НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ПОДДЕРЖАНИИ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ИЗО- ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

ФГОС дошкольного образования ставит перед нами, педагогами - практиками, задачу формирования личностного отношения детей к окружающему миру, развитие творческой личности ребенка в различных видах деятельностях, присущие ему по возрасту. Чтобы выполнить данные задачи мы должны научить ребенка: ставить цель, самостоятельнос выбирать способы достижения цели и отвечать за результат. Детская инициатива прлоявляется в свободной самостоятельной деятельности детей в соответствии с их выбором и интерсами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ  РИСОВАНИЯ В ПОДДЕРЖАНИИ                                                        ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В
ИЗО- ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Меркулова Марина Викторовна – воспитатель МБДОУ детский сад №142 г.Твери

ФГОС дошкольного образования ставит перед нами педагогами - практиками задачу формирование личностного отношения детей к окружающему миру, развитие творческой личности ребенка в различных видах деятельности, присущие ему по возрасту. Чтобы выполнить данные задачи мы должны научить ребенка: ставить цель, самостоятельно выбирать способы достижения цели и отвечать за результат. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей в соответствии с их выбором и интересами. Умение играть, рисовать, проектировать, сочинять и т. д. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Сегодня я представлю Вашему вниманию эффективный прием использования нетрадиционных техник рисования в решение данных задач в изобразительной деятельности. В своей работе с детьми я стараюсь обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы и творчества по средствам  нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных способов развивают воображение и неординарное мышление, воспитывают в ребенке способность искать и думать,  проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения.
Что такое нетрадиционные техники, и какие из них приемлемы в работе с детьми дошкольного возраста, я останавливаться не буду.  Новизна педагогического приема заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных методов обучения рисованию нетрадиционными приемами. Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям испытывать незабываемые положительные эмоции и развивать детское творчество и инициативу через  нетрадиционные техники рисования. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя  - развить интерес к творчеству.
Итак, по порядку, Обучение, ребенка, любому виду деятельности начинается с ознакомления (рассматривание). В своей работе я использую приемы - наблюдение за объектами окружающего мира. Но не все, что хотелось бы, особенно с детьми старшего дошкольного возраста, можно увидеть. Поэтому я использую презентации, иллюстрации. Этот этап поможет ребенку определиться с целью. Что мне нравится, что я хочу нарисовать (изобразить)?
Второй этап. Как нарисовать, каким способом, что я буду использовать?  И на этапе я использую обучение различным традиционным и нетