Методика руководства развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображении природы.
статья по рисованию

Маслова Татьяна Владимировна

 В статье представлена методика формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  руководства развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  в  процессе изображении природы.

       Формирование образа природы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста представляет сложный педагогический процесс и требует определенного руководства. Оно возможно в том случае, когда у детей имеется некоторый запас представлений, способность воспринимать изображения. Воспитатель руководит процессом творчества, создавая условия для  возникновения ассоциативного образа, для перехода к преднамеренному изображению.

       Показать ребенку, как нарисовать дерево, листья, ель просто. Малыш непременно повторит то, что ему показали. Но это будет уже не его дерево, не его листья. Такой способ не то чтобы плох - он тормозит развитие творчества, воображения ребенка.  Ребенок начинает смотреть на мир, по образному выражению Б.М.Неменского, через очки, взятые на прокат у взрослого. А ведь педагог должен уважать в ребенке мыслителя. Тактильные и осязательные ощущения у детей еще очень сильны. Для взрослого миф и реальность уже разделены, а для дошкольника любое переживание материально. Именно поэтому каждый ребенок  больше художник, чем любой из взрослых, и не только художник, но и скульптор, творец…

       Пути формирования творческих способностей  в изображении природы детей старшего дошкольного возраста своеобразны. Можно предположить,

что возникновение творческих начал в детской изобразительной практике носит поэтапный характер.

          На первом этапе  роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку  предстоит отражение образов природы в рисунке, то его надо учить, прежде всего, образному видению природы.

       Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдения детей за живой и неживой природой, нахождение того, что может быть отражено в их работах. В процессе наблюдения накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. У ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет (птица, цветок, животное, дерево), а видеть его так, чтобы затем отчетливо  во всех деталях и подробностях представить данный образ. В ходе наблюдения воспитателю необходимо использовать дидактические приемы, которые формируют у детей умения анализировать, систематизировать полученные в ходе наблюдения знания. Такими методическими приемами являются: выявление признаков, сравнение, анализ, выводы и обобщение. Подкрепить наблюдение явлений и объектов природы помогут беседы о поэтических образах природы, рассматривание соответствующих картин (репродукций) и иллюстраций о природе, знакомство с наилучшими поэтическими образцами описания природы, экскурсии в ботанический сад или музей, просмотр слайд-фильмов, видеоматериала  о природе, авторских работ самого педагога.

          Данный этап формирования творческих способностей назван первым условно. Он всегда предшествует  творческой деятельности, однако развитие творческих способностей  в изображении природы тесно связано с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

       Второй этап - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением ассоциаций, замысла, с поисками художественных средств. Творческий акт на данном этапе проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л. Выготского, «творит в один прием». И все же, как бы ни был короток этот прием, в нем есть определенные грани, как бы завершающие какую-то часть выполненного, и каждое из этих частей требует особого подхода.

         Для проявления детьми творческих способностей в изображении природы они, прежде всего,  должны быть обучены изображению отдельных объектов природы. Это целесообразно осуществлять во время предметного рисовании, которое предшествует сюжетно- тематическому. Так, рисовать деревья и другие растительные формы дети начинают уже со второй младшей группе, дети  старшего дошкольного возраста  стремятся передать цветовые особенности деревьев,  породу дерева, используя различную технику изображения кроны. Для обучения старших дошкольников способам изображения различных пород можно порекомендовать рисунки Г. Никольского  к книге « Русский лес», Л. Бирюкова к сборнику стихов « Зреет рожь над жаркой нивой» А. Фета. Они даны крупным планом, выделяют самые характерные признаки дуба, липы, березы, осины, клена, сосны и т. д. В подготовительной группе для изображения деревьев, кустарников используется не только конструктивный, но и пластический способ  изображения.        

           В методике обучения предметному рисованию должен быть реализован принцип «развивающего обучения»: решение изобразительной задачи происходит с помощью воспитателя, но постепенно помощь взрослого уменьшается и ее характер меняется, возрастает самостоятельность ребенка в решении изобразительной задачи одного типа, а помощь педагога приобретает косвенный характер. Все приемы обучения направлены на постепенное  изменение характера познавательной деятельности: от подачи и усвоения детьми готовой информации с помощью информационно- рецептивного метода  к организации репродуктивной деятельности разного уровня, направленной на вариативное применение знаний и умений, а затем все более эвристической (поисковой) деятельности в решении задачи.

                 После того как у детей старшего дошкольного возраста сформировались навыки и умения изображать отдельные объекты природы, целесообразно перейти к обучению сюжетно-тематическому изображению природы. В рисовании пейзажей педагог учит старших дошкольников передаче цветовых оттенков, перспективному расположению объектов природы, построению композиции.  

       Цвет как средство выразительности выполняет в детском творчестве смысловые функции. К пяти годам дети знакомятся с довольно большим количеством цветов, учатся делить цвета  на группы (яркие - спектральные и темные),  сопоставлять эти группы между собой. Знакомясь с природой, дошкольник  видят, что явлениям присущ тот или иной цвет, но наряду с этим замечают, что цвета эти изменчивы: меняется цвет неба и воды в различную погоду; меняется цвет травы и листьев в разное время года; даже солнце меняет свой цвет днем и ночью. У детей шести- семи лет значительно обогащаются представления о цвете. В окружающем мире они видят множество оттенков каждого цвета, узнают, что оттенок цвета часто получает название по окраске предмета (лимонный, малиновый, салатный, песочный).  

         Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто- зеленые листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло- зеленая окраска стебелька, нежно голубые цветы становятся ярче на фоне темно- зеленой травы.

       Наиболее трудная задача старшего дошкольника - передача пространства, поскольку для этого ему необходимо не только воспринимать связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает выстраивать композиционное мышление. Свободное владение этими умениями  служат показателем развития его дальнейшего творчества  в изображении природы.

          Завершающий этап процесса проявления творческих способностей в изображении природы знаменуется появлением новой продукции. На этом

этапе  ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремиться сделать ее завершенной. Но переживания его будут еще полнее, если он убедиться в том, что эта работа интересна не только для него, но и для окружающих. Восприятие  дошкольника отличается от восприятия взрослого человека- оно нуждается во внешних опорах. Вот почему столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

         При оценке детских рисунков воспитатель исходит из следующих критериев:

        - передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика;

       - разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);

         - изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

         - передача пропорций предмета, его размеров.         

Благодаря анализу работ детям становится понятнее образ природы, развиваются аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие природы.

Поэтапность развития творческих способностей присуща в процессе  всех видом изобразительной деятельности.

Итак, творческие способности  не проявляются сами собой. Они развиваются под влиянием воспитания и обучения, разумного педагогического руководства.

Список литературы

1.Березина В.Г., Викентьев И.Л. Детство творческой личности. – СПб.: Издательство Буковского, 1994.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997.

4. Ендовицкая Т.О Развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1991.

           6. Никитин А.И., Страунинг A.M. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. – Ростов н/Д, 1993.

7. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"

         В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проблема креативности, реализация творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительной истории развития научных знаний. Активизация ...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Опыт работы "Природа и творчество. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом...

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Самообразование педагога "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные с...