Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Лозманова Елена Александровна

Дополнительная образовательная программа для педагогов Дошкольгого воспитания. Программа разработана мною для художественно-творческого развития  детей дошкольного возраста. Программа разработана в соответствии ФГОС ДО. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможнастями и особенностями детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Колокольчик» пос. Мирный

Рассмотрено:                                                                           Утверждаю:

Педагогическим советом                                                  Заведующая МАДОУ №6

МАДОУ №6                                                                      «Колокольик»

Председатель_________                                                    Бороздина Л.М.____________

Протокол №___от____2020г                                             Приказ№___ от_____2020г

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности

Изостудия «Радужка»

(художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста)

C:\Users\as\Desktop\фото альбом\я и детский сад\100_3881.JPGC:\Users\as\Desktop\фото альбом\я и детский сад\100_3275.JPG

Составитель: Лозманова Елена Александровна

2020 год

Пояснительная записка

“Духовная жизнь ребёнка полноценна

лишь тогда, когда он живёт в мире игры,

сказки, фантазии и творчества.

Без этого – он засушенный цветок”.

В.А. Сухомлинский

      Одна из важных задач дошкольного образования – художественно-эстетическое воспитание детей.В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде,в эмоциональности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем «ярче» будет он сам и продукты его творчества. В эстетическом развитии детей центральной является способность к воспитанию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисование – естественная потребность ребёнка. Все дети любят рисовать, ведь рисование для ребёнка – радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.  У него нет «комплекса неумения». Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое, позволить ему творить, помочь ему разбудить в себе творческие способности.

      Как сказал один мудрец: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься с интересом. Рисование раскрывает возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале занятия необхходимо с детьми обыгрывать сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонёк творчества.

     Художественно –творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение от созданного им изображения. Ребёнку трудно общаться, но с помощью рисунка он передаёт своё настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.

    Изобразительное искусства раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

      Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.      Поэтому в работе с дошкольниками применяются нетрадиционные приемы рисования, для развития творческого мышления, для освоения цветовой палитры. Обучение детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Такое рисование позволяет детям чувствовать себя непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, открывают возможности развития у детей творческого воображения.

     Программа студии разработана в соответствии   с ФГОС ДО, на основе основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Колокольчик» п. Мирный», программы «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой и авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

      Данная программа учитывает возрастные особенности детей. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его как творческой личности. Она знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. Каждый из нетрадиционных методов – это маленькая игра. Она помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения. Задача программы научить ребенка объединять в одном рисунке несколько техник рисования. Рисование пальчиками, ватной палочкой, оттиск поролоном, смятой бумагой, отпечатки листьев, рисование нитками и веревочками,печать по трафарету,очень интересны техники рисования, которые имеют сложное название – монотипия, пуантилизм и т д.  (Приложение 1)

     Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.    Интеграция по образовательным областям:

  • «Музыкальное воспитание» - для создания настроения на занятие и понимания образа, для расслабления и творческого настроя.
  • «Коммуникация» (развитие речи) – использование на занятиях художественной литературы, рисование иллюстраций к сказкам и стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ.
  • «Познание» (ознакомление с окружающим) – расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, а также знакомство со строением предметов, объектов.

Тематическое планирование рассчитано на год обучения.

Общее количество учебных занятий в год – всего 34 занятия.

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана в неделю составляет: 1занятие (в среду), в месяц всего 4 занятия

Направленность программы: художественно-эстетическое развитие

                                                               детей дошкольного возраста.

Цель программы:

  • Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Развитие художественного-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
  • Развитие художественного вкуса, пространственного воображения и фантазии, наблюдательности и воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
  • Развитие коммуникативных и художественных способностей в процессе комментированного рисования.
  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, потребность в самоутверждении.
  • Развитие навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению   и свободного экспериментирования с разными художественными материала и техниками (нетрадиционными техниками рисования).

Образовательные:  

  • Формирование художественного кругозора, умение различать основные жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж), художественные ремесла, художественный образ                              (в произведениях искусства).                                
  • Формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности и оценивать созданные изображения.
  • Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, соответствующих замыслу.
  • Овладение художественной грамотой и приобретение опыта работы в различных видах художественной деятельности (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство).
  • Обучение приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

 Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности, трудолюбия и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  • Воспитание интереса и люби к искусству.

