Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе на тему: «Путешествие в музей декоративно-прикладного искусства»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Малиновская Ольга Павловна
  • Совершенствовать умение детей различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Развитие декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковской, хохломской, гжельской, городецкой);
  • Совершенствовать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
  • Совершенствовать умение детей расписывать тканевые одежды узорами декоративно-прикладного искусства;
  • Формировать умение применять для решения игровой задачи, освоенные ранее приемы рисования, комбинировать их;
  • Воспитывать интерес к русскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе на тему:

«Путешествие в музей декоративно-прикладного искусства»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Программные задачи:

  • Совершенствовать умение детей различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Развитие декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковской, хохломской, гжельской, городецкой);
  • Совершенствовать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
  • Совершенствовать умение детей расписывать тканевые одежды узорами декоративно-прикладного искусства;
  • Формировать умение применять для решения игровой задачи, освоенные ранее приемы рисования, комбинировать их;
  • Воспитывать интерес к русскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Программные задачи:

  • Закрепить знание цифр первого десятка;
  • Развивать умение выделять характерные детали предметов, красивое сочетание цветов и оттенков.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программные задачи:

  • Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательными и корректными собеседниками;
  • Пополнять литературный багаж детей стихотворениями, загадками;
  • Активизировать в речи и уточнить названия декоративно-прикладных росписей (дымковской, хохломской, гжельской, городецкой), основных элементов росписей (круг, точка, линия прямая, волнистая, завиток, листик, кустик, розан, бутон, капелька, усики, решетки, цветы, травка, осочки, ягодки, теневка, оживка);
  • Совершенствовать умения образовывать прилагательные от существительных (например: Гжель – гжельский и т.д.).

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

  • Развивать умение действовать в коллективе;
  • Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Оборудование и материалы: контурные изображения одежды из ткани (тонированные, без рисунков), кисти, непроливайки, салфетки, трафареты, шаблоны, ватные палочки, поролон, акриловые краски, куски ткани (для пробы), образцы – картинки дымковских, хохломских, гжельских, городецких узоров, палитры  по числу детей; изделия для музея (дымковские, хохломские, гжельские, городецкие предметы); экран, проектор, 4 стола для «мастерской», 8 стульев для «мастерской», 8 стульев для «автобуса», 5 столов для «экспонатов музея»; интерактивная игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Добавь узор» (4 силуэта матрешек - дымковская, хохломская, гжельская, городецкая, соответствующие узоры);  бейджики для детей (с их именами); билеты – браслеты с цифрами и видами росписей; матрешки с улыбками и без (для релаксации); конверт с письмом от «директора музея»; письмо для релаксации; подарки детям от «директора музея»- билеты в музей, на экране гимнастика для глаз, русская народная музыка (запись); микрофон, магнитная доска; цифры на магнитах – 1, 2, 3, 4; билеты в музей – 16 штук (каждому ребенку по 2 билета).

Предварительная работа. Рассматривание альбомов с различными видами народного декоративно-прикладного искусства.

Ход образовательной ситуации

Мотивационно - ориентировочный этап

Проблемная ситуация «Незавершенные экспонаты для «Музея народного декоративно-прикладного искусства»».

Получили письмо: «Дорогие ребята! К вам обращается директор «Музея народного декоративно-прикладного искусства». С 25 апреля начинает работать выставка декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены стенды с дымковскими игрушками, гжельскими, городецкими, хохломскими предметами, а стенд с русскими народными костюмами еще не оформлен. Могли бы вы помочь нам в оформлении стенда с русской народной одеждой? Очень надеемся на вашу помощь. С уважением, директор музея».

Поисковый этап

Ребята, как вы думаете, как можно помочь директору музея? Что нам для этого нужно предпринять? Предложить детям высказать идеи, пригласить в путешествие на автобусе, высказать предположения и, возможно, найти новые ответы на поставленный вопрос в «музее».

Практический этап

Поехали на автобусе в «Музей народного декоративно-прикладного искусства». Воспитатель – гид (в автобусе) раздает детям билетики – браслеты (для посещения музея).

Предлагает отгадать загадки:

Есть село в России,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки:

Кружочки, черточки, полоски –

Веселый и простой узор,

Но отвести не в силах взор.

- О каких игрушках идет речь? У кого браслеты с Дымковским узором?

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

Синие птицы повсюду летают,

Голубыми и синими цветы там бывают.

Васильковой и незабудковой ее называют.

Что же за роспись такая? Кто знает?

- О каком промысле идет речь? У кого браслеты с Гжельским узором?

Ну, а эта роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись вся такая, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудесней наша чудо ……… (Хохлома).

- О каком промысле идет речь? У кого браслеты с Хохломским узором?

Есть у нас в стане местечко,

Где расписывают дощечки.

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют.

Вас встретит, как родной отец,

Славный город………(Городец).

- О каком промысле идет речь? У кого браслеты с Городецким узором?

А вот и «Музей народного декоративно-прикладного искусства». Нам нужно определиться, к какому стенду мы пойдем. У кого билетики с № 1? Какой вид росписи на вашем билетике? (Дымково).

1-й стенд – «Дымково»

Обратить внимание на узоры и цвета.

Вопросы к детям:

- Какие узоры используют дымковские мастера? (Кружочки, черточки, прямые и волнистые линии, точки, капельки).

- Каким цветом расписывают игрушки дымковские мастера? (Красным, желтым, синим, зеленым, оранжевым).

- Какого цвета фон дымковских игрушек? (Белого).

У кого билетики с № 2? Какой вид росписи на вашем билетике? (Гжельский).

2-й стенд – «Гжель»

Обратить внимание на узоры и цвета.

Вопросы к детям:

- Какие узоры используют гжельские мастера? (Прямые и волнистые линии, точки, капельки, цветы, листики, усики, решетки, завитки).

- Каким цветом расписывают изделия гжельские мастера? (Всеми оттенками синего цвета).

- Какого цвета фон гжельских игрушек? (Белого).

У кого билетики с № 3? Какой вид росписи на вашем билетике? (Хохломской).

3-й стенд – «Хохлома»

Обратить внимание на узоры и цвета.

Вопросы к детям:

- Какие узоры используют хохломские мастера? (Цветы, листики, травка, усики, решетки, криуль, ягодки, осочки, оживка, теневка).

- Каким цветом расписывают изделия хохломские мастера? (Желтым, красным, зеленым, золотым).

- Какого цвета фон хохломских игрушек? (Черного, красного, реже – желтого, зеленого).

У кого билетики с № 4? Какой вид росписи на вашем билетике? (Городецкий).

4-й стенд – «Городец»

Обратить внимание на узоры и цвета.

Вопросы к детям:

- Какие узоры используют городецкие мастера? (Цветы, листики, травка, усики, завитки, оживка, теневка, бутон, розан, капелька).

- Каким цветом расписывают изделия городецкие мастера? (Желтым, красным, зеленым, синим, розовым, голубым, черным).

- Какого цвета фон городецких игрушек? (Желтого, реже – красного, зеленого).

Много красок у России

И цветов невиданных,

Русских промыслов народных

Видимо – невидимо!»

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

И.В. Кадухина

А вот четыре матрешки на этом стенде почему то грустят. Как вы думаете, почему? (На одеждах нет узоров). Что можно сделать, чтобы украсить им одежды? (Прикрепить соответствующие узоры – на магнитах – на платья матрешек). Дети по парам (с дымковскими, гжельскими, хохломскими и городецкими браслетами) подбирают и крепят (на магниты) узоры.

Дети, посмотрите, правильно ли вы украсили сарафаны матрешкам? Почему выбрали этот или иной рисунок?

Молодцы, ребята, вы правильно подобрали узоры для всех матрешек. А теперь они обеспокоены, тем, что не знают, на каком стенде они должны стоять. Как им подсказать? (Поставить около каждой матрешки цифру, соответствующего стенда). Матрешки вас благодарят и желают счастливого пути.

Посмотрите, ребята, впереди аттракцион «Четвертый лишний» (интерактивная игра). Дети играют, выбирая любую цифру от 1 до 5 в свой номинации (вид прикладного искусства). Играю (2-3 ребенка).

Молодцы, вы знаете виды народных промыслов.

А вот пред нами павильон русской народной одежды. Давайте посмотрим, что не успели сделать художники. Рядом со стендом силуэты русской народной одежды из ткани (не расписанные). Выберите себе сарафан или рубашку и отнесите ее в соответствующую мастерскую. В каждой мастерской есть образцы одежды определенной росписи. Маша, ты взяла желтый сарафан. В мастерской с какой росписью ты понесешь его?

Создать обстановку для того, чтобы каждый ребенок выбрал понравившийся силуэт. Подойдя к столу необходимо найти нужный эскиз – образец и определить, какой росписью нужно украсить тот или иной силуэт. Прежде чем рисованием заняться, надо глазкам потренироваться.

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц полукругом.

На экране гимнастика для глаз «Дымковские игрушки»

Предложить детям определить: какой цвет необходим для росписи, какие штампы или трафареты ему понадобятся детям предлагается попробовать порисовать подобранными штампами, красками на полосках ткани, прежде чем – на силуэтах одежды.

Звучит русская народная музыка (запись)

В ходе работы творческой мастерской, дети раскрашивают силуэты одежды, стараясь подобрать и создать цвета в соответствии с образцом. Педагог предлагает использовать различные техники рисования.

Украсив силуэты одежды, дети несут и крепят их на стенде, любуются, оценивают работы своих товарищей.

По окончании работы предложить всем детям встать в кружок и прочитать письмо «Директора музея»: «Дорогие ребята! Вы очень нам помогли в оформлении стенда с русской народной одеждой. За это мы дарим вам билеты на выставку народного творчества в г. Белгороде. Большое вам спасибо от работников музея».

Рефлексивно – оценочный этап

А теперь нам пора отправляться в обратный путь.

Сев в «автобус», педагог предлагает детям поделиться впечатлениями от того, удалось ли помочь сотрудникам музея, что для этого необходимо было выполнить, удалось ли украсить одежду. 2-3 ребенка становятся на место «гида» и в микрофон делятся впечатлениями от занятия.

Вот и остановка. Дети, «директор музея» очень просил узнать, понравилось вам путешествие или нет. Когда вы выйдете из автобуса, подойдите к разносу, на котором лежат грустные и веселые матрешки. Кому понравилось наше путешествие, то кладет в конверт веселую матрешку, а кому не понравилось – грустную матрешку. Я отправлю это письмо «музей», а вам всем спасибо за вашу работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный проект Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе по теме: «Счет до десяти ».

сформировать представление о числе и цифре 10, умение считать до восьми, соотносить цифру  10 с количеством;сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «с...

Технологическая карта организации образовательной ситуации в подготовительной группе на тему: Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

Приоритетная образовательная область «Речевое развитие» -Продолжать учить детей составлять рассказ по игрушкам;Закреплять умения описывать игрушку, называть её характерные признаки;подводи...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)

Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес».

Это зантие, на котором дети знакомятся с обитателми зимнего леса.  Занятие включает развиващие задания  c применением наглядного материала и мультимединого оборудования. Создание положительн...

Игровая образовательная ситуация в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Игровая образовательная ситуация в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект образовательной ситуации в  подготовительной группе...