"Может ли дошкольник понимать живопись?"
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Кудинова Надежда Петровна

В статье рассмотрена специфика личностного отношения дошкольников к произведениям живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОЖЕТ ЛИ ДОШКОЛЬНИК ПОНИМАТЬ ЖИВОПИСЬ?

Какова специфика понимания старшими дошкольниками живописи? Как дети проявляют личностное отношение к произведениям искусства?

Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечённые или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений. Первый – эмоционально- личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребёнка, его эмоциями и интересом. Второй – это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, даёт оценку содержания нравственно-эстетических отношений изображённых на картине людей.

Понимание изображённых на картине художественных образов вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивания содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребёнок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее занятия детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени и т.д. Они правильно воспринимают выразительные средства как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженном в произведении. Кроме цвета они легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображёнными людьми.

Труднее детям даётся выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр, но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть. Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник самое главное на картине располагает на переднем плане, пишет крупно людей, предметы. В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети ещё не могут, они нуждаются в помощи педагога, который учит их всматриваться в картину. Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия. Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении живописи дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систематической работе по ознакомлению с живописью. Овладев умением выделять средства выразительности в жанровой живописи, старшие дошкольники легко переносят его на другие живописные жанры.

Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на дошкольников более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учим дошкольников понимать пословицы и поговорки

Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пос...

Может ли ребенок понимать живопись

Консультация для родителейНетрадиционные способы рисования, как метод развития сенсомоторных качеств детей.              На сегодняшний день...

«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции» учебно-методический материал по рисованию по теме

laquo;Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции»учебно-методический материал по рисованию по темеНовикова Ольга ИвановнаСеминар из...

Что может дать дошкольнику разновозрастное общение?

Межвозрастное общение дошкольников...

Консультация «Как научить дошкольника понимать время?»

Консультация «Как научить дошкольника понимать время?»Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развив...