Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"
методическая разработка по рисованию

Вид Татьяна Агафоновна

Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kruglogo_stola.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект круглого стола для педагогов

«Развитие творческих способностей у дошкольников»

В настоящее время в науке и практике вопросы развития  творческой личности особенно актуальны т.к .прогресс государства ,общества, определяется  творческой деятельностью людей и ее результатами.

Формирование творческой личности –одна из важных задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективное средство для этого ИЗО деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется, огорчается, стремится  преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях искусства (овладевает изобразительными навыками, умениями, знаниями). Известно, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности. Педагоги и специалисты пишут, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Руководство детской ИЗО деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению навыков.

Вопрос для педагогов.

Что такое творчество? Ответы ,мнения.

В справочной литературе творчество определяется как деятельность в процессе которой создается нечто новое, ранее не существовавшее. Творчество может включаться в любую способность как составляющая. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок не может. Рисуя, вырезая и  наклеивая, ребенок создает нечто новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны, но развитие и рост конкретного индивида значим и для него и для общества,

Творческая деятельность (писал Л.С .Выготский) возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Она зависит и от других форм деятельности и опыта. Автор А.А. Волкова писала «Воспитание творчества – разносторонее и сложное воздействие на ребенка.

Педагогам предлагаются творческие задания на воображение.

1.Продолжи знакомую пословицу.

2.Задание по рисованию.

Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимает участие ум, знания , мышление, воображение, характер; любовь к красоте, увлечение образом. Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка. Обогащать ум ребенка разнообразными представлениями, знаниями, научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное. Очень важно развивать и психические процессы такие как восприятие, представление, мышление, воображение. Педагоги А.Я .Коломенский , К.Д. Ушинский были уверены в необходимости развития у детей ощущений восприятия через непосредственное знакомство с окружающими их предметами, явлениями, объектами природы.

Автор И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но этот процесс отличается  от привычного обучения. Формирование необходимых черт начинается в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке,  аппликации.

Рассмотрим первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходным способом. Поэтому овладев способом изображения в рисунке, лепке и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ на другие предметы сходной формы. Овладение способами рисования линий разного характера (сплошной, пунктирной, тонкой, волнистой, толстой) так же позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Таким образом приобретая знания и умения в ИЗО деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения.

Другая черта- видение новой функции предмета, «кирпичек»-предметы заместители (мыло, молоток, телефон и др.)

Третья черта формируется при выполнении ряда заданий, создаваемых из геометрических фигур (животны , цветы, дома).Еще нужно формировать у детей способность к альтернативным решениям, стремиться чтобы образ ,создаваемый детьми, постоянно обогащался   , усложнялся. Это позволяет сформировать у детей представление о том, что один и то же предмет можно изобразить по- разному, закрепить навыки вариативного изображения. Для полноценного эстетического и интеллектуального развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы условия. Какие? Приоритетное внимание должно быть уделено игр , рисованию, аппликации, театрализации, конструированию, музыке. Все это способствует всестороннему развитию личности.

Содержательная составляющая – разнообразие методов и приемов работы с детьми, интеграция видов искусства, создавать художественно-эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Используются детские рисунки, аппликация, лепка. Полезно включать в пед процесс игры, игровые приемы, ситуации и другое. Оной из задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду. Основное внимание  следует уделить психологическим процессам и качествам личности, необходимым  для развития творчества. Есть качества общие и специальные ( для  конкретной области : музыка, изо).Общие процессы – восприятие , образное представление, мышление, воображение, память, внимание. Конкретное- слуховое восприятие (музыка), зрительное (рисование).

Без педагога ребенок не может оценить «красоту» окружающего мира.

Наблюдение – созерцание нужно развивать в себе и детях наблюдая изменения природы (цвет неба в лучах солнца, различая шум дождя. Сам процесс должен быть эмоционально- радостным, вызывающим положительное отношение к действительности. Ранее развитие всех компонентов способностей (с учетом возрастных особенностей), обеспечивающее успешное осуществление изобразительной деятельности, способствует повышению интереса к ней и создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.

-Прошу вас поделится опытом с коллегами, что вы используете для развития способностей детей.

Обмен опытом ,педагоги делятся своими методами работы и технологиями.

Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчек развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разных видов деятельности. Это с одной стороны. С другой, развитие способностей тесно связано с формированием таких личных качеств ребенка, как самостоятельность, активность , трудолюбие, воля. Поэтому формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника и подготовки его к школе.

Всем спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект круглого стола «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

Круглый стол на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»

-  популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использ...

Родительское собрание в форме круглого стола "воспитание культуры поведения у дошкольников"

Привелечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников...

Круглый стол «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

деловая игра «Крестики - НОЛИКИ».Цель: повысить эффектив­ность профессиональной дея­тельности педагогов и вне­дрить современные воспита­тельные технологии в ДОУ....

Сценарий круглого стола по теме: «Творческий подход к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».

Заседание круглого стола проводится для того, чтобы обсудить мнения родителей воспитанников и учеников о способах обеспечения преемственности ФГОС НОО И ДО....

Круглый стол по развитию творческих способностей и познавательных интересов детей старших и подготовительных групп

Занимательные игры на развитие сообразительности и конструкторских способностей и развитие математического мышления. Блоки Дьенеша, палочки Кюинзенера....