Дополнительная образовательная программа "Разноцветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Иноземцева Наталия Александровна

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._programma_raznotsvetnye_ladoshki_3-4.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

«Разноцветные ладошки»

Возраст воспитанников: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Р.п. Мордово

2019г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Иноземцева Наталия Александровна

Вид программы

Типовая

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Направленность деятельности

Художественно-эстетическая

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Стартовый

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

  1. Пояснительная записка

        Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне....

Э.Успенский

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которой - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные же техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов для воплощения замыслов и развития творческого воображения, мышления и активности.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. B силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, комплекс данных  занятий дает возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

        Направленность программы.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» является программой художественно-эстетической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и ориентирована на создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей младшего  дошкольного возраста (З-4 лет) в изобразительной  деятельности через использование нетрадиционных художественных техник.

        

Актуальность программы.

        Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов творчества с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, в процессе которой создается что – то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Занятия творчеством в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста. Нетрадиционные техники изобразительного искусства помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Использование нетрадиционных техник даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основная задача - научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения: каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок этого возраста любит быстро достигать результата в своей работе.

Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. И чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в неразрывном единстве с развитием мелкой моторики и развитием речи через разучивание потешек путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Поэтому создание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные ладошки» в дошкольном общеобразовательной учреждения является актуальным.

        Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе ее реализации происходит:

-развитие творческих задатков детей с помощью нетрадиционных художественных техник;

-развитие мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике;

-формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.

        Отличительные особенности программы.

        Программа «Разноцветные ладошки» - это курс художественно-эстетической направленности, интегрирующий с образовательными областями: «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики через использование пальчиковых игр) и «Речевое развитие» (развитие речи через чтение, разучивание или прослушивание потешек по теме).

Содержание данной программы предполагает следующую структуру занятий:

  1. Вводная часть (мотивация детей)

Сказочное повествование, игровые ситуации, игры- путешествия, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. 

  1. Основная часть

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные для своего творчества.

Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.

 - Работа по знакомству,  чтению, заучиванию, прослушиванию новой или ранее изученной потешки.

Потешки подбираются к теме занятия по названию, сюжету или о герое. При планировании и подготовке к занятию можно проводить с детьми предварительную работу с потешками.

  1. Заключительная часть

Выставка - презентация детских работ, подведение итогов.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

        Новизна этой программы заключается в использовании нетрадиционных художественных техник: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатками, скатывание бумаги, рисование манкой.

        Формы организации обучения.

        Реализация дополнительной общеобразовательной развивающей программы художественно-эстетической  направленности осуществляется в форме специально организованного занятия, в основе каждого из которых лежит игровой (или сказочный) сюжет. Применяются такие формы занятий как сказочное повествование, игровые ситуации, игры- путешествия Данные виды занятий соответствуют возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста и способствуют развитию познавательного интереса.

        Срок реализации программы — 1 год

        Общий объем программы — 34 часа

Общее количество

занятий в год

Количество

занятий в неделю

Длительность

занятия

Форма организации занятия

34

1

15 минут

фронтальная

  1. Цель и задачи программы

        Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных художественных техник.

        Задачи:

         -   познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных художественных техник с использованием различных изобразительных материалов;

        -    развивать художественно – творческие способности детей.

-    развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.

-  подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными художественными техниками;

-   развивать мелкую моторику и координацию движений рук через использование нетрадиционных методик и пальчиковых игр;

-    развивать память, творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников;

-    содействовать нормализации речевой функции;

-    способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей через работу с потешками и пальчиковые игры с сопровождением художественным текстом;

-    вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора;

-  прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

        

        

        

        

        

1.3. Учебный план

п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Форма организации занятия

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Рисование пальчиками

1.1.

Вкусный компот

1

0,5

0,5

фронтальная

Выставка

1.2.

Мухомор

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.3.

Мой любимый дождик

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.4.

Свитер для друзей

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.5.

Снежок для елочки

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.6.

Салфетка

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.7.

Закат

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.8.

Машинка

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.9.

Божьи коровки

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.10.

Одуванчики

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.11.

Бусы для куклы Кати

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.12.

Веселая птичка

1

0

1

фронтальная

Выставка

1.13.

Волшебный цветочек

1

0

1

фронтальная

Выставка

2.

Рисование ладошкой

2.1.

Осеннее дерево

1

0,5

0,5

фронтальная

Выставка

2.2.

В лесу родилась елочка

1

0

1

фронтальная

Выставка

2.3.

Морозко

1

0

1

фронтальная

Выставка

2.4.

Тюльпаны в подарок маме

1

0

1

фронтальная

Выставка

2.5.

Рыбки в аквариуме

1

0

1

фронтальная

Выставка

2.6.

Солнышко, которое мне светит

1

0

1

фронтальная

Выставка

2.7.

Цветы для пчелки

1

0

1

фронтальная

Выставка

3.

Оттиск печатками

3.1.

Ягоды и яблочки на тарелочке

1

0,5

0,5

фронтальная

Выставка

3.2.

Нарядные матрешки

1

0

1

фронтальная

Выставка

3.3.

Украшение чайного сервиза

1

0

1

фронтальная

Выставка

3.4.

Мои рукавички

1

0

1

фронтальная

Выставка

3.5.

Цветочек для папы

1

0

1

фронтальная

Выставка

4.

Скатывание салфеток

4.1.

Ветка рябины

1

0,5

0,5

фронтальная

Выставка

4.2.

Ветка мимозы

1

0

1

фронтальная

Выставка

4.3.

Корзина для тюльпанов

1

0

1

фронтальная

Выставка

4.4.

Сиреневый букет

1

0

1

фронтальная

Выставка

5.

Тычок жесткой полусухой кистью

5.1.

Елочка пушистая, нарядная

1

0,5

0,5

фронтальная

Выставка

5.2.

Зайчишка

1

0

1

фронтальная

Выставка

5.3.

Веселый снеговик

1

0

1

фронтальная

Выставка

6.

Рисование манкой

6.1.

Ночь и звезды

1

0,5

0,5

фронтальная

Выставка

6.2.

Грибочки

1

0

1

фронтальная

Выставка

Итого часов:

34

3

31

 

        1.4. Планируемые результаты

  • владеет различными способами и приемами нетрадиционных художественных техник с использованием изобразительных материалов;
  • умеет самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • передает композицию используя нетрадиционные художественные средства;
  • повысился уровень эстетического восприятия;
  • выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок, используя нетрадиционные техники рисования;
  • повысился уровень уверенности  и координации пальцев,  движений рук;
  • расширен словарный запас детей через работу с потешками и пальчиковые игры с сопровождением художественным текстом;
  • знает наизусть 5-6 потешек;
  • эмоционально откликается на  малые жанры фольклора;
  • проявляет интерес к изобразительной деятельности;
  • дает мотивированную оценку результатам своей деятельности.

2. КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарно-учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Октябрь

01.10

9.00

Игровая ситуация

1

Вкусный компот (в баночках)

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

2.

08.10

9.00

Игровая ситуация

1

Ягоды и яблочки на тарелочке

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

3.

15.10

9.00

Игровая ситуация

1

Мухомор

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

4.

22.10

9.00

Игровая ситуация

1

Осеннее дерево

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

5.

29.10

9.00

Игровая ситуация

1

Мой любимый дождик

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

6.

Ноябрь

05.11

9.00

Игровая ситуация

1

Нарядные матрешки

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

7.

12.11

9.00

Игровая ситуация

1

Ветка рябины

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

8.

19.11

9.00

Игра

1

Украшение чайного сервиза

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

9.

26.11

9.00

Игровая ситуация

1

Свитер для друзей

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

10.

Декабрь

03.12

9.00

Игра

1

Елочка пушистая, нарядная

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

11.

10.12

9.00

Игра

1

Мои рукавички

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

12.

17.12

9.00

Сказочное повествование

1

В лесу родилась елочка

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

13.

24.12

9.00

Игра-путешествие

1

Снежок для елочки

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

14.

31.12

9.00

Сказочное повествование

1

Морозко

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

15.

Январь

14.01

9.00

Игровая ситуация

1

Зайчишка

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

16.

21.01

9.00

Игровая ситуация

1

Салфетка

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

17.

28.01

9.00

Игровая ситуация

1

Веселый снеговик

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

18.

Февраль

04.02

9.00

Игровая ситуация

1

Закат

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

19.

11.02

9.00

Игра

1

Цветочек для папы

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

20.

18.02

9.00

Игровая ситуация

1

Машинка

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

21.

25.02

9.00

Игровая ситуация

1

Ночь и звезды

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

22.

Март

03.03

9.00

Игровая ситуация

1

Тюльпаны в подарок маме

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

23.

10.03

9.00

Игровая ситуация

1

Ветка мимозы

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

24.

17.03

9.00

Игровая ситуация

1

Бусы для куклы Кати

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

25.

24.03

9.00

Игровая ситуация

1

Корзина для тюльпанов

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

26.

31.03

9.00

Игровая ситуация

1

Рыбки в аквариуме

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

27.

Апрель

07.04

9.00

Игровая ситуация

1

Солнышко, которое мне светит

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

28.

14.04

9.00

Игра

1

Веселая птичка

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

29.

21.04

9.00

Игра-путешествие

1

Цветы для пчелки

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

30.

28.04

9.00

Игровая ситуация

1

Грибочки

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

31.

Май

05.05

9.00

Игра-путешествие

1

Сиреневый букет

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

32.

12.05

9.00

Игровая ситуация

1

Божьи коровки

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

33.

19.05

9.00

Сказочный повествование

1

Волшебный цветочек

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

34.

26.05

9.00

Игровая ситуация

1

Одуванчики

Групповое

помещение

Выставка творческих работ

        

        2.2. Условия реализации программы

Развивающая предметно-пространственная среда кружка  «Разноцветные ладошки» предполагает создание оптимальных условий для полноценного творческого развития детей.

        Учебно-методическое сопровождение: пальчиковые и гуашевые краски, листы альбома, цветная бумага,  кисточки, салфетки, манка,  дидактический занимательный материал; предметные картинки, сюжетные картинки, детская художественная литература (потешки).

        Техническое оснащение: ноутбук; мультимедийный проектор; интерактивная доска.

        Рабочее пространство группового помещения: уголок творчества, речевой уголок.

        2.3. Форма итогового контроля (или итоговой аттестации): выставки  творческих работ. Данная форма контроля применяется  для наглядного определения результативности выполнения воспитанниками творческих заданий и  содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные ладошки».

        2.4. Оценочные материалы

        Реализация программы «Разноцветные ладошки» предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая  оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования),

        Педагогическая диагностика проводится дважды в год. Стартовый контроль перед началом года‚ его цель — определение уровня подготовки в начале года‚ прогнозирование возможностей успешного обучения. Итоговый контроль

в конце учебного периода с целью выявления уровня полученных знаний и умений.

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Применяются такие методы как беседа, игра, игровые ситуации.  Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

        2.5. Методические материалы

        При реализации программы используются нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

        2.6. Список ЭОР

  • Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.-
  • Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники.
  • Колдина Д.Н.  Рисование с детьми 3-4 года (конспекты занятий)

Интернет ресурсы

  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.

https://aldebaran.ru/author/nikitina_anjelika/kniga_netradicionnyie_tehniki_risovaniya_v_det/

  • Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование в детском саду. 20 познавательно-игровых занятий.

https://aldebaran.ru/author/a_shalyapina_i/kniga_netradicionnoe_risovanie_s_doshkolnikami/

                                     СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                                         

Приложение 1

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программные задачи

Оборудование

Вкусный компот

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить  наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

Лист с контурным  изображением банки, пальчиковая или гуашевая краска красная, желтая, салфетки, предметные картинки с изображением ягод.

Ягоды и яблочки на тарелочке

Оттиск печатками из картофеля, яблок

Познакомить с техникой отпечатывания картофелем. Показать приемы получения отпечатка. Учить рисовать ягоды рассыпанные на тарелке. Развивать чувство композиции

Круг из тонированной бумаги,  пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи

Мухомор

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Лист тонированный с контурным  изображением гриба, пальчиковая или гуашевая краска белая, салфетки, муляж или картинка мухомора.

Осеннее дерево

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска;  пальчиковая краска желтая,  оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

 Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая или гуашевая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

Нарядные матрешки

Оттиск печатками

Познакомить с новой техникой. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно. Упражняться в технике печатания

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки

Ветка рябины

Скатывание салфеток, оттиск печатками

Учить изображать ягоды на ветке. Упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и цвета. Закреплять знания и представление о.

Гроздь рябины,  пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

Украшение чайного сервиза

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно. упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая или гуашевая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

Свитер для друзей

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Развивать инициативу, закреплять знание цветов, учить составлять элементарный узор.

Две куклы - мальчик и девочка ,  пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами

Елочка пушистая, нарядная

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать фактуру. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

Мои рукавички

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно. Упражняться в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки,  пальчиковая  или гуашевая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

В лесу родилась елочка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.

Тонированный лист (голубой), пальчиковая  или гуашевая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки

Снежок для елочки

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности.

Тонированные листы бумаги (синие,  фиолетовые) с изображенными елочками, белая   пальчиковая или гуашевая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса

Морозко

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение в техниках рисования ладошкой и пальцами. Развивать воображение.

Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза,  белая гуашевая или  пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации

Зайчишка

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в разных техниках. Учить выразительно отображать облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы  тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

Салфетка

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение в техниках рисования пальцами. Развивать воображение

Лист с изображением салфетки, пальчиковая или гуашевая краска,  салфетки, эскизы и иллюстрации

Веселый снеговик

Тычок жесткой полусухой кистью

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, упражняться в технике тычка.

  Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

Закат

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая или гуашевая краска, салфетки

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Упражнять в печатании. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги  тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска   зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки

Машинка

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами

Лист с контурным изображением машинки пальчиковая или гуашевая краска красного, синего, желтого цвета, салфетки, иллюстрации

Ночь и звезды

Рисование манкой

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

Тюльпаны в подарок маме

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой, формировать навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

Ветка мимозы

Скатывание салфеток

Упражнять в технике скатывания шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навыки наклеивания.

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы, клей.

Бусы для куклы Кати

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Альбомный лист с нарисованной линией (веревочка для бус), гуашевые или пальчиковые краски, миски для краски, салфетки, кукла.

Корзина для тюльпанов

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток, в технике печатания ладошкой.

Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина

Рыбки в аквариуме

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыбок, рисовать водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая или гуашевая краска, салфетка, иллюстрации.

Солнышко, которое мне светит

Рисование ладошкой

Учить наносить отпечатки-лучики для солнышка. Развивать зрительно- двигательную координацию.

Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая или гуашевая краска  желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

Веселая птичка

Рисование пальчиками

Учить рисовать оперение птиц пальчиками. Воспитывать доброе отношение к природе, аккуратность.

 Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая  или гуашевая краска, салфетки. Предметные картинки с изображением птиц.

Цветы для пчелки

Рисование ладошкой и  пальчиком

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиками. Закрепить знания цветов.

Альбомные листы, пальчиковая или гуашевая  краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок

Грибочки

Рисование манкой

Закрепить нетрадиционную технику рисования маннои крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы бумаги с контурным изображением гриба, манка, краски, салфетки

Сиреневый букет

Скатывание салфеток

Упражнять в технике скатывания шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навыки наклеивания.

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

Божьи коровки

Рисование пальчиками

Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику.

Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая или гуашевая краска черного цвета, салфетки, иллюстрации

Волшебный цветочек

Рисование пальчиками

Поддерживать интерес к рисованию. Учить рисовать пальчиками. Закреплять знание цветов радуги. Развивать воображение.

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая или гуашевая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»

Одуванчики

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

 

Приложение 2

№ п/п

Тема занятия

Пальчиковая игра

Потешка, стихотворение

Вкусный компот

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить  наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

Будем мы варит компот

Будем мы варит компот ,фруктов надо много, вот!

Будем яьлоки крошить, груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок ,слив положим и песок,

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

Ягоды и яблочки на тарелочке

Познакомить с техникой отпечатывания картофелем. Показать приемы получения отпечатка. Учить рисовать ягоды рассыпанные на тарелке. Развивать чувство композиции

Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка —
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.

Мухомор

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Осеннее дерево

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок! 
Веселей скачи, дружок

Мой любимый дождик

Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

 Кап-кап-кап закапал дождик

Быстро мы раскрыли зонтик

Раз , два, три, четыре, пять

Дождику на не достать!

Нарядные матрешки

Познакомить с новой техникой. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно. Упражняться в технике печатания

У меня пропали ручки. 
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком - 
закрывать их ладонями)

Ветка рябины

Учить изображать ягоды на ветке. Упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и цвета. Закреплять знания и представление о.

Гроздь рябины,  пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

Украшение чайного сервиза

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно. упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая или гуашевая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

Свитер для друзей

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Развивать инициативу, закреплять знание цветов, учить составлять элементарный узор.

Федя-Бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Крикнул маму:
"Ма-а-ма!"

Елочка пушистая, нарядная

Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать фактуру. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел,
Да за елочку задел,
Ш-ш-ш-ш – лопнул!

Мои рукавички

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно. Упражняться в технике печатания.

Шей, иголка, не ленись,
Шей, иголка, не колись.
Тяни, тяни ниточку,
Чини, чини дырочку.
Дырочку на варежке
У маленькой Варечки.

В лесу родилась елочка

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.

Как на горке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под горкой - снег, снег, 
(приседаем) 
И на елке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под елкой - снег, снег. 
(приседаем) 
А под снегом спит медведь. 
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) 
Тише, тише. Не шуметь! 
(прикладывает палец к губам). 

Снежок для елочки

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности.

