«Приёмы ознакомления детей дошкольного возраста с жостовской росписью»
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Гюлметова Замина Магамедовна

Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_zhostovsk.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 67»

«Приёмы ознакомления детей дошкольного возраста с  жостовской росписью»

«Букеты сказочных цветов

глядят на нас с подносов звонких

И щёлк волшебных лепестков

и трепет трав в сиянии тонком…

Как удивительно тепло

и хмурый день наполнен светом,

когда в руках ожившим летом

горит такое мастерство».

Цель :Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства.

Задачи:. Познакомить с декоративно-прикладным творчеством - уникальной Жостовской росписью по металлу.

Развить воображение, внимание, наблюдательность, фантазию.

Познакомить с технологическими приемами Жостовской росписи: свободный кистевой мазок, подмалевок , «тенежка», «прокладка», «бликовка», «чертежка.

 Воспитать чувство любви к народной культуре и к традиционным прикладным искусствам.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости  – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

 В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям , они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины.

 

Этапы росписи жостовских подносов

Грунтовка

Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный, но может быть и белым, синим, красным. 

Замалёвок

Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краёв подноса

Украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественн...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста с городецкой росписью

1.      Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.2.      Создать условия для приобщения детей...

План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...

Статья на тему « Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур»

В статье рассматриваются использования нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур....