"Нетрадиционные техники рисования - путь развития дошкольников"
статья по рисованию

Целик Оксана Сергеевна

Для педагогов ДОУ и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netradits_tehn_risov.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования - путь развития дошкольников

Реформирование современной системы образования ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно ориентированного подхода в обучении детей, предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в разных видах деятельности.

В дошкольной педагогике накоплен огромный опыт многочисленных научных исследований в области изучения задатков и способностей, в частности художественно-творческих (Д.Б.Богоявленская, Б.Г.Ананьев, В.Н.Дружинин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Шадриков, М.А.Холодная, Т.С.Комарова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина и др.). Эти вопросы рассматривали и зарубежные ученые А.Маслоу, К.Роджерс, Д.Майрес, Дж. Гилфорд, Э.Фромм и др. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития художественно-творческих способностей остается весьма актуальным и концептуальным.

Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, где рассматриваются традиционные подходы в решении проблемы развития творческих способностей детей, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Одним из решений данной проблемы является использование нетрадиционных техник рисования.

В современных исследованиях и методических разработках (Н.Н.Гусарова, Г.Н.Давыдова, Н.В.Дубровская, И.А.Лыкова, М.И.Нагибина и др.) представлены некоторые нетрадиционные изобразительные техники (преимущественно — пальцевая, кляксография), как более простые для дошкольника и не требующие достаточно развитых технических умений; определена интересная тематика детских работ, некоторые методы и приемы активизации детского творчества.

Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

 – снимает детские страхи;

 – увеличивает уверенность в своих силах;

 – формирует пространственное мышление;

 – подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

 – знакомит с разными материалами;

 – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; – развивает мелкую моторику рук;

 – развивает творческие способности, воображение;

 – формируется эстетическое восприятие.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес.

Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А.В., Давыдова Г.Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольникам незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов. Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти.

Занятие с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания. Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение.

Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы. Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого, позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора, игровой деятельности, сюрпризного момента – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.   Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.

Таким образом, технология развития художественно-творческих способностей у детей, предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.

Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими, чтобы изобразительная деятельность была включена в целостный педагогический процесс. Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.