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Морозко

Совершенствовать умение в техниках рисования ладошкой и пальцами. Развивать воображение.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Зайчишка

Совершенствовать умение детей в разных техниках. Учить выразительно отображать облик животных. Развивать чувство композиции.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как же быть?

Будем заиньку ловить!

Посчитаем мы опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Салфетка

Совершенствовать умение в техниках рисования пальцами. Развивать воображение

Лист с изображением салфетки, пальчиковая или гуашевая краска,  салфетки, эскизы и иллюстрации

Веселый снеговик

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, упражняться в технике тычка.

 С неба падали снежинки, 
(пружинящие движения) 
Белоснежные пушинки, 
Они вертелись, они кружились 
(кружимся) 
И в сугробы превратились 
(садимся на корточки) 
Вот такие вот высокие, 
(поднимаем руки вверх) 
Вот такие вот широкие, 
(разводим руки в стороны) 
Вот такие вот глубокие, 
(присаживаемся на корточки) 
Вот такие белобокие 
(поглаживаем себя по бокам) 

Закат

Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию.

По домам - дили-дон -
Ходят Дрёма и Сон.
Ходят-бродят по ночам,
На реснички дуют нам.
Чтобы мы в кроватках
Спали сладко-сладко.

Цветочек для папы

Упражнять в печатании. Развивать чувство композиции.

На одной ноге постой-ка, 
Будто ты солдатик стойкий. 
Ну, смелее подними. 
Да гляди не упади. 
А сейчас постой на левой, 
Если ты солдатик смелый. 
А сейчас постой на правой, 
Если ты солдатик бравый.

Машинка

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами

Поезд мчится и свистит 
И колёсами стучит. 
Я стучу, стучу, стучу, 
Всех до дачи докачу. 
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

Ночь и звезды

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Нашей кашей угостись.
Кашкой
Толокняной
Из чашки
Деревянной!

Тюльпаны в подарок маме

Упражнять в технике печатания ладошкой, формировать навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

Ветка мимозы

Упражнять в технике скатывания шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навыки наклеивания.

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы, клей.

Бусы для куклы Кати

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Корзина для тюльпанов

Упражнять в скатывании шариков из салфеток, в технике печатания ладошкой.

Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина

Рыбки в аквариуме

Учить превращать отпечатки ладоней в рыбок, рисовать водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Пошёл кот под мосток, Поймал рыбку за хвосток. То ли съесть по пути, То ли Оле отнести?

Источник: https://poetry4kids.ru/poteshki-1-2.htm

Солнышко, которое мне светит

Учить наносить отпечатки-лучики для солнышка. Развивать зрительно- двигательную координацию.

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

Веселая птичка

Учить рисовать оперение птиц пальчиками. Воспитывать доброе отношение к природе, аккуратность.

Хлеб и крошки
На окошке - 
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!

Цветы для пчелки

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиками. Закрепить знания цветов.

Пчёлы гудят – 
В поле летят. 
С поля идут – 
Медок несут.

Грибочки

Закрепить нетрадиционную технику рисования маннои крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Шла лисичка по тропинке (изобразить кокетливую лисью походку)
И несла грибы в корзинке. (сложить руки "мисочкой")
Пять опят и пять лисичек (показать по очереди ладошки с растопыренными пальцами)
Для лисят и для лисичек. (снова изобразить лисью походку)

Сиреневый букет

Упражнять в технике скатывания шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навыки наклеивания.

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

Божьи коровки

Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику.

Божья коровка, лети на небо,

Принеси нам хлеба, 

Черного и белого,

Только не горелого.

Волшебный цветочек

Поддерживать интерес к рисованию. Учить рисовать пальчиками. Закреплять знание цветов радуги. Развивать воображение.

Вот какая стрекоза, 
(показываем размер двумя руками) 
Как горошины глаза. 
(прикладываем руки к глазам) 
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо), 
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед), 
Ну совсем как вертолет. 
Мы летаем высоко, 
(поднимаем руки вверх) 
Мы летаем низко, 
(присаживаемся на корточки) 
Мы летаем далеко, 
(приставляем к голове руку козырьком) 
Мы летаем близко. 
(руки в стороны – бегаем по комнате)

Одуванчики

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Носит одуванчик 
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности кружка по дополнительному образованию «Волшебные ладошки» на тему «Одуванчик » (для детей средней группы )

КОНСПЕКТитоговой непосредственно организованной образовательной деятельностикружка по дополнительному образованию «Волшебные ладошки»на тему: «Одуванчик »(для детей средней группы )...

Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"

Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...

Система дополнительной образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) «Ловкие ладошки» с детьми 4-5 лет

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предме...