу, раскрепостится, «позволяют увидеть и передать то, что обычными способами сделать трудно», увидеть и создать свой мир, свои мечты. Они выступают одним из средств, способствующих развитию творческого воображения и мышления, эмоциональной сферы и т.д.

Т.С. Комарова, В.И. Мухина писали, что нетрадиционное рисование – это занимательный процесс, который раскрывает для ребёнка мир творчества, красоты, «мир удивлений».  

«Каждый раз дети будут ждать занятие по изобразительной деятельности, будут самостоятельно и заинтересованно подбирать материал к занятиям. Дети научатся творить, воображая, фантазируя, отображая окружающий мир». Так же Т.С.Комарова подчёркивала, что у детей проснётся интерес не только к процессу, но и к конечному результату. Дети с интересом будут рассматривать работы друг друга. О.Белобрыкина говорила о том, что нетрадиционные техники позволяют сделать работы необычными для восприятия, абстрактными, красочными, индивидуальными. «Каждый ребёнок будет представлять себя маленьким художником, создавшим свой мир». В.И.Мухина подчёркивала важность «свободы» при творческом процессе - свободы времени, свободы выбора материала, самостоятельности – важное условие развития творчества детей.

Нетрадиционное рисование пришло в дошкольные образовательные учреждения из художественных школ, хотя вопрос «Надо ли и стоит ли обучать технике рисования?» -стоит до сих пор. К этому подходят с разных точек зрения.

Заметную роль играли взгляды А.Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков. С его точки зрения, существует биологическая предопределённость в развитии детского творчества, подчёркивая стихийность процессов рисования. Такой взгляд привёл А.Бакушинского к идее ограничения задачи руководства творчеством лишь созданием художественной среды. А.Бакушинский, полагавший, что творчество детей совершенно, был против обучения, подчёркивая «детям нечему учиться у взрослых».

Так же уделяла внимание этой проблеме и Т.Комарова, которая не только подчёркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционному рисованию т.к. «она не сложна и доступна всем, тем более развивает фантазии ребёнка».

Нетрадиционных техник очень много. Представляем вашему вниманию лишь некоторые из них:

«Пальчики-палитра». В роли кисти выступают пальцы рук. Каждый палец обмакивается в баночки с краской и отпечатывается на листе бумаги, развивая свою фантазию и придумывая образы. В этой технике рисуют от младшего до старшего возраста.

«Печать от руки». Суть в том, что вся ладонь или её часть обмакивается в краску и затем оставляется опечаток на холсте. Здесь краску надо не только увидеть, но и почувствовать. После нанесённого отпечатка можно дорисовать придуманный образ и дать ему название. Данная техника способствует развитию процессов воображения и мышления.

«Тампонирование». Данная техника выполняется поролоновым тампоном. Тампон опускается в краску, а затем первый отпечаток наносится на палитру, а затем только рисуется изображаемый образ. В данной технике дети рисуют с младшего возраста. В этой технике рисовать лучше всего что-либо «воздушное» - например: облака, одуванчики, сугробы. 

«Набрызг». Её суть в разбрызгивании капель с помощью зубной щётки и стеки. Щёткой набирается краска, а затем стекой проводится по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. «Разбрызг» может выполняться красками разных цветов при помощи шаблонов и без них. Данная техника не так проста и требует определённой сноровки. Способствует развитию координации движений,  творческого воображения и мышления

«Монотипия». Очень интересная техника. Работы получаются необычными, творческими и яркими. Техника хорошо работает в сочетании с другими техниками. О.Белобрыкина называет эту технику «техника от пятна», но включая ещё и «Кляксографию», т.е. она объединяет две техники в одну, хотя между ними есть различия. Для «монотипии» необходимы разного цвета краски и два листа бумаги. На одном ставится разноцветное пятно и растирается при помощи второго листа. Открываем и смотрим, что получилось, дорисовывая изображения, развивая свои представления об окружающем мире и формируя творческое воображение в

«Кляксография». Эта техника развивает глазомер, координацию и силу движений, а так же творческое воображение. Для выполнения нужна трубочка, краски, бумага. На лист бумаги капаются цветные капли ходе продуктивной деятельности .разноцветные и при помощи трубочки раздуваются в разные стороны, но при этом трубочку в кисте руки мы шевелим, как бы создавая направления для капель. Это сложная техника, которая требует силы дыхания и хорошо развитой координации движения. Перед знакомством с данной техникой ведётся подготовительная работа – упражнения, тренирующие дыхание. Используется, данная техника, начиная со старшего дошкольного возраста. Овладев ею и совместив с «монотипией»,возможно получить хороший творческий результат.

