Проект "Изостудия с нетрадиционными средствами рисования"
методическая разработка по рисованию

Крылова Анна Николаевна

Проект "Изостудия с нетрадиционными средствами рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izostudiya_proekt.docx21.94 КБ
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc155 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_o_montessori.doc47 КБ
Microsoft Office document icon psihogimnastika.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

«Я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории

художественное воспитание не было так важно, как теперь,

и как оно будет важно для грядущих лет…

Я не хочу сказать, что художественное воспитание

  разрешит все проблемы. Но я думаю,

 что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация,

не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Херберт Рид

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С.Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.  Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление выполнить хорошо работу и объективно оценить его старания. Именно в художественной деятельности ребенок может проявить свою индивидуальность. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию. Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспеченно лишь при  условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее  развитие. Программа разработана на основе парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки», О.А. Соломенниковой  «Радость творчества», М.А. Антиповой « Соленое тесто. Необычные поделки».

Основные положения концепции заключаются в следующем:

  • создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе занятий;
  • широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству;

Цель и задачи программы.

Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

        Основные задачи:

  • Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  • Создание условий для свободного экспериментирования с художественными  материалами  и  инструментами.
  • Расширять представления детей о многообразии  предметов народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.  Познакомить с  приемами работы народных мастеров.
  • При создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детенышами в динамике с передачей взаимоотношений.
  • Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства; перенести  это  понимание  в собственную  художественную  деятельность.
  • Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки; передавать достаточно сложные движения.

  Основные направления и содержание деятельности.

В рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью,  восковыми и акварельными карандашами; создавать условия для самостоятельного выбора художественных материалов и инструментов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа; познакомить с нетрадиционными художественными техниками.

В тестопластике побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая материал, способы лепки, приемы декорирования образа; показать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки, скульптурного способа.

В бумагопластике – инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа; познакомить детей с созданием коллажа, познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.

Знакомить детей с произведениями художников.

Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.  

Программа включает в себя следующие темы:

  •  «Мои любимые игрушки»
  • «Времена года - осень»
  • «Мастерская Деда Мороза»
  • «Времена года - зима»
  • «В гостях у сказки»
  •  «Времена года - весна»
  • «Космические дали»
  • «День Победы»



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

                                    ОСЕНЬ

дуб листок.wmf

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальцы, начиная с большого)

Будем  листья собирать

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, листья рябины, листик тополя, листик осины, листики дубы мы соберем

(Загибают пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

                                                                 Н.Нищеева

«Урожай»

дуб листок.wmf

В огород мы пойдем, урожай соберем

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем, срежем мы кочан капусты, круглый, сочный, очень вкусный.

«Таскают», «копают», «срезают». Показывают, круглы кочан руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

«Рвут». Идут по кругу, взявшись за руки.

                                                                           Н.Нищеева                                                        

«Прогулка»дуб листок.wmf

Пошли пальчики гулять

Дети сжимают пальцы в кулаки, большие пальцы опускают вниз и как бы прыжками двигаются ими по столу.

А вторые догонять

Ритмично двигают по столу указательными пальцами

Третьи пальчики бегом

Двигают средними пальцами в среднем темпе

А четвертые пешком

Медленно двигают безымянными пальцами по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал

Ритмично касаются поверхности стола мизинцами

И, в конце концов, упал

Стучат кулачками по поверхности стола.

                                                        Н.Нищеева

Зима.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0183290.wmf

«Снежок»

Раз, два, три, четыре

Дети загибают пальцы, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили

«Лепят» меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий

Грозят пальцем

Раз-подбросим, два-поймаем, три-уроним и сломаем

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок. Приседают, ловят его, встают, роняют, топают.

«Елочка»

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0183290.wmf

Перед нами елочка:

Дети переплетают пальцы рук, большими пальцами изображают верхушку елочки

Шишечки, иголочки

Выставляют указательные пальцы

Шарики, фонарики

Шарики из пальцев вверх-вниз

Зайчики и свечки

«Ушки» из указательных и средних пальцев, обе ладони складывают, пальцы сжимают.

Звезды, человечки

Складывают ладони, расправляют пальцы, ставят средний и указательный на стол.

                                                                Н.Нищеева

«Вышли мы во двор гулять» C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0183290.wmf

Раз, два, три, четыре, пять

Дети загибают пальцы по одному

Вышли мы во двор гулять

«Идут» по столу указательными и средними пальцами

Бабу снежную слепили

«Лепят» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили

«Крошат хлебушек» всеми пальцами

С горки мы потом катались

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой

А еще в снегу валялись

Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли

Отряхивают ладони

Съел суп, и спать легли

Двигают воображаемой ложкой. Кладут руки под щеку.

ВЕСНА

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0281904.wmf

«Солнышко»

Солнышко-колоколнышко

Дети стоят в маленьком круге, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки

Ты пораньше взойди

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках-вдох, фраза на выдохе.

Нас пораньше разбуди

Опускают руки-выдох, фраза на выдохе

Нам в поле бежать, нам весну встречать

Бегут по кругу, взявшись за руки.

                                                   Н.Нищеева

«ЦВЕТОК»

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0281904.wmf

Вырос высокий цветок на поляне,

Кисти рук имитируют бутон цветка,

Утром весенним раскрыл лепестки,

Развести пальцы рук,

Всем лепесткам красоту и питание,

Двигают ритмично пальцами вместе и врозь,

Дружно дают под землей корешки,

Имитируют корни.

                                             

«На лужайке поутру»

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0281904.wmf

На лужайке поутру мы затеяли игру

Дети встают в круг, берутся за руки

Я-подснежник, ты-вьюнок,становитесь в наш венок.1,2,3,4,-раздвигайте круг пошире

Делают четыре шага назад, расширяют круг

А теперь мы-ручейки, побежим вперегонки, прямо к озеру спешим, станет озеро большим

Бегут по кругу

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть

Раздвигают круг, смыкают круг, бегут по кругу.

Мы-веселые лучи,

Тянутся на носочках, руки вверх

Мы-резвы и горячи

Прыгают на носочках, руки на поясе.

                               



Предварительный просмотр:

«Знакомьтесь, Монтессори»

«Кто Вы, Мария Монтессори?»

Она родилась в 1870году в итальянском городе Чиаравалле. Родители всегда поощряли интересы дочери, делая все для развития дочери. Марии было  26лет, когда она стала первой признанной официально женщиной-врачом. Работая, она часто сталкивалась с детьми с ограниченными возможностями. Наблюдая за ними Мария, сформулировала идею, ставшую отправным пунктом ее педагогической системы: для любого ребенка необходима специальная развивающая среда, содержащая все знания об окружающем мире, представленные в четкой и тщательно продуманной форме.

  В 1907 году в Сен-Лоренцо открылся первый дом ребенка, работа в котором строилась по методике Монтессори. А уже через два года к ней буквально нахлынули педагоги из Лондона, Парижа, Барселоны и других городов. Идеи гуманистической педагогики быстро завоевали мир. В 1929 году была организована международная Монтессори Организация (AMI), которая действует и по сей день. Труды профессора Монтессори выдвигались на соискание Нобелевской премии. Мария Монтессори умерла в 82 года, а дело всей ее жизни по сей день живет и приносит плоды во всем мире.

Принципы

Основной идеей Монтессори-педагогики является побуждение ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача эта непростая, и, чтобы добиться максимальных результатов существует ряд неизменных принципов.

  • Принцип невмешательства

Не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно

  • Принцип порядка во всем

Есть простое и четкое правило: «взял, поработал, положи на место!»

  • Принцип поддержания интереса

У ребенка до 6 лет есть периоды, когда он наиболее легко учится определенным вещам. Например, от) до 6 лет проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. С 2,5 до 6 возникают и закрепляются социальные навыки.

