Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Алтайская шапка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Тыбыкова Галина Евгеньевна

занятие направлено на закрепление знаний детей о национальной алтайской шапке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_gruppa.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Головные уборы. Алтайская шапка.

Образовательная область: Познание

Цель: Создание благоприятной ситуации для формирования знаний детей о головном уборе (алтайская шапка)

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знание детей о головных уборах;

- познакомить  с алтайской национальной шапкой;

- формировать знания детей о разновидностях алтайских шапок

Развивающие:

- развивать речевую активность, коммуникативные способности, мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать согласованно;

- воспитывать эстетические чувства; любоваться красотой одежды алтайского народа

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, познавательное

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательское, коммуникативное, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная

Методы приемы:

- словесные: вопросы, беседа, художественное слово;

- наглядные: использование ИКТ;

- практические: динамическая пауза, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, работа в микрогруппах

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, сундук, шкатулка, шар гелиевый, кукла, зеркало, алтайские шапки, шкурки, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки бумажные, подставки, игрушки-лошадки для динамичекой паузы.

Словарная работа: бычкак, килин

Предварительная работа: чтение сказки «Торко-Чачак», показ и рассматривание куклы Торко-Чачак в алтайской одежде на экране, разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с красной книгой, беседа и знакомство с дикими животными.

Индивидуальная работа: работа над интонационной  выразительностью, помощь в обработке речевых навыков, в правильном составлении предложений, содействию доброжелательному общению со сверстниками

Содержание организованной деятельности детей:

I.Вводная часть

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой. Упражнение «Доброе утро!»

С добрым утром, ребята!

С добрым утром глазки! Вы проснулись? (дети совместно с воспитателем в кругу поглаживают веки глаз).

С добрым утром ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притопываем)

С добрым утром Солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

- Вы улыбнулись и стало веселей, светлей.

- Я очень рада видеть Вас! Сегодня вас ждут волшебная сказка, удивительные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось и целый день было хорошее настроение.

2. Создание проблемной ситуации (где-то слышен плач Торко-Чачак)

- Дети вы что-то слышите? Мне кажется, что кто-то плачет? (на экране появляется грустная Торко-Чачак без шапки).

- Давайте спросим, что с ней случилось?(Слова Торко-Чачак на экране: На улице зима…Это мое самое любимое время года. Я хочу кататься на санках, поиграть в снежки, а мне не выйти, потому что у меня нет теплой шапки. Я попросила своих друзей, но они опаздывают. И я боюсь, что скоро зима закончится. Помогите мне дети, я буду вам очень благодарна (и плачет)

- Ребята, вы хотите помочь Торко-Чачак? (Ответы детей).

Как  я рада, что вы согласились! Я тоже хочу ей помочь.

2. Основная часть

1. Беседа о головных уборах (о алтайской национальной шапке)

- Как мы сможем ей помочь? (Ответы детей)

- Я думаю нам надо сначала узнать о шапке. Вы со мной согласны?

- Какие вы знаете шапки? (Дети перечисляют) Отлично! Как много вы шапок знаете!

- Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (Головные уборы). Правильно головные уборы.

- А какие шапки носят зимой? (зимние, теплые, мягкие…)

- Почему? (Потому что зимой холодно)

- Ребята, какие шапки носит алтайский народ? (алтай борук) Эмиль у твоего дедушки есть алтайская шапка? (спросить еще одного ребенка)

 Моя бабушка тоже носит алтайскую шапку. У нее есть красивый, волшебный, красивый сундучок, украшенный орнаментами. Сегодня я принесла ее и хочу вам их показать. Хотите посмотреть? Тогда устраивайтесь по удобней, слушайте внимательно! (дети сидят полукругом) (сундук укрытый красивой тканью, стоит встороне, открываю, достаю оттуда поочереди шапки)

- Дети, посмотрите, как вы думаете какая эта шапка? (показ шапки)

- Из лапок какого животного она сделана? А лиса какое животное? (ответы детей)

Посмотрите на экран, а вот и лиса.(на экране лиса, рядом шапка из лисьих лапок). Значит, мы правильно угадали, что это шапка из лисьих лапок? Молодцы!! На алтайском языке мы ее называем тулку бычкак борук. Давайте все ХОРОМ скажем. Умнички.

- А вот эта шапка какого цвета? (Ответы детей) Из чего она сшита? На алтайском языке алтай килин борук. Внимание на экран. Правильно угадали? Алтай килин борук (повторяем хором). Здорово ребятки, молодцы!

А это любимая шапка моей бабушки. Посмотрите, какая она …Красивая, пушистая, с крапинками! (Дать потрогать пощупать!). Интересно, из лапок какого зверька она сделана?Кто угадает? Ух-ты какие молодцы!!! ДА, это рысь!(на экране показ рисунка рысь).Рысью шапку (шулузинборук)(Повторить хором)носили наши пра-прадедушки, пра-прабабушки, давным-давно, а сейчас их уже не носят, потому что РЫСЬ – это редкое животное, которое занесли в красную книгу Республики Алтай. Что такое Красная книга мы уже знаем.Повторите за мной ШУЛУЗИН БЫЧКАК БОРУК! Замечательно.

     Алтай борук- это традиционный головной убор алтайцев, сшитый из лисьих лапок, из меха рыси, белки, а также из красивой ткани бархат. Обратите внимание, в основе шапки лежит лапки, шкурки животных. Они расположены вертикально. А ниже лапок горизонтально расположена пушная полоска камду. Шапку украшали тесьмой из блестящей парчи.

     Головной убор нельзя бросать на землю, перешагивать через него, относиться к нему бережно.

- Вот эти шапки можно носить зимой? Почему? Какие они? Значит, Торко-Чачак какую шапку нам надо подарить? (Ответы детей) (Алтай бычкак борук).                

Динамическая пауза «Скачки»

- Дети,напомните мне Какие головные уборы надевали алтайский народ?(Ответы детей)

     Да, мы с вами поговорили об алтайской шапке, а кроме алтайской одежды, у нашего народа есть и свои народные игры.

-Я предлагаю, поиграть в одну из них. Игра «Скачки»

3. Дидактическая игра «Разноцветные ленточки»

- Дети посмотрите, что я нашла! К нам прилетела красивая коробочка на воздушном шаре!(лежит красивая коробочка, привязаная к шарам). Кто-то нам отправил сюрприз. Хотите узнать? Здесь какие-то разноцветные ленточки, палочки в конце  какие-то загадочные конвертики. И записка в нем лежит, я сейчас вам прочитаю: «Ребята смотрю вы очень добрые дети, согласились помочь Торко-Чачак. Но мне кажется, вы затрудняетесь и хочу вам помочь. Отправил вам разноцветные ленточки с сюрпризом. Если вы помотаете ленточку на волшебную палочку,то сможете открыть волшебный конверт, где спрятан секрет. Тогда вы справитесь с заданием. Удачи вам!». Я предлагаю открыть волшебные конверты. Тут один большой конверт, думаю это мне. Выбирайте себе ленточки, кому какое нравится. А теперь все дружно намотаем их на волшебные палочки. Как здорово, как ловко у вас получается!» (Дети выполняют задание)

- Вот мы намотали, дальше что делать? Правильно нужно открыть конвертики и достать сюрприз. Игра «Найди пару». Вам надо найти свою пару и соединить картинки. София и Ойгор, что у вас получилось? А у вас? А у вас? Вот это то, что нам надо. Теперь мы сможем помочь Торко-Чачак. Как мы можем ей помочь? (сделать шапку).

     Сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию. Пройдите за столы.

4. Практическая часть

- Ребята,займите свои рабочие места, сядьте поудобней. Посмотрите перед вами лежат основа шапки, шаблоны из  бархатной бумаги, клей, кисточки, салфетки бумажные.  

1. Перед тем, как начать работу вспомним правила поведения и безопасности при работе с клеем.

  1. С клеем обращайтесь осторожно! Клей ядовит!
  2. Берем то количество клея, которое нужно на данном этапе.
  3. Излишки клея убираем салфеткой, осторожно прижимаем ее.
  4. Кисточку и руки после работы хорошенько вымоем с мылом!

2. Пальчиковая гимнастика

Давайте перед работой поиграем с нашими пальчиками. Чтобы они хорошо работали.

Бис ончобыснааjылар

Уулчактар ла кызычактар

Экиколдосабарлар

Бой бойыланокорлор.

Башпараклабашпарак

БажыКырлулаБажыКырлу

Ортон-МергенлеОртон-Мерген

Ортоо-ЧеченлеОртоо-Чечен

Кичу-БийлеКичу-Бий

Бусабар–таадазы

Бусабар- jааназы

Бусабар-адазы

Бусабар-энези

Бусабар мен

Ончобыс ишке белен

- Замечательно!

- А теперь приступаем к работе, внимательно слушайте меня.

1. Возьмите первую деталь шапки одной рукой.

2. Положите деталь перевернув обратной стороной на клеенку.

3. Наберите на кисточку клей, одной рукой придерживаем деталь, смазываем контур детали клеем, затем посередине.

4. Поставьте кисточку на подставку.

5. Возьмите деталь двумя руками, приложите к основе шапки. Вытираем руки салфеткой.

6. Приложите салфетку к детали, чуть надавали, удаляем излишки клея салфеткой. (также остальные 2 детали, только горизонтально).

III. Заключительная часть

- Какие яркие, красивые шапки у нас с вами получились Самый настоящий подарок! Я предлагаю положить их в волшебные конвертики и отправить Торко-Чачак на воздушном шаре, чтобы она побыстрее надела их и смогла выйти поиграть.

Рефлексия  

- Как вы думаете, понравится наши шапочки Торко-Чачак? Она будет рада?

-А для чего Вы это делали?

- Какое у вас настроение? Почему?(Ответы детей)

Да, потому что мы помогли Торко-Чачак. Теперь она сможет выходить на прогулку, играть в снежки.

- А кто нам помог? (волшебник)

- Какой он? (В это время на экране появляется веселая Торко-Чачак в шапке играет и говорит спасибо) (стук в дверь, Торко-Чачак отправила подарки детям).

- Спасибо ребята, за внимание. До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания

Страна   Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Специально организованная сюжетно-игровая деятельность на основе образовательной области «Физическая культура» - «Веселое путешествие»»

Основная идея моей работы: взаимодействие с детьми направлено на развитие коммуникативных умений (навыков невербального общения) в процессе активной двигательной деятельности, для формирования осознан...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Две осени» (образовательная область «Музыка»)

На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...