Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Хохлома" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_hohloma.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ города Омска «Детский сад №236»

«Хохломские ложки»

Конспект

организационно-образовательной деятельности

по рисованию

в подготовительной к школе группе

        

Выполнили:

Пеценюк Татьяна Юрьевна

г. Омск

2018 год

Целеполагание

Задачи

Способы

Средства

Предварительная работа:

Интеграция

Познакомить с хохломской росписью, дать представление о ее производстве, истории, об основных элементах, используемых мастерами.

  1. Упражнять в составлении узора,
  2. развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тампоном, спичкой, пальцем
  3.  Познакомить с основными элементами (трилистник, ягодка), с техникой их исполнения.
  4. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи.

Беседа, показ, художественное слово.

Хохломская посуда. Ватные палочки, кисти, краски, вода, салфетки (бумажные). Тонированные шаблоны ложек.

Беседа о хохломе, рассматривание хохломской посуды, рассматривание последовательности рисования  элементов росписи (реснички, усики, завиток, петелька).

Познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое

Ход:

Я приглашаю вас на выставку хохломских изделий.   Посуда наша для щей и каши.

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается.

Резные лотки и ковши

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьется

И цветы удивительной красы.

Воспитатель продолжает:

Блестят цветы, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют……

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

- А есть у вас желание узнать?

Тогда рассаживайтесь по удобней и слушайте мой рассказ:

- Издавна в маленьких заволжских деревнях делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома.

        Катят груженные подводы. Стук – бряк погромыхивает деревянный товар. Везут этот товар в большое село Хохлому мастера, а из Хохломы  изделия развозили на ярмарки в разные города.  Посуду продавали и кричали:

- Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?

А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?»

Мастера отвечали: « К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

А как же началось это удивительное художество?

Да разное рассказывают. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как – то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар – птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

        Это конечно сказка. А начало золотой росписи от древних живописцев.

        Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая.

        А теперь давайте с вами рассмотрим, что же использовали мастера в своих росписях, кто может ответить?

Вы совершенно правы - в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. До сих пор хохломские художники любят рисовать на поверхности изделий землянику, крыжовник, красную и черную смородину, рябину.

Взгляните на эти ягодки. Как они называются?

Эти ягодки крупные. Как вы думаете, чем их лучше рисовать?

А сейчас я вам покажу, как рисовать смородинку. Чем ее лучше рисовать?

А сейчас я вам покажу, как рисовать смородинку.

Сначала я нарисую центральную линию, а потом завитки. Кто мне желает помочь?

Теперь нарисуем ягодки те, которые крупнее, а нарисую я их пальчиком – вот так, а какие поменьше тампоном. Если мы внимательно посмотрим на ягодки, то увидим, что на каждой из них есть как бы точечка, я ее нарисую ватной палочкой.

Что еще нам нужно нарисовать?

Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистные. Вот я их сейчас нарисую возле веточки смородины.

А как вы думаете, почему их так называют – «трилистные»?

Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Молодцы! А теперь мы с вами приступим к росписи ложек, будем создавать хохломской узор своими руками.

Хохлома, Хохлома,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш –

Это вам подарок наш!

По окончании работы дети оценивают свои работы и работы других детей, воспитатель хвалит детей, устраивается выставка для родителей.

Дети рассматривают  посуду

ХОХЛОМОЙ (ХОРОМ)

НЕТ

ДА

Слушают легенду, как появилась Хохлома

Ягоды, листочки, завиточки.

клубника

Кистью

Ватной палочкой

Один из детей выходит к мольберту

Листья

ответы детей

Дети выполняют движения

Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №7 Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"

Занятие №7Конспект занятия по  художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"...

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»

Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:-  Познакомить с содержанием рассказ...