НОД "Небесная Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Гюлметова Замина Магамедовна

Формировать условия для развития понятии «декоративно-прикладное искусство». Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx116.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 67»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413105, Саратовская область, город Энгельс, 1 микрорайон, дом 10, тел.: 8(8453) 55-30-21

E-mail: MDOY-67@yandex.ru

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности  по ознакомлению детей с декоративно -  прикладным искусством

Тема: «Небесная Гжель»

Энгельс 2020г

Интеграция образовательных областей: « художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие»

Цель:

Формировать условия для развития понятии «декоративно-прикладное искусство». Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров

Задачи: 

  • Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства;
  • Учить составлять узор на тарелке, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр;
  • Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетки, силуэтные заготовки тарелок из белой бумаги. Диафильм «Уроки творчества Гжель»,аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз.Ю.Чичкова, сл. П.Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

ХОД НОД:

Воспитатель :- Ребята, давайте с вами посетим на выставку, настоящих мастеров  и познакомимся с этой чудесной росписью.

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

А теперь отгадайте загадку:

Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (гжель)

Воспитатель:

Посмотрите, как красиво на выставке?

На столе, на белой скатерти посуда гжель.

 Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.

Воспитатель:

А теперь давайте полюбуемся нашей выставкой.

Посмотрите, здесь и статуэтки, и поднос, и посуда все эти узоры выполнены с особым усердием и любовью, в каждую работу, гжельский мастер вложил частичку любви и тепла.

 Рассмотрим роспись поближе.
Ребята, внимательно рассмотрите, и скажите, какими узорами украшены предметы на выставке?
Дети:- Бутонами, цветами, листьями травкой, усиками, точками, завитками, каймой.
Воспитатель :- Скажите, ребята, а вы заметили, что все узоры выполнены одним цветом? Каким?
Дети:- Да. Все узоры выполнены голубым цветом.
Воспитатель:- Верно, ребята, это и есть отличительная черта гжельской росписи, от всех остальных видов. Все узоры мастера наносят синей, или голубой краской, на предметы белого цвета.

Понравилась Вам выставка Гжельских мастеров?

Воспитатель: А сейчас мы послушаем историю Гжельской росписи.

Диафильм «Уроки творчества Гжель»

Д/и «Выложи дорожку Гжели»

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Воспитатель: - Посмотрите, как я буду рисовать завитки (Показ)

На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий, лишнюю краску снимаю о край стаканчика, или промакиваю о салфетку Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок , веду плавные линии сверху вниз и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, всей кисточкой, и, делаю гжельский завиток.. У каждого художника есть свой узор любимый. Самый излюбленный узор – гжельская роза, по краям изделия-кайма. 

Так же рисую линии, обмакивая кисточку в краску, и не отрывая ее от бумаги веду прямую линию.
Воспитатель: - Ребята, гжельский завиток можно украсить точками. Напоминаю, что рисовать точки нужно концом кисти сверху, обмакивая его в краску.

Перед тем как мы начнем рисовать, предлагаю размять наши пальчики. 

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. Для удобства нанесения узора  заготовку можно вращать. В процессе работы индивидуально помогаю.

Звучит музыка «Незабудковая Гжель»

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают тарелки на белую скатерть, любуются, рассматривают. 

Воспитатель задает вопросы:

  • Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?
  • Какая тарелка получилась самой яркой? Нежной? Спокойной? Почему?
  • На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Воспитатель:  Вы не просто детвора,

                         Вы по Гжели мастера!

Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получилась посуда.

Спасибо Вам ребята за красоту такую! Ребята, почему работы гжельских мастеров нам напоминает о зиме? (сама посуда такая белая, как снег, а узоры «морозные»-сине-голубые)

Наглядно - дидактический материал:

 1. «Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т. Н. А. Н. Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.

     2. Народное искусство детям «Сказочная Гжель», Мозаика Синтез, 2015.

3. «Небесная гжель»:альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. -М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

Интернет ресурсы:

1. Этап Гжельской росписи files.school-collection.edu.ru.

2.Народные промыслы: стихи//http:festival.1september.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/1_bce53ae24b0537299615698a3b611716.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/3913_8eac977511d427e7f3c80847d464c1df.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

живопись гжель

конспект занятия...

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".

Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....

Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...