Принципы программы

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно -  воспитательного пространства

  1. Принцип доступности – комплекс занятий составлен с учётом

возрастных особенностей дошкольников

  1. Принцип системности и последовательности – взаимосвязь комплекса методов и приёмов, эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»
  2. Принцип цикличности – занятия составлены на основе предыдущего занятия с постепенным усложнением
  3. Принцип сезонности: построение познавательного

содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени года

  1. Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
  2. Принцип развивающего характера художественного образования – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора
  3. Принцип наглядности - осуществляется на основе восприятия наглядного материала
  4. Принцип интереса- построение программы с опорой на

интересы отдельных детей

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  1. Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  2. Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов
  3. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности
  4. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  5. Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

          (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,

           рефлектирующего)

  1. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта
  2. Принцип организации тематического пространства (информационного поля)- основы для развития образных представлений
  3. Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
  4. Принцип естественной радости(радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Методы эстетического воспитания

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на

           прекрасное в окружающем мире;

  • метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
  • метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
  • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
  • метод разнообразной художественной практики;
  • метод сотворчества (педагог, мастер, художник сверстники);
  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Приемы и методы на занятиях

  • Словесные методы – рассказы, познавательные беседы, художественное слово, драматизация -проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
  • Наглядные методы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов рисования и др.
  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений
  • Практические – упражнения, художественно - творческие работы.
  • Игровые методы – дидактические, словесные, настольно-печатные игры -  организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия, подвижные игры, физкультминутки – проводятся для смены деятельности на занятиях.
  • Метод «подмастерья»- взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе.
  • Мотивационный (убеждение, поощрение).
  • Работа с семьей- проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности.

Все методы используются в комплексе.

Виды деятельности

  • репродуктивная деятельность
  • коммуникативная деятельность
  • игровая деятельность
  • позновательно-исследовательская деятельность
  • трудовая деятельность
  • двигательная деятельность.

Формы работы

  • Рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.
  • Беседы о творчестве художников и народных мастеров
  • Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства.
  • Выставки детских работ.
  • Экскурсии.
  •  Дидактические игры.
  • Использование силуэтного моделирования.
  • Экспериментирование с различными художественными материалами.

Структура занятия

  • Организационный момент (приветствие, мотивация, художественное слово, эмоциональный настрой, введение в тему)
  • Беседа (приобщение к культуре, искусству, народным традициям)
  • Игровая деятельность (пальчиковая гимнастика, дидактическая игра)
  • Обучение (Комментированное рисование)
  • Подготовка к художественной деятельности
  • Физкультминутка
  • Самостоятельная художественная деятельность  
  • Индивидуальная работа
  • Итог занятия (обсуждение результатов практической деятельности)
  • Рефлексия

Элементы занятий

  • Элементы сказка-терапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, с помощью мимики, движений, речи.
  • Игры на развитие мышления, воображения, памяти умения выделять существенные признаки предметов. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр» и др.).
  • Рисование, аппликация, коллаж – применяются традиционные и нетрадиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала для нетрадиционного рисования.
  • Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия. Используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета.

Разделы программы

  • Рисование

Живопись гуашью и акварелью. Сюжетное, по представлению, декоративное рисование гуашевыми и акварельными красками.

Монотипия –это методика, которая объединяет элементы рисунка и живописи, где применяются приемы печати.

Графика различными материалами. Сюжетное рисование цветными карандашами, восковыми мелками, пастелью.

  • Аппликация

Работа с бумагой, салфетками и картоном

Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Разные способы выразительного образа. Аппликация силуэтная, симметричная, обрывная, прорезная, объемная.

Фантазии из «ладошек».

Цветочные фантазии в технике «торцевание». Мозаика.

«Салфеточная» живопись. Сюжетные композиции из «волшебных» шариков.

   Рукоделие из ниток

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления работ. Аппликация из нарезанных ниток. Ниткография. Выкладывание силуэтов различными по текстуре ниток.

Работа с природным материалом

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

«Экопластика» - вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником - природой.

 «Флористика» - вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из засушенных листьев и лепестков на плоскости и представляют собой картины и коллажи.

Для аппликации можно использовать такие природные материалы как засушенная листва деревьев и кустарников, лепестки цветов, тополиный пух,

Чешуйки различных  шишек, семена овощей и цветов, косточки фруктов, соломка, береста, камушки, ракушки и т.д.

  • Работа с бросовым материалом

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию творчества детей.  

Картины из ткани, ленточек, тесьмы. Картины из пуговиц и бусин.

Картины из цветной бельевой веревки, шнурков. Очень интересны в изготовлении.

Содержание программы

Данная программа предназначена для обучения детей 3 – 7 лет основам эстетической и художественной культуры, предлагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся на базе детского сада, продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей (20-30 минут). Занятия изобразительной деятельностью проходят в двух подгруппах, младшая и старшая.

     Темы занятий построены на развитие художественно – творческих      способностей детей, задания для старших детей даются с усложнением .

Занятия строятся по принципу изучения, познания, художественного творчества. Содержание творческих занятий строится на создании детьми оригинальных аранжировок, аппликативных картин, флористических композиций из разных природных материалов.      

     Работы на занятиях изобразительного искусства выполняются в технике живопись или графика и выполняются в разных технических приемах (монотипия, граттаж - воскография, коллаж ) На занятиях дети знакомятся с разными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые или масляные мелки, тушь, цветные гелевые ручки, пастель, кисти, восковые свечи, ватные палочки, ножницы, цветная бумага, ткань, нитки, природный и бросовый материал…) .

