Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию.
учебно-методическое пособие по рисованию

Игры основанны на материале народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti._4.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по художественно-эстетическому развитию

основанные на материале народного творчества.

 Воспитатель: Строганова В.Ю.

       Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
      Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию.
      Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

        Совместно с детьми изготовили дидактические игры на закрепление элементов разных росписей и композиций: Домино «Дымковская роспись», «Найди пару», «Откуда эта птица», «Составь узор», «Узнай по силуэту»,

«Художественный салон», «Что изменилось?», «Узнай элемент», «Народные узоры», «Найди лишнее».

       В процессе игры у многих детей раскрылись творческие способности, вырос уровень эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства. Дети стали намного добрее, внимательнее, стали более «живыми», любознательными, вырос уровень фантазии, воображения.

Игры рассчитаны на детей  6-7 лет.

Домино «Дымковская роспись»

Цель.

Закрепить знание об основных элементах дымковской росписи..

Задачи:

-научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть,

- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции,

- вызвать интерес к росписи

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора.

Правила игры. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение элемента росписи на одной карточке точно соответствовало изображению элемента росписи на другой карточке. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это "магазин". Каждый игрок набирает по 4 карточеки. Первым делает ход тот, у кого есть двойная карточка. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной карточки игрок идёт в «магазин». Если в «магазине» пусто – пропускает ход. Выигрывает тот игрок, у которого раньше других закончатся карточки.

«Найди пару»

Цель.

Закрепить знание об основных элементах городецкой росписи.

Задачи:

- закреплять представление об основных элементах городецкой росписи;

- учит различать и сравнивать их между собой;

- правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла;

- развивать наблюдательность, внимание;

- вызвать интерес к росписи.

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

«Откуда эта птица»

Цель: закреплять знания детей о видах народных художественных промыслах, знание стилевых особенностей, элементов, цветовой гаммы той или иной росписи. 

Задачи:

- закрепить представления о птицах какой-либо росписи;

- научить различать и сравнивать их между собой;

- развивать наблюдательность,  внимание;

- вызвать интерес к росписи.

Материал: декоративное изображение птиц.

Ход игры: Предложить детям для рассматривания картинки, определить и назвать, в манере какой народно-декоративной росписи изображена каждая птица.

«Составь узор»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции- располагать элементы, подбирая их по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле определенного     промысла (городец);, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию

«Узнай по силуэту»

Цель: Совершенствовать умение детей различать игрушки дымковских и филимоновских мастеров. Развивать восприятие, внимание.

Материал : изображения силуэтов дымковских и филимоновских мастеров.

Ход игры: Предложить детям определить к какому типу игрушек относится то или иное изображение, и составить из них пары ( людей, коней, петухов): слева -дымковские , справа- филимоновские.

«Художественный салон»

Дидактическая задача. Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры. Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец».   Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его..Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакций, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал. Предметы разных промыслов.

Игровые правила. Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры. Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Лото «Узнай элемент»

Дидактическая задача. 

Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи (гжель, хохлома), учить вычленять отдельные     элементы узора,     развивать     наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

 Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

«Народные узоры»

Задачи:

- учит анализировать, находить отличия в узорах разных росписей и уметь объяснять их;

- научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла;

- развивать наблюдательность,  внимание, быстроту реакции;

- вызвать интерес к росписи.

Материал. Большая карта разделена на 4 колонки, каждая колонка разделена на 4 квадрата, наверху колонки название какой-либо росписи, Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

 Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в том или ином росписи, и выкладывают их в пустые окошки: в первую колонку – гжель, во вторую –филимоновской, в третью – хохломской, в четвертую – городецкой росписи  . Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

«Найди лишнее»

Дидактическая задача. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь- доказательство.

Материал. Три-четыре изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры. Выставляются четыре-пять предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты. В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше кетонов.

Фото автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников«Пойми меня»

Представленный дидактический материал показывает привлекательность и доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность  понятий «воспитанность», «доброжелатель...

" Помоги Маше" - авторская дидактическая игра по художественно - эстетическому развитию.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов, с их названием, с элементами узора.Развитие образного эстетического восприятия. Воспитание любви к народно – прикладному искусству....

30 января 2018 год. Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию "Наряди матрёшку" для детей младшей группы

Данная игра, дает возможность ребенку, почувствовать себя художником перебирая и выбирая различные варианты компоновки, цвета, узоров, деталей. Дидактическая игра "Наряди матрешку" была...

Дидактические игры для художественно-эстетического развития .

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом так и в практическом отношении, ведь речь идёт о важнейшем условии форДля...

Семинар-практикум «Дидактические игры для художественно-эстетического развития ребенка»17.05.2017г.

laquo;Дидактические игры для художественно-эстетического развития ребенка»...

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет "Цветик-семицветик"

quot;Цветик-семицветик"Цель дидактической игры: Формирование умения детей находить предметы заданного цвета. Закрепление названий цветов и их оттенков. Развитие памяти, внимательности, речи, мел...