Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Космос глазами детей» в нетрадиционной технике-граттаж.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бойцова Анастасия Ильинична

Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте

«Космос глазами детей»

в нетрадиционной технике-граттаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_izo_grattazh.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте

«Космос глазами детей»

в нетрадиционной технике-граттаж.

Программные задачи:

1. Обучающие:

-Познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,

Учить использовать в работе приём «процарапывания»,

формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

Познакомить детей с техникой безопасности во время рисования с использованием острого  предмета (палочки) 

формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, опираясь на свои впечатления.

2. Развивающие:

Развивать творческие изобразительные способности детей посредством нетрадиционного приема рисования;

Развивать композиционные умения и навыки.

Развивать мелкую моторику рук,  воображение.

Способствовать обогащению речи детей.

3.Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе,  умение самостоятельно составлять сюжет рисунка.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: граттаж, астроном, космонавт, скафандр.

Оборудование: презентация, телефон, схема солнечной системы, рисунки и фотографии космических объектов и ракет, варианты образцов.

Раздаточный материал:  листы ½ А4 с готовой основой под граттаж, заостренная палочка, клеёнка на каждого ребенка, образцы готовых работ.салфетка или кисточка

Предварительная работа:

 Беседа: «Космос-это интересно!»

Чтение энциклопедии «Я познаю мир»- «Космос»

Просмотр презентации «Космические объекты и планеты солнечной системы»

Подготовка листов для рисования в технике граттаж(закрашивание восковыми мелками, покрытие их воском).

Ход. 

Вводная часть:

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети– Здравствуйте.

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу улыбки и хорошее настроение.

-Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Проходите, присаживайтесь на свои места.

Мотивация.

- Сегодня я получила загадочное послание, в котором нас просят о помощи. Хотите ли вы узнать, кому нужна помощь и почему? Тогда отгадайте загадку:

В телескоп сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя…
(Астроном)

- Правильно, ребята, это Астроном. Давайте послушаем, что он нам хочет сообщить.

- Дорогие ребята, что-то в космосе происходит. Посмотрел я сегодня в свой телескоп, а там ничего нет: ни звёзд, ни солнца, ни планет, ничего не могу увидеть – одна темнота. Мне, кажется, что люди забыли о Солнечной системе, космических объектах. Помогите, пожалуйста, вернуть всем людям знания. Я слышал, что вы на занятиях уже говорили о космическом пространстве и уверен, что сможете мне помочь. Для этого нужно выполнить несколько заданий, которые я вам отправляю, и прислать мне фото ваших работ. Ну что, ребята, поможем астроному?

Основная часть:

Задание №1.

Вопросы:

1- На чем летают люди в космос? (на ракете)

2- Как называют людей летающих в космос(космонавт)

3- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?

(Белка и Стрелка)

4. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин)

5. Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)

6. Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)

В: Молодцы! С первым заданием справились хорошо.

     Давайте  отправимся в космическую экспедицию и посмотрим, что же есть в космосе

Игра "Космическая экспедиция"

     - Представьте, что вы превратились в космонавтов, а ваши стульчики - в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие в космос. Наденьте скафандры. Дети делают вид, что надевают скафандры.

     - Скафандры надеты.

     - Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отчет времени: "Пять, четыре, три, два, один - старт! "

     По ходу игры предложить детям "испытать" перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости ( выполнять замедленные плавные движения).

     - Внимание, посмотрите внимательно в иллюминатор, что интересного вы там видите? (Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету, солнце и др.)Движемся по космическому пространству.(слайд)

      Вы уже успели почувствовать, что в космосе присутствует невесомость, когда тело человека плохо ему подчиняется, поэтому все действия даются с большим трудом. А сейчас я предлагаю вам нарисовать, как мы с вами путешествуем в космосе, что мы видим: планеты, звезды, кометы, космические корабли.

Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками.

Сегодня я вам открою маленькую тайну превращения.

В рисовании немало разных техник,

Вам о граттаже расскажу,

И чтобы быть не голословной,

Как это делать - покажу.

Взяв в руки ручку, палочку

И лист бумаги непростой,

Ты словно фокусник - царапкой

Рисунок сможешь сделать свой.

-Сегодня мы познакомимся с  необычной и интересной техникой рисования -это ГРАТТАЖ, или по-другому – царапина, рисунок процарапывается на листе.

Граттаж – техника занимательная и необычайная.

Чтобы создать рисунок нужно приготовить лист.

1. На белый лист картона наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.

2. Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска (свечкой)

3.Тонируется гуашью.

-Такие листы мы приготовили с вами заранее.

Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить то, что вы наблюдаем, путешествуя на ракете.

- Ребята, посмотрите, перед вами находится то чёрное пространство (пустой Космос), о котором нам писал астроном. Давайте мы его заполним космическими объектами, которые мы сегодня наблюдали. И когда мы сделаем это задание, то и всем людям вернутся знания о Космосе и Вселенной.

 ФИЗМИНУТКА. (под музыку)

Вот выходит на парад

Наш космический отряд (шагаем на месте).

Руки в стороны – к плечам,

(движения руками)

Дружно мы покажем вам. (руки вытянуть вперед перед собой)

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову - и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем. (повороты туловища в стороны)

И опять шагаем,

Руки к звездам поднимаем.

Рассматривание образцов.

Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы.

- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений. Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.

Для того чтобы некоторые объекты (ракета, планета, солнце) казались более объемными, полностью процарапать всю поверхность внутри контура

Процарапывайте изображения, которые у вас будут главными в центре листа 

- Работаем аккуратно, острые предметы мы держим только над своей работой. Если перестаем работать, то их откладываем в сторону.

Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.

Продумайте содержание и композицию будущего рисунка

Объяснение и показ приемов рисования:

-Так с чего же мы начинаем рисовать?

Дети рисуют в технике граттаж. Во время рисования звучит в записи космическая музыка.

Практическая часть- самостоятельная деятельность детей.

Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.

Провожу индивидуальную работу.

После того как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться на Землю:

     - Пришло время отправляться в обратный путь. Домой хотите? (Да!)

     - Ну, тогда полетели! (Дети имитируют звук двигателей.)

     - Вот наконец-то мы вернулись на свою родную планету. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного.

- С каким видом рисования мы познакомились?

-Что означает граттаж?

Что вы сегодня делали в этой технике?

- Какими инструментами можно работать в этой технике?

- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?

- Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо.

Закончив работу, дети рассказывают о своих рисунках. Взрослый фотографирует работы и отправляет Астроному.

А в группе оформляется выставка.

- Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! Мне очень интересно, что же у вас получилось? Кто хочет, рассказать о своей работе?  Воспитатель предлагает оформить выставку в группе.  

Всем участникам нашей космической экспедиции звезда на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД "Коллективное рисование "Яблоня". Старший дошкольный возраст

В материале представлен подробный конспект занятия в основе которого лежит занятие Т.Н. Дороновой "Яблоня" по программе "Из детства в отрочество". В конспекте прописаны сопотстующие формы работы,...

План-конспект занятия по рисованию для старшего дошкольного возраста "В гостях у Королевы кисточки"

План-коспект с занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных техниках с использованием методов и приемов Триз-педагогики...

Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»

Паспорт проектаВид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Театр глазами детей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Театр глазами детей» ...