Конспект НОД Художественно эстетическое развитие. Тема "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Вольхина Марина Владимировна

Занятие в нетрадиционной технике рисования, с использованием ИКТ.

Цель – формирование навыков изображения птиц, обогащение знаний о перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Формировать умение рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей, используя схему.
  • Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.
  •  Способствовать умению изображать форму предмета, соблюдая пропорции и последовательное выполнение рисунка.
  • Создавать условия использования нетрадиционных методов рисования (вертикальный тычок с помощью жёсткой полусухой клеевой кисти, для получения объёмности, рельефности рисунка)
  • Развивающие задачи:

    • Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период.
    • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, активный и пассивный словарь детей.
    • Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volhina_m.v._nod_perelyotnye_ptitsy.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию

на тему: «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования, с использованием ИКТ.

Вольхина М.В.- воспитатель

группы для детей с ЗПР

Коркино, 2020 г.

Цель – формирование навыков изображения птиц, обогащение знаний о перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Формировать умение рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей, используя схему.
  • Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.
  •  Способствовать умению изображать форму предмета, соблюдая пропорции и последовательное выполнение рисунка.
  • Создавать условия использования нетрадиционных методов рисования (вертикальный тычок с помощью жёсткой полусухой клеевой кисти, для получения объёмности, рельефности рисунка)

Развивающие задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период.
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, активный и пассивный словарь детей.
  • Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.

 Воспитывающие задачи:

  • Формирование положительного отношения и интереса к практической деятельности и получения эмоционального отношения к её результатам.
  • Воспитывать любовь к пернатым, бережное отношение, закладывать основы экологического воспитания.
  • Воспитывать умение выслушивать и дополнять ответы своих товарищей, а также развивать чувство уверенности в собственных силах.

Предварительная работа:

 Беседа о птицах, составление рассказов с использованием мнемотаблиц, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Виталия Бианки: «Подкидыш»; «Кукушонок»; «Наши птицы», «Мастера без топора, В Чаплина: «Грач»; «Птицы в нашем лесу». Чтение и разучивание стихотворений В. Жуковского «Жаворонок», Алексея Плещеева: «Сельская песенка». Загадки о птицах; пальчиковые игры, подвижные игры: «Перелётные птицы», «Ласточки», «Птицы, гнезда, птенцы»; изготовление совместно с родителями атрибутов к подвижным играм. Лепка грача, скворца из пластилина, рисование с помощью трафарета. Просмотр презентаций «Встречаем перелётных птиц», «Чьи гнезда», «Кто чем питается», «Что будет с планетой, если исчезнут птицы». Дидактические игры: «Чье гнездо», «Чьи перья, чьи крылья?»  «Четвёртый лишний», «Чья тень», «У кого кто?» «Найди и назови чей домик», наблюдение на прогулке за поведением птиц (грач) из чего строит гнездо, привлечь родителей смастерить скворечник и прикрепить на прогулочном участке детского сада. Просмотр развивающих мультфильмов «Птицы нашей планеты», детям о птицах «Перелётные птицы».

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование загадок, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, экран для просмотра мультимедийной презентации, мольберт, ноутбук, проектор. Листы А-4 (6 штук), простые карандаши по количеству детей, ластик, гуашь (6 пачек), кисть клеевая широкая (для нанесения тычка), кисть акварельная №4, акварель, ватные палочки, (по количеству детей), банка для воды, салфетки на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Перелётные птицы», видеоролик «Путешествие в весенний лес», видеоролик «гимнастика для глаз», видеоролик физминутка «Птички», аудиозапись голоса птиц, П.И. Чайковского «Времена года». Письмо, карточки с изображением перелетных птиц и их силуэты, разрезная картинка «Скворец», схема рисования скворца и образец, дерево с прикреплёнными скворечниками.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I.Вводная часть

Звучит звукозапись шум ветра

Воспитатель: Ребята, вы слышите разные звуки. А один звук все громче и громче, вы догадались, что это за звук?  Верно, это Ветерок, который живет на свете, везде летает и про все знает.

Ветерок: Здравствуйте, ребята! Я – веселый Ветерок, легкий, резвый, озорной. (видео озвучивание голосом)

Дети: Здравствуй, Ветерок!

Ветерок: Знаете, ребята, я везде люблю летать, кружить, всех увлекать за собой, я много на свете знаю. У меня есть небольшая корзинка, которую я всегда ношу с собой. В ней я принёс письмо, а от кого вы узнаете, прочитав его.

Воспитатель: Давайте откроем конверт. Ребята, посмотрите, здесь чистый лист, как же мы прочитаем письмо?

Как вы думаете, что произошло с текстом письма? Дети выдвигают разные версии, подумав, пришли к выводу, что это проделки злой колдуньи зимы, не хочет она, чтобы птицы вернулись из тёплых краёв. Необходимо письмо расколдовать. Как вы думаете, кто сможет нам помочь?

Ответы детей: нам поможет кисточка, листок нужно закрасить акварелью.

Воспитатель: конечно, нам сможет помочь, добрая волшебница – кисточка. Предлагаю расколдовать листок.

Все дети берут кисточки, выбирают цвет акварели и раскрашивают лист. На нем появляются слова, написанные свечкой “Здравствуйте ребята, я старик-лесовик приглашаю вас на экскурсию в весенний лес, где вы сможете увидеть птиц и услышать их голоса”. (мультимедийная презентация «Птицы в лесу», звучат голоса птиц в записи)

Воспитатель: Мы заходим с вами в лес, полон сказок и чудес, будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать. (Дети садятся на стулья)

II. Основная часть

Воспитатель: Весной в лесу все просыпается, оживает и наполняется тысячами различных звуков. Слышите это птицы возвращаются с зимовки. С наступлением весны, тепла для них достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными?

Дети: Потому что осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель: Правильно, перелётные птицы — это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, улетая в другие края. А почему эти птицы улетают от нас осенью?

Дети: Потому что, им не чем питаться, исчезли все насекомые.

Воспитатель: Да, так все птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Птицы лишаются основного корма и вынуждены улетать в тёплые края, где круглый год много насекомых, а с наступлением весны птицы опять возвращаются в родные края и радуют нас своим пением (звучат голоса птиц в записи)

Воспитатель: Голоса каких птиц вы услышали? (ответы детей).

Птицы приглашают нас поиграть с ними на весенней полянке.

Физминутка «Птички» (видеоролик)

Стая птиц летит к нам с юга небо синее в округе

Чтоб скорее прилетать надо крыльями махать,

В небе ясном солнце свети космонавт лети в ракете,

А внизу поля леса расстилается земля

Птички начали спускаться на поляне все садятся

Предстоит им долгий путь надо птичкам отдохнуть

И опять пора в дорогу пролететь нам надо много.

Вот и дом. Ура! Ура! Приземляться нам пора!

Д/И «Чей домик»

Дети подходят к магнитной доске на перфокарте соединяют стрелками птиц с их гнездами и объясняют свой выбор. (Ласточка лепит гнедо из глины под крышей дома. Грач строит гнездо из веток на вершине дерева. Жаворонок вьет гнездо из травы в поле на земле. Скворец живет в скворечнике)

Воспитатель: Ребята, а ведь у нас в группе тоже есть дерево посмотрите, а чьи же домики на дереве, и как они называются?

Дети: это скворечники, которые мы смастерили своими руками.

Воспитатель: для кого мы их смастерили?

Дети: для скворцов.

Воспитатель: а вы хотите, чтобы в скворечники прилетели скворцы и заселили их? Тогда предлагаю нарисовать птиц. Чтобы наши пальчики умело рисовали надо их размять.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели! (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Прилетел к нам скворушка, синенькое пёрышко (поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках)

Жаворонок, соловей, торопились кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

Все вернулись прилетели (снова скрестив пальцы машут ладошками)

Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами делают клюв)

Дети садятся за столы

 Воспитатель: а теперь посмотрите на эту картинку, давайте уточним названия частей тела скворца.

Дети: голова, туловище, хвост, крылья, лапки.

Воспитатель: Какой формы голова? (круглой);

Какой формы туловище? (овальной);

Какой формы хвост? (прямоугольной формы).

Крылья имеют изогнутую форму, если птица летит, а в сложенном состоянии — овальную. Клюв — треугольную.

Сегодня будем учиться рисовать скворца простым карандашом.   Рисовать геометрические фигуры, вы умеете, поэтому сможете легко изобразить основные части птиц. Нужно только правильно соединить их.

Воспитатель: Посмотрите, как расположена птица на моём листе – вертикально (показать). Рисовать вы начнёте в середине альбомного листа, а правильно нарисовать скворца поможет схема.

Воспитатель: Давайте уточним порядок, в котором вы будете рисовать. (дети, используя схему отвечают).

Сначала нарисуем овальное туловище, затем нарисуем голову, овальные крылышки, немного заострим концы — это самые длинные перья, прямоугольный хвост, треугольный клюв, круглые глазки. А затем нарисуем лапки, прорисуем пёрышки.

Воспитатель: Ребята, какие цвета гуаши вам понадобятся, чтобы раскрасить скворца?

Дети: чёрный, белый, фиолетовый, жёлтый.

 Воспитатель: Давайте подумаем, как мы раскрасим птицу. Чтобы создать объём оперения птицы воспользуемся методом тычка. Нам понадобится жёсткая клеевая кисть и гуашь. Полусухой кистью набираем гуаши и делаем вертикальный тычок, аккуратно по всей птице. Ватными палочками прорисовываем глаза, пёрышки и клюв, посмотрите, как это делать (показ педагога).

Зарядка для глаз «Скворушка» (видеоролик)

Воспитатель: Пока вы рисуете, будет звучать красивая музыка великого композитора П.И. Чайковского «Времена года», а я прочитаю стихотворение. Приступаем к работе. (Дети рисуют фоном звучит музыка, воспитатель читает стихотворение Виктора Корболеева «Я начал птичку рисовать»).  Наблюдаю за работой детей, помогаю по мере необходимости.

Я начал птичку рисовать, с душой, ни как попало.

Ведь птичек нужно охранять, их так на свете мало.

Внизу хочу, я написать: по птицам не стреляйте.

Не надо птичек убивать, и гнёзд не разоряйте.

Они не только ведь поют, и просто так летают.

Они ведь гусениц клюют, и мух уничтожают.

Они для нас поют весной, поможем им ребятки.

Чтоб сад сиял наш чистотой, и зеленели грядки!

III. Заключительная часть

 Ребята, вы сегодня большие молодцы, все постарались, хорошо поработали!

 Как вы думаете куда же заселим наших птиц? (в скворечники)

А, давайте вспомним кто нам прислал конверт с волшебным письмом?

Вспомните, каких птиц мы встретили в весеннем лесу?

Какие задания мы выполняли, путешествуя по лесу?

Что было трудно для вас?

 «Какую перелетную птицу ты нарисовал?»

Как по-другому можно раскрасить птицу?

«Откуда летит эта птица?»

«Видел ли ты такую птицу хотя бы раз?» Что еще вы бы хотели узнать о птицах?

Воспитатель: дети у вас на столах лежат смайлики выберите тот, который показывает ваше настроение после нашего занятия, и сами оцените свои работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по художественно-эстетическому развитию для старших групп ДОУ «Сказочная птица»

Цель:·         развивать творческую активность, воображение, фантазию;·         учить получать изображение с помощью отп...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)...

КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ( РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ». (СТАРШАЯ ГРУППА)

КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ( РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ».                          ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Сказочные птицы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования, здоровьесберегающей технологии, ...

Конспект по художественно-эстетическому развитию (аппликация) "Перелетные птицы"

          КОНСПЕКТ       организационной образовательной                      ...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)

Конспектхудожественно-эстетическое развитие (ИЗО)лепка на тему: «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»(старшая группа)Воспитатель Ведерникова Лариса АлександровнаМБДОУ-д/с№37 «Сказка...