       В области живописи дети постигают законы цвета и колорита. Фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого является точка и линия, плоскость и пространство. Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения : это индивидуальные и коллективные композиции, которые создаются за несколько занятий.                                                                            

        Для работы с детьми по программе дополнительного образования по изобразительной деятельности необходимо иметь учебный, методический, демонстрационный и дидактический материал:

  • Репродукции живописи для рассматривания и бесед (портреты, натюрморты, пейзажи, исторический и сказочный жанр).
  • Изделия декоративно – прикладного искусства (народные игрушки, декоративная роспись на керамики и на дереве…) и демонстрационный материал по декоративно – прикладному искусству, раскраски.
  • Разнообразный художественный материал, инструменты.
  • Разрабатываю конспекты занятий и использую в работе  конспекты занятий по программе « Цветные ладошки».

Тематическое планирование рассчитано на год обучения.

Общее количество учебных занятий в год – всего 34 занятия.

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана в неделю составляет: 1занятие (в среду), в месяц всего 4 занятия

Планируемые результаты освоения программы студии по изобразительной деятельности и способы их проверки:

К концу обучения дети достигают определённого уровня художественного развития и художественных способностей.

  • Знают разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство
  • Эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Используют в рисовании разные материалы и способы создания изображений.
  • Создают сюжетные аппликационные изображения, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
  • У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Критерии оценки качества выразительности детского рисунка  

  • Проявление отношения к        изобразительной деятельности. Устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности. Увлеченно и самостоятельно занимается творчеством.
  • Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета.
  • Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.
  • Выразительность, техника изображения.

Формы демонстрации достижений:

  •         Организация постоянно действующих выставок детских работ для

родителей. (выставка детских работ на лестничном проеме)

  •         Участие в творческих тематических выставках внутри детского сада.
  •      В течение года участие в районных, российских и международных  

выставках и конкурсах.

  • Организация совместно с родителями творческих сезонных выставок.
  • В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Изобразительное творчество в студии изобразительной деятельности с детьми младшей подгруппы

Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет

(младшая подгруппа)

  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
  • Развивать освоенные технические приемы и навыки изображения, при создании выразительных образов.
  • Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской,) для обогащения зрительных впечатлений и показа художественных образов.
  • Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
  • Организовывать совместно с воспитателями и родителями наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Пушистые облака», «Тяжелые учи», «Веселый или грустный дождь»  и т.д.).
  • Учитьдетейвидетьцельныйхудожественныйобразвединствеизобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект не расчлененно, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
  • Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
  • Учить детей отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
  • Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы, сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!»).
  • Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
  • Учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительны образы;
  • Переводить детей от рисования подражания самостоятельному творчеству.
  • Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Учебно-тематический план занятий

Виды изобразительной деятельности

Кол-во занятий

Рисование красками - живопись

20

Графика цветная

6

Аппликация (из бумаги)

8

Всего:

34

Задачи художественно-творческого развития детей 5-7 лет

(старшая подгруппа)

  • Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
  • Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники).
  • Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств.
  • Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности. Называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений.
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые

          предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения

          искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника

          при создании произведения, о том, какими художественными    

          средствами передается настроение, природном и бытовом окружении

          (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные

          сооружения, природные ландшафты, специально оформленные

          помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.).

  • Учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор, показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
  • Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес,

водоем, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать

ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

  • Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов

          (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский  

          низкий, одноэтажный, деревянный).

  • Учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров); композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
  • Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и

          явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в

          результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций и

          энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко красный

          гребень и бородка).

  • Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой),изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами,

          стараться показать пространственные взаимоотношения между ними

          (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию

           горизонта.

  • Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
  • Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, в рисунке).
  • Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка,

           бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

  • В дидактических играх с художественным содержанием учить различатьцветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности(до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, нацветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета кдругому.
  • Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет.
  • Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобыполучать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисованиисоздавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисоватьакварельными красками; показать возможность цветового решения одногообраза с помощью нескольких цветов или их оттенков.
  • Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.

Тематический план занятий

Виды изобразительной деятельности

Кол-во занятий

Рисование (живопись, графика)

18

Аппликация (из бумаги, ткани, ниток…)

8

Знакомство с декоративно – прикладным искусством

(хохлома, гжель, городец, кружево, дымковская и филимоновская игрушка)

6

Работа с  природным и бросовым  материалом

2

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Разноцветный мир"

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на са...

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Нарисуй-ка»

Значение и ценность нетрадиционного изображения для всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями велико и многогранно. Работа с красками, карандашами, фломастерами, пастелью и воск...

Проект дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники"

Проект (разработка) дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники". Данный проект программы "Волшебники" может быть использован педагогами до...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет

В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с ...

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Радужный мир»

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное...