ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"
опыты и эксперименты по рисованию (младшая группа)

Половинкина Татьяна Николаевна

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ

1.Актуальность и перспективность опыта.

2.Теоретическая интерпретация опыта.

3.Новизна опыта.

4.Содержательность опыта.

5. Стабильность результатов.

6. Результативность опыта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Тульской области «Щёкинский  детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Опыт работы по теме:

"Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник "

Щёкино, 2020

Список

1.Актуальность и перспективность опыта.

2.Теоретическая интерпретация опыта.

3.Новизна опыта.

4.Содержательность опыта.

5. Стабильность результатов.

6. Результативность опыта.

1.1. Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время происходит пересмотр содержания  дошкольного образования.  Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает написание программ и подбор педагогических технологий, ориентированных на личность воспитанников.

В ФГОС учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им, а также индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-оздоровительную  работу следует рассматривать в широком аспекте. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения отмечено, что здоровье-это не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психологическое здоровье ребёнка и его эмоциональное равновесие -одни из важнейших составляющих гармонического развития личности.

Особенно актуален этот вопрос в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства  (в том числе  ограниченными возможностями здоровья)- одно из направлений ФГОС. Каждая категория детей  различными нарушениями в развитии помимо общих закономерностей имеет специфические психолого-педагогические особенности. Воспитанники нашего ДОУ- дети со сложной структурой дефекта. Поражение ЦНС влечёт за собой отклонения в интеллектуальной, двигательной, эмоционально-волевой сфере. Осложняются отношения ребёнка с социумом.

Такие воспитанники нуждаются в комплексной профилактической и коррекционной работе, оказывающее положительное влияние на все ослабленные функции ребёнка, обеспечивая наилучши6е условия для его жизнедеятельности и развития. Работа  такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Нетрадиционные техники рисования один из элементов наиболее благоприятный для развития интереса к изодеятельности и гармонизации эмоционального состояния детей со сложной структурой дефекта. Использование нетрадиционных приёмов изображения, где внимание сосредоточено на технике, доставляет детям множество положительных эмоций. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию уверенности, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Исходя из этого целью   использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности является формирование у детей со сложной структурой дефекта развития системы первоначальных изобразительных навыков и умений. В процессе практической деятельности для реализации цели определены общие  задачи:

  • Развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
  • Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
  • Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
  • Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;
  • Знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
  • Обучение детей приемам рисования и с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой, помазком);
  • Создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями   являются:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
  • Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь;
  • Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками до начала обучения мы проводим обследования детей для  выявления изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем мы составляем перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. При составлении плана учитываем индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Работа с детьми ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинирование уже освоенных техник.

Обучение дошкольников с ОВЗ, изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения мы рассматриваем как актуально и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него.

1.2.Теоретическая база опыта

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Проблемой  развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др. Они отмечают, что рисование имеет огромное  значение для  всестороннего развития дошкольника, ведь он учится не только ради знаний, и за время учебы он должен вырасти как личность, научиться владеть собой, планировать свою деятельность. Занятия изобразительной деятельностью помогают детям справиться со стрессом, научиться управлять своими эмоциями, избавляться от страха и тревожности. Особенную роль оно играет для агрессивных детей, т.к. помогает найти конструктивный выход природной агрессии. О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова и другие обращают внимание на то, что именно в изодеятельности у ребёнка формируется пространственное мышление, зрительное восприятие,  внимание, воображение, он учится мыслить зрительными образами, осуществляется коррекция двигательных навыков. Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребёнку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех её красках. Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения им техникой изображения.

Американские авторы (В. Ловенфильд и В. Ломберт Бриттен) считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Может случиться, отмечают они, что наиболее "примитивная", с точки зрения взрослого, "уродливая" работа может быть более значимой для ребенка, чем прекрасно выполненная или, на взгляд взрослого, хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок.

Л. С. Выготский любил повторять слова Б. Спинозы: "Никакое большое дело не делается без большого чувства". И в этой связи ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает, как подчеркивал Л. С. Выготский, "фон жизни, фон жизнедеятельности,  оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад".

В статье "Предыстория развития письменной речи" Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. "Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем - либо".

Выражение ребёнком собственных чувств посредством творчества происходит в тесной связи с эмоциональным и социальным развитием. В исследованиях Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой, (Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой ) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель и др. Исследования Т.С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.

1.3.Новизна опыта

Выбор темы исследования, посвященной проблеме развитие интереса детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник, возник не случайно. В своей работе мы столкнулись с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. На первом году моей работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Некоторые из воспитанников отказывались брать карандаш или кисточку,  у них отсутствовал начальный эмоциональный интерес к деятельности. 13 лет работы в дошкольном учреждении показал, что  у данной категории детей  движения  рук характеризуются неловкостью, нескоординироанностью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

        У детей со сложной структурой дефекта часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.

Изучая психолого-педагогическую  литературу, я поняла, что, дети со сложной структурой дефекта являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.  Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, у детей  имеется отставание в психомоторном развитии, такие как - разные формы двигательных нарушений, нарушений тонкой моторики движений руки и пальцев, пространственной.

Все перечисленные нарушения в развитии детей со сложной структурой дефекта  негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.

Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.

У многих педагогов нет ясности, как развивать интерес к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта, развить в ребёнке такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Традиционные способы и техники рисования подразумевают овладением изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти. Для детей со ложной структурой дефекта   эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо выполненный рисунок  влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и  к развитию детской неуверенности.  Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

     Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками  при смешивании.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование  различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные психофизические возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников со сложной структурой дефекта в целом.

Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом.

Нетрадиционные способы рисования, способствуют развитию у детей интеллекта, учат нестандартно мыслить и активизируют творческую активность. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, дошкольникам со сложной структурой дефекта представляется возможность экспериментировать.

Моя задача, как педагога, в том, чтобы организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения, навыки в изобразительной деятельности, а главное  разовьёт воображение, творческое мышление и творческую активность.

На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, фразовую и связную речь;

7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

8. учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

1.4. Содержательность опыта

Цель педагогического опыта – развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник.

В ходе проведения исследовательской работы был:  

- проведен анализ специальной и научной литературы по теме;

- разработаны пути развития творческого воображения у детей;

- разработан календарно-тематический план  по нетрадиционным техникам    рисования;

- апробированы нетрадиционные техники  в НОД по рисованию с

  детьми младшего  и среднего дошкольного возраста.

В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.  Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своём исследовании также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Все вышеперечисленные принципы обучения и воспитания ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

Нетрадиционные техники рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт объекта изображения.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки  и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

1.5.Стабильность результатов

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применению нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования различные  штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей  мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами. Кручение и смятие бумаги, рисование пальцем, а не кистью, захват щепотью (тремя пальцами) мелких или сыпучих материалов- значительно укрепляют мелкую моторику детей.

В организации  НОД  по рисованию с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей.  Усвоения названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывание в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков.

Изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.

К достоинствам нетрадиционных художественных техник относится и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.

1.6. Результативность работы

Сравнивая результаты изобразительной деятельности детей в начале и в конце года (Приложение №1), можно заметить количественную и качественную  динамику   по овладению детьми со сложной структурой дефекта изобразительной деятельностью.  В начале и конце года  преобладает низкий и средний уровень овладения детьми со сложной структурой дефекта изобразительными умениями и навыками. Уровень изобразительных умений и навыков на начало и конец года отображён в  диаграммах.  Опираясь на  результаты коррекционно-развивающей работы, можно отметить  повышение среднего и высокого уровня развития изобразительных умений и навыков. Дети со сложной структурой дефекта в достаточном объёме овладели необходимыми изобразительными умениями и навыками. Отмечается положительная динамика в развитии детей,  а именно:

- преобладает положительный эмоциональный фон;

- дети стали более любознательными,

- отмечается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек;

-повысилась концентрация и объём  внимания;

-произошло  пополнение активного и пассивного словаря, понимание вербальных и невербальных  инструкций;

- повысился самоконтроль в деятельности и интерес к процессу и результату  рисования;

-  сформированы частично или полностью сенсорные эталоны цвета, формы, величины;

- в достаточном объёме сформированы изобразительные умения и навыки.

Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что в основе НОД детей со сложной структурой должна лежать совместная деятельность взрослого и ребёнка. Важнейшими звеньями являются воспитание у детей данной категории эмоционального, заинтересованного отношения к объекту изображения, к процессу и результату изобразительной деятельности.  Использование нетрадиционных художественных техник  в  изобразительной деятельности обучает детей зрительно-двигательному моделированию формы предмета и на этой основе обогащение их представлений об окружающей действительности.  Всё это весьма перспективное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И если тебе нравиться, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми - нужно с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения  сложной структуры дефекта, является:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадицион...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)Целью ...