  • Принцип свободы выбора

Ребенок чувствует к чему он готов в этот момент времени. Все дети наделены от природы «впитывающим умом». Во время свободной работы выбирает то, что ему нравится.

Материал

Главная задача дидактических пособий – стимулировать индивидуальное развитие ребенка. Целью является внутреннее побуждение к самообразованию и духовному развитию.

-зона реальной жизни

Учимся пересыпать, переливать, перемешивать и др. Концентрируем внимание, развиваем моторику. Рамки с пуговицами, кнопками, шнурками, молнией, крючками, бантами и др. Упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием, сортировкой.

-зона сенсорного развития

Изучение окружающего мира. Изучаем форму, цвет. Развитие памяти, логического мышления

-зона двигательных упражнений

На ковре или не полу нарисована ленточная линия в виде круга или овала, которая нужна для физических упражнений на развитие равновесия и координации.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать и т.п. сейчас же на каждое занятие есть по машине…



Предварительный просмотр:

Комплексы психогимнастики

«Клубочек»

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек,

обматывает нитку вокруг пальца и

задает любой вопрос участнику игры и бросает ему клубок;

тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца

и отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку.

В конце клубок возвращается ведущему.

Все видят нити, связывающие участников в одно целое,

сплачиваются, многое узнают друг о друге.

«Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки.

Ведущий тихо говорит: «Мы - одно большое, доброе животное.

Давайте послушаем, как оно дышит.

Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа.

А теперь подышим вместе. Вдох-все делают шаг вперед,

выдох-все делают шаг назад». Так же не только дышит животное,

так же ровно бьется его сердце.

Стук-шаг вперед, стук-шаг назад и т.д.»

«Игра с пчелкой»

(мышцы ног)

«Медведица» зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами.

Дети поднимают колени, делая «домики»,

пчелка пролетает под коленями. «Медведица» говорит: «Летит!»

и «медвежата» распрямляют ножки, но ловкая пчелка не попалась!

«Холодно-жарко»

(мышцы туловища)

«Медведица» ушла. Подул сильный ветер и пробрался в берлогу,

мишки замерзли. Они сжались в маленькие комочки, греются.

Стало жарко «мишки» развернулись, и снова ветер … и т.д.

«Игра с шарфиком»

(мышцы шеи)

Пришла «медведица» и раздала шарфики, чтобы не замерзнуть.

Полусонные мишки, не открывая глаз, повязали шарфики на шейки.

Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло.

«Пчелка мешает спать»

(лицевые мышцы шеи)

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть  кому-то на язычок,

но мишки быстро стиснули зубы, сделали губки трубочкой

и стали крутить или в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела.

Мишки снова слегка раскрыли ротик, отдыхают.

Пришла мама и зажгла свет, от яркого света мишки зажмурились

и сморщили нос. Мама посмотрела, все порядке, и погасила свет.

Снова прилетела пчелка, но мишки не стали ее прогонять,

а покатали ее у себя на лбу, двигая бровками вверх-вниз.

Пчелка их поблагодарила и улетела спать.

«Зеркало»

Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть взрослый или другой ребенок.

«Пальчиковые игры с фасолью»

Дома я одна скучала                                                  Горсть фасолинок достала

Прежде чем игру начать                                        Надо пальчику сказать:

Пальчик, пальчик мой хороший                           Ты прижми к столу фасольку,

Покрути да покатай,                                             и другому передай.

«Игры с карандашом»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку

Чтобы бегали  по ней

Зайчики и кошки.

«Помощник»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами  

Рис от гречки отличу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Презентация педагога-психолога: "Развитие мелкой моторики рук ребенка нетрадиционными средствами рисования".

Презентация освещает опыт работы проведения дня открытых дверей для родителей в ДОУ....

Нетрадиционные средства рисования и их влияние на развитие мелкой моторики.

По мнению И. М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развиваю...

Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозг...

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы).

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы).В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость прио...