« Проектирование НОД : традиции и инновации (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
статья по рисованию (подготовительная группа)

Николенко Ольга Николаевна

                   Одним из приоритетных направлений в моей работе является  использование нетрадиционных техник

                    в формировании изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, повышение патриотизма 

                     и развитие  самостоятельной творческой активности.

                     Для достижения успеха в этом направлении я разработала несколько долгосрочных творческих  проектов

                      с развернутым  планированием  НОД , которые имеют определенную структуру  во многом диктуемую

                     содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektirovanie_nod_traditsii_i_innovatsii.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Николенко  О.Н. , воспитатель

ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района

Санкт -Петербурга

 « Проектирование НОД :  традиции и инновации (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

               На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

                 Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ. В связи с этим возникает потребность в поэтапном планировании каждого занятия т.е. непосредственно образовательной деятельности (НОД). Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с детьми  требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.

                Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с детьми, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, это обдуманное , поэтапное планирование каждого занятия , прогнозирование результатов и перспектив развития. Реализация современного педагогического процесса  требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

                   Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

                   Одним из приоритетных направлений в моей работе является  использование нетрадиционных техник  в формировании изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, повышение патриотизма  и развитие  самостоятельной творческой активности.

                     Для достижения успеха в этом направлении я разработала несколько долгосрочных творческих  проектов с развернутым  планированием  НОД , которые имеют определенную структуру  во многом диктуемую содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

                   «Волшебный квадрат» проект по обучению детей технике складывания фигурок из бумаги -оригами . Целью его стало не просто сложить из бумаги  фигурку ,а обыграть ее  в инсценировке , либо  приклеив  к альбомному  листу  дорисовать задний план восковыми мелками. Дети с огромным энтузиазмом включались в работу. Еще одной целью этого проекта стало воспитание любви к русским народным сказкам.

               Еще один проект«Мир вокруг нас» -  его целью стало  обучение детей нетрадиционным техникам конструирования из бумаги, таких как квилинг , бумагопластика. При создании коллективных работ из  крупы, природного поделочного материала с использованием нетрадиционных способов рисования,  таких как сухая кисть, пластелинография.   Для более полного усвоения материала мною была составлено комплексное планирование НОД  на котором одновременно решалось несколько дидактических задач : систематизация знаний, умений, повышение патриотизма  и развитие  самостоятельной творческой активности. При планировании таких занятий важно отметить необходимость сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики. Так , к примеру, при знакомстве детей с творчеством А.С.Пушкина , по желанию детей была выполнена коллективная  работа «Лукоморье» с  использованием  манной  крупы, опилок  и нетрадиционной техники рисования сухой кистью. После прочтения русской народной сказки  о молодильных  яблоках и живой воде дети выполнили коллективную работу в технике пластелинографии  с добавлением природного материала.

                 При планировании  НОД  я всегда продумываю «изюминку» занятия ,подбираю литературу по теме, задания на узнавание материала, игровые задания в соответствии с принципом  «от простого к сложному»,оформляю предметно-пространственную развивающую  среду в соответствии с темой занятия, а так же использую здоровьесберегающие технологии (физминутка 2-3мин.) и современные технологии ИКТ.

                 Независимо от этих факторов в любой НОД   выделяется три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход НОД (процесс) и заключительная часть.

                  Большое значение имеет начало НОД, организация детского внимания, постановка перед  детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения и самое главное мотивация предстоящей деятельности. Чтобы она была правильной необходимо придерживаться нескольким принципам:

-учет возраста(в старшем возрасте познавательный интерес  вытесняет игровую мотивацию);

-мотивация должна быть экономной(2-3мин иначе теряется познавательный интерес);

-завершенность ситуации (персонаж должен проявляться в течение НОД);

                    Ход  НОД(содержательный ,деятельностный  этап) - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей.

                     В ходе НОД педагогу необходимо спланировать задания так, чтобы они:

-актуализировали имеющиеся знания и представления детей;

-создать  ситуацию, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений и навыков;

-решение главных задач НОД за  счёт использования разнообразных приемов и форм работы, создание условий для разнообразной активной деятельности детей;

                      Заключительная часть(рефлексивный  этап) должен включать :

-закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;

-подведение итогов образовательной деятельности, оценку её результатов с привлечением детей к  взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направленно на понимание детьми зависимости полученного результата от качества  осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявление  необходимых личностных качеств)

                      При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соотв-ет СанПиН 2.4.1.2660-10.

10 минут – 1 младшая группа;15 мин. – 2 младшая группа;20 мин. – средняя группа,25 мин. – старшая группа,30 мин. в подготовительной группе.

                  В повседневной жизни происходят отработка, закрепление и расширение знаний и умений, усвоенных в НОД. Так, например , в НОД дошкольники знакомятся с пословицами, но   осознание подтекста пословицы (внутреннего смысла, второго плана) - процесс длительный. Поэтому в дальнейшем воспитатель должен использовать все подходящие ситуации, чтобы расширить ЗУН детей,  ввести их в активную речь детей и помочь в формировании мировоззрения , личностных  качеств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)

Статья по теме: "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)"....

Проектирование НОД: традиции и новации ( из опыта работы воспитателя)

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).

Статья:Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)....