Рисование алтайской шапки
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию и толерантное отношение к другим национальностям, проживающим в республике Алтай

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alt.shapka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование алтайской шапки в средней группе

 Цель: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике.

Задачи:

1 Знать и называть  национальности народов проживающих в Республике Алтай.

2.Формировать знания детей о головных уборах.

3 Развитие представлений детей о расположении элементов на головном уборе и украшение.

4 Закрепление навыков работы с гуашью

5  Развивать связную речь, обогатить  словарный запас новыми словами

Предварительная работа: Чтение художественных произведений  разных народов - сказки казахские, русские, алтайские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.

Ход занятия:

Круг радости:

Сколько добрых лиц вокруг,

Приглашаю всех я в круг.

Давайте за руки возьмем!

Слова любви произнесем!

Дети:

Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Беседа.
Воспитатель:Ребята, а какой праздник прошел недавно в детском сад Правильно Новый год. А как называется праздник новый год у алтайского народа? Правильно Чага-Байрам. А в какое время года он проходит?( Зимой) А где его празднуют? (На улице) Потому что на этом празднике разжигают огонь и проводят обряды, задабривая духов. Чтобы были все здоровы, богаты. На праздник одеваются красиво, в национальную одежду.У алтайского народа национальная зимняя одежда – это кисы бычкак едук, шуба –тон, и шапка-берюк . И сегодня я хочу предложить вам помочь мне дополнить галерею головных уборов.Ребята поможете? А создавать мы будем алтайские шапки. Для этого я приглашаю вас ознакомиться с головными уборами разных народов, для начала мы должны вспомнить, что же мы сами знаем о головных уборах.

-Оля, расскажи, какие ты знаешь летние головные уборы? (панама, косынка, соломенная шляпка) .

-Леша, какие ты знаешь зимние головные уборы? (меховая шапка, пуховый платок, вязанная шерстяная шапка) .

Игра «Какой, какая?»

-Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:

Шляпа из соломы (Какая?) – соломенная

Платок из пуха( какой?)- пуховый

Платок из шелка(какой?)- шелковый

Кепка из кожи (какая?)- кожаная

Шлем из пластмассы( какой?)- пластмассовый.

Молодцы! Я предлагаю вам зайти в картинную галерея. А как вы думаете, что находится в картинной галерее? 

А в нашей галерее находятся картины с головными уборами разных народов. Так как наша страна многонациональна и в ней проживают разные народы, я предлагаю рассмотреть несколько головных уборов .Давайте их рассмотрим. Головные уборы бывают разные: женские, мужские.

 Воспитатель предлагает рассказать детям о головном уборе.

 Русский народный головной убор.

Основным отрибутом головного убора женщин, еще с древних времен,был платок.Он служил своеобразной визитной карточкой :По платку можно было понять семейное положение,достаток семьи.

 А история мужского головного убора- кепи с цветком берет свое начало с военного головного убора.(гусары)

Казахский головной убор.

Головным убором казахов можно считать тюбетейку- «такия»Ее носили все и стар и млад. Так же особой популярностью пользовалась войлочная шляпа –« колпак».

Кавказский головной убор.

На кавказе всегда было почетно носить мужчинам головной убор- папаху. А кавказские женщины носили платки. И завязывались они особым способом , чтобы не было видно волос, только лицо.

Головной убор народов севера.

Северные края очень суровы. И поэтому чтобы не замерзнуть в тех суровых краях, самым распространенным головным убором у народов севера была капорообразная меховая шапка, напоминающая капюшон.

Алтайский головной убор

Такую шапку алтайцы носят с древних времен, и она до сих пор не утратила своей ценности для народа. Шапка стоит на видном месте в каждом доме. Алтай бӧрӱк не только красива, но и еще несет особую смысловую нагрузку. Так, чередование желтых/красных и темно-коричневых/черных цветов — символ животворных солнечных лучей («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца»). Внутренний слой из белой мерлушки обозначает белую веру народа. Пушная полоска «камду» (выдра) и изделие в целом говорят о богатстве животного мира Республики Алтай, так как бычкак бӧрӱк шьется не только из лапок лисы, но и из меха рыси и кабарги.
Во все времена Алтай бӧрӱк не обходился без элементов декорирования. Тесьма из блестящей парчи разных цветов обозначает красоту Алтая, его цветов, гор и рек, а шелковая кисть, закрепленная на макушке, в материализованном предметном воплощении символизирует пуповину, которая когда-то соединяла ребенка с матерью, в более широком значении — связь народа с богом. Тем самым Алтай бӧрӱк у алтайцев имеет и сакральный смысл. Головной убор нельзя было бросать на землю, перешагивать через него, относиться к нему небрежно.

 кто из вас может описать понравившийся головной убор? (несколько рассказов).

-Ребята, а у меня здесь есть эскиз Алтайской шапки. Я предлагаю вам ее украсить. А теперь сядем на свои места, чтобы украсить наш головной убор, сделать его красивым, праздничными. Здесь у нас будет мастерская, а вы - настоящие мастера. Для того, чтобы украсить ваши головные уборы на столе есть все необходимое (дети выбирают всё что им нужно для работы). Подумайте и выберете то, чем вы украсите свой головной убор. (Веду индивидуальную работу по подбору материалов и аксессуаров, соответственно цвету. Способом примакивания украшаем нашу шапку. Дети украшают алтайскую шапку. Индивидуальная помощь детям.

-Но, чтобы у вас все получилось, разогреем наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

Приготовили ладошки, разогрели их немножко.

Вместе пальчики сомкнули и немного повернули.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять - будем шапки украшать.

Пять, четыре, три, два, раз - готовы пальчики у нас.

(звучит музыкальная фонограмма)

 Дети выполняют работу.

Ну а теперь, когда вы украсили нашу шапку  предлагаю немного поиграть, а наши рисунки немного подсохнут.

Ребята, у алтайцев много игр связанных с метанием аркана ( веревка). Где они соревнуются в ловле арканом лошадей

Я вам предлагаю поиграть немного в упрощенную игру. Мы будем метать кольцо на веревке в цель.

-ну а теперь последний штрих к нашей шапке. Нужно наклеить тесьму на шапку. ( воспитатель раздает вырезанные из цветного украшенные полоски)

-Молодцы ребята!

- А теперь наши работы мы разместим в моей галерее головных уборов. (Наклеиваем на ватман готовые работы)

-Давайте вспомним, как называется алтайская шапка. Берюк.

Ребята вы прекрасно справились с заданием и помогли мне дополнить мою галерею картинами алтайских шапок. За это я хочу вас отблагодарить. ( сладкие призы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию «Моя шапка» в средней группе.

: Формировать знания детей о головных уборах....

Конспект занятия по рисованию для младшего дошкольного возраста. Рисование "Шапка, шарф и варежки"

Цель: развивать творческие способности детей.Задачи:• Развивать сюжетно-игровой замысел; • Закреплять знания детей по теме «Одежда»;• Вызвать интерес к рисованию р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Алтайская шапка»

занятие направлено на закрепление знаний детей о национальной алтайской шапке...

НОД по рисованию «Украшение шапки» (средняя группа)

 НОД по рисованию «Украшение шапки» (средняя группа) Программное содержание:Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазк...

Конспект занятия по рисованию «Моя шапка» в средней группе

Конспект занятия по рисованию «Моя шапка» в средней группе...

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования "Спасатели Алтайского края"

Закрепляем знания об Алтайском крае, умение рисовать ватными палочками и мятой бумагой....