«Рисование по-сырому». Существует два способа рисования в данной технике:

- холст готовится заранее, закладывается лист бумаги в сырую газету;

- перед началом работы лист бумаги пропитывается поролоновым тампоном, намоченным водой.

Сверху наносятся изображения, при помощи красок. Начинать работать в этой технике можно  рано, в младшем дошкольном возрасте. Выполненные работы имеют эффект дымки.

«Цветные ниточки». Необходимы для работы нити. Они окрашиваются в разные цвета и либо выкладываются на лист бумаги и отпечатываются, при помощи другого листа, либо выкладываются на сложенный лист пополам и выдёргиваются по одной. После чего  дети выстраивают картины из получившихся образов, развивая свои творческие потенциалы, воображение, которое они потом переносят на бумагу. Эта нетрадиционная техника вызывает множество положительных эмоций.

«Рисование по мятой бумаге». При использовании этой технике получается эффект мозаики, т.е. краска на сгибах не темнеет. Перед началом работы лист бумаги мнётся, чем мельче, тем интереснее. В  старшем дошкольном возрасте дети сами готовят себе холсты для работы. После того как бумага готова, наносятся придуманные образы. Рисунки получаются объёмные.

«Граттография». Суть техники – это рисование по восковой прокладке, а так же в процарапывании. Что бы начать работу непосредственно по воску, необходимо сначала подготовиться. Перед началом работы делается цветная заготовка – ретушируется лист бумаги полностью, затем натирается свечой (если закрашивался красками, то дать высохнуть), после покрывается раствором заранее приготовленным (в чёрные чернила или гуашь капается капля шампуня, перемешивается, раствор готов). Когда заготовка высохнет, можно приступать к гравировке, т.е. задумав картину приступить к творческому процессу при помощи зубочистки или исписанного стержня. Работы, выполненные в технике «гравюры» всегда вызывают восторг и заинтересованность: а как же получилось такое чудо? Работа в этой технике ведётся с младшего возраста и у малышей вызывает восторг. Они её ещё называют «волшебная бумага», потому что заготавливает им холсты педагог, а они только гравируют. В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно заготавливают себе холсты для работы.  Яркими и запоминающими в  этой технике смотрятся работы на тему, связанную с городом (городские улицы, тема по Санкт-Петербургу, а так же морская тематика). Техника способствует развитию   самостоятельности и творчески-активной личности.

Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть слова педагогов, психологов, учёных: Н. Сакулиной, Ф.Фребеля, Я.А.Коменского, Л.С.Выготского и д.р. о значимости и важности изобразительной деятельности для развития ребёнка: развития его психических функций, эмоций, творческих способностей, развития его самостоятельности и активности, уверенности в себе.

В завершении хочется сказать словами Н.В.Гоголя: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!».

Библиография:

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., Просвещение, 1986г.

2. Алексеева В. Что такое искусство. М., Советский художник, 1979г.

3. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. С-Пб., РГПУ им. А.И Герцена, 1996г.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. М., Просвещение, 1989г.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986г.

6.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М., Педагогика, 1972г.

7. Дрезнина М. Игры налисте бумаги. Открой в себе художника. М., Издательский дом – Искатель, 1998г.

8. Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М., Педагогическое общество Россия,2002г.

9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1994г.

10. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика,1983г.

11. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М., 1998г.

12. Левин С.Д. Беседы с юным художником. М., Современный художник,1999г.

13. Немов Р.С. Психология. Том 1,2. М., Владос, 2001г.

14. Никологорская О. Волшебные краски. М., АСТ Пресс, 1997г.

15. Петухов Г.В. Нетрадиционные техники рисования. Екатеринбург, 1996г.

16. Субботина В.А. Развитие воображения у детей. Ярославль, Академия развития, 1997г.

17. Ушинский К. Д. История воображения. Том 8.М.-Ленинград,1950г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...

Проект изобразительной деятельности кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки"

Проект изобразительной деятельности кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки"...

"Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования"

Проблема развития творческих способностей в работах ведущих педагогов и психологов.Понятие творческих способностей. Условия , необходимые для развития творческих способностей у детей дошкольного возра...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с элементами нетрадиционного рисования с использованием современных технологий в подготовительной группе на тему: «В подводном царстве».

Образовательные технологии:  Здоровье-сберегающие технологии;  Игровая технология;  Технология обогащения лексического запаса. ...

Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"

Пояснительная записка.….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.Успенский.  Программа составлена ...