Методическая разработка по изобразительной деятельности. Аппликация для детей со сложной структурой дефекта подготовительная группа.
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Радзевич Светлана Алексеевна

Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для детей с ОВЗ24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по изобразительной деятельности. Аппликация для детей со сложной структурой дефекта подготовительная группа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. На занятиях аппликацией в качестве основного материала используются бумажные салфетки. Общение с бумажными салфетками не заметно влияет на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет салфеток. У ребенка появляется интерес к аппликации.

Общение с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка:

·  развивается как мелкая, так и крупная моторика рук);

·  обогащаются сенсорные впечатления (на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

·  укрепляются связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

·        развиваются память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей);

Традиционно считается, что аппликация – это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей. Однако такое заблуждение лишает детей с ОВЗ новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучение новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Для занятий бумажной пластикой понадобятся:

·  клейстер из муки или крахмала, клей ПВА;

·  бумажные разноцветные салфетки;

·  плотная белая бумага с нарисованными контурами из раскрасок;

·  матерчатые салфетки.

Цели и задачи в бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности. Знакомство с техникой бумажная пластика начинается с некого отхождения от правильности действий:

· поручается ребенку порвать бумагу;

· скатать из нее комочки - смятие бумаги (сжимание бумаги в кулачке, придавливание ладонями, зажимание пальцами, раскатывание бумажного комочка между ладонями (лист бумаги превращается в комочек, которому пальцы придают нужную форму));

·  окунать комочек в клей (бумажный комочек опускают одной стороной в клей);

·  прикладывать к основе;

·  прижимать пальчиком.

Для аппликации используются раскраски (контуры), которые должны быть достаточно крупными, чтобы ребенку с ОВЗ было удобно работать с ними. Сначала дети учатся располагать комочки в определенном месте (указанные кружочки), затем располагать по контуру и заключительный этап обучения технике бумажная пластика – это расположение комочков не только по контуру, но и внутри «закрашивание».

Обучение аппликацией проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей (в начале, это составляет 10-15 минут, но постепенно можно увеличивать).

Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития.

У детей с ОВЗ путем специально направленных воздействий можно достигнуть  очень высокого уровня развития и формирования той или иной функции. В основу обучения детей с ОВЗ должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, различать, сопоставлять. Это благоприятствует развитию умений, выполнять целенаправленные действия.

Я давно работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Сенсорное развитие всегда было и остается определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии и вызывают большой интерес у них. Поэтому я давно уже стала  организовывать игры с играми – тренажерами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится координированность движений рук, осознанность действий. Сначала мы выполняли действия с плоскостными дидактическими игрушками. Например: «Листопад, листопад», «Яблоки на яблоне» (прикрепление на основу в определенной месте, при этом обращать внимание на то, чтобы деталь игры была прикреплена в кружочки).

Играя в игры – тренажеры учим детей выполнять действия (прикрутить, открутить), развивая при этом умение ориентироваться на поверхности игры, творческие способности, фантазию, воображение, нахождение определенного цвета.

Процесс обучения аппликации в технике бумажная пластика осуществляется по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципа – от простого к сложному:

· от неосознанных, полу осознанных действий к целенаправленным и произвольным;

· от сенсомоторного, наглядно-действенного мышления к образному;

· от совместных к индивидуальным действиям;

· от расположения деталей «хаотично», до составления композиций не только по контуру, но и внутри «закрашивание»;

· Ориентирование на большом листе, выполняя коллективные работы, потом на малом – индивидуально;

· От выполнения с помощью взрослого к самостоятельным творческим действиям.

Методические разработки по аппликации предлагают тематику, содержание, формы организации детей. Темы совместной деятельности понятны и доступны детям, программное содержание соответствует возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и коллективные работы.

Кроме того, что данная методика ставит цели и задачи такие как формирование сенсорных эталонов, лучше развивается мелкая моторика, повышается скоординированность движений рук, формируется осознанность действий, но и ставятся другие обучающие задачи:

· Накопление элементарного опыта в составлении композиции;

· Формирование простейших приемов работы с бумагой, умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

· Формирование умения работать на разных по размеру листах бумаги коллективно и индивидуально.

Методические разработки

«Аппликация – техника бумажная пластика для детей со сложной структурой дефекта»

Перспективное планирование занятий по аппликационной деятельности

октябрь

«Листопад»

Коллективная работа

Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки,

листы бумаги-картона, осенние листочки

  1. Знакомить детей с бумагой и ее свойствами (сминается, рвется, разрезается);
  2. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, приклеивать их к указанному месту (кружочек);
  3. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
  4. Формировать навыки совместной работы.

 «Жучки-паучки на листочках»

Листочки осенние красного и желтого цвета, салфетки бумажные темного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, листы картона вырезанные в форме осенних листьев (красного и желтого цвета)

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги;
  2. Учить сминать бумажные салфетки «комочки»;
  3. Формировать умение располагать элементы в указанном месте (кружочек);
  4. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

 «Яблочки на яблоне»

Яблони, нарисованные на отдельных листах бумаги, салфетки красного и желтого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки

  1. Продолжить формировать умение ритмично располагать элементы – комочки по указанным ориентирам (кружочкам);
  2. Способствовать различию и называнию цветов (красный, желтый);
  3. Учить мять бумажные салфетки, скатывать из нее комочки, приклеивать к фону;
  4. Закреплять знания о фруктах (яблоки и груши).

ноябрь

«Цыплята на лугу»

Коллективная работа

Листы картона зеленного цвета с силуэтом курицы, желтые бумажные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

  1. Формировать умение ритмично располагать «комочки» по указанным ориентирам (кружочкам);
  2. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;
  3. Продолжать формировать умение работать сообща на одном листе;
  4. Побуждать к активной разговорной речи.

«Дождик из тучки»

Листы картона, на которых приклеены тучки синего цвета, салфетки голубого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, зонтик и солнышко для игры,

Сюжетные картинки на тему «Дождик на улице»

  1. Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко);
  2. Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону;
  3. Упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке);
  4. Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Декабрь

«Снег идет»

Листы картона, на которых приклеены ватные диски в виде пушистой тучки, бумажные салфетки белого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки,

игрушка-медведь,

  1. Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа;
  2. Формировать умение включаться в игровую ситуацию;
  3. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;
  4. Закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.

«Праздничная елочка»

Картон зеленого цвета в виде конуса, разноцветные салфетки (красного, зеленого цвета), маленькая елочка и новогодние игрушки, музыкальное сопровождение

  1. Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета);
  2. Продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»;
  3. Вовлекать детей в сотворчество с педагогом                                       создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток)

Январь

«Снежинки»  (по контуру)

Картон 10*10 на каждого ребенка (нарисован контур снежинок), салфетки белого цвета, бумажные снежинки, изображения снежинок, клей в розетках, музыкальное сопровождение.

  1. Знакомить с сезонными изменениями в природе

(зима, снег, снежинки, мороз, холод);

  1. Закреплять умение сминать салфетки в «комочки»;
  2. Учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом;
  3. Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

«Неваляшка»

(по контуру)

Листы картона с нарисованной по контуру тучкой на две подгруппы детей, салфетки белые, матерчатые салфетки, клей в розетках.

  1. Продолжать знакомить с аппликацией в технике бумажная пластика, познакомить с игрушкой -неваляшкой;
  2. Развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность;
  3. Воспитывать у детей внимательность, целенаправленность, аккуратность.

Февраль

«Снеговик»

По контуру

Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей в розетках, матерчатые салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери  снеговика».

  1. Вызвать интерес к изображению снеговика;
  2. Формировать белые комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;
  3. Учить наблюдать за работой воспитателя при оформлении снеговика;
  4. Развивать чувство формы;
  5. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

 «Украсим шапочку, шарфик и варежки»

По контуру

Вырезанные из картона шапочка или шарфик на каждого ребенка (на выбор), разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, кукла для обыгрывания и набор зимней одежде.

  1. Активизировать речь детей, повторяя названия зимней одежды;
  2. Продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу;
  3. Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к одежде.

Март

«Солнышко»

По контуру

Картон 10*10 на каждого ребенка (нарисован контур солнышка), салфетки желтого цвета, зеркало (для солнечных зайчиков), клей в розетках, матерчатые салфетки, музыкальное сопровождение.

  1. Развивать чувство формы;
  2. Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;
  4. Создавать радостное настроение, желание играть вместе с воспитателем.

 «Букет для мамы»

Силуэты букета (форма зеленного цвета), разноцветные салфетки, клей в розетках, искусственные и живые цветы, матерчатые салфетки.

  1. Вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем;
  2. Закреплять умение располагать комочки по указанным кружочкам на сложной форме (силуэте букета);
  3. Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);
  4. Развивать чувство формы и композиции;
  5. Воспитывать чувство заботы о маме.

Апрель

«Веточка с листочками»

Листы бумаги А3 на две подгруппы детей, с нарисованными веточками, зеленые бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки, веточки в вазе с распустившимися листочками для рассматривания.

  1. Учить выделять основные признаки сезона (солнышко греет, травка и листочки распускаются, птички поют и радуются весне);
  2. Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;
  3. Учить составлять композицию по образу (веточке в вазе);

 «Первые цветы»

Картон 10*10 на каждого ребенка (нарисован контур цветами), разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, цветы, изображения цветов, музыкальное сопровождение.

  1. Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);
  2. Закреплять умение  находить и правильно называть основные цвета;
  3. Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру;

Май

«Воздушные шарики»

По контуру и внутри

Листы картона с нарисованными на нем шариками ( контур), разноцветные салфетки(синие, желтые, зеленые, красные), клей в розетках, салфетки матерчатые, воздушные шарики разных цветов и размеров.

  1. Упражнять в раскатывании комочков из бумажных салфеток;
  2. Учить наклеивать комочки по контуру и внутри шарика (закрашивание)
  3. Закреплять знания и называния цвета и формы;
  4. Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

 «Бабочка» или «Улитка»

Листы картона с нарисованными на нем бабочками ( контур), разноцветные салфетки, клей в розетках, салфетки матерчатые, игра  «Бабочка к своему цветку», картинки с изображением бабочек.

  1. Формировать умение включаться в игровую ситуацию;
  2. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы;
  3. Закреплять разнообразные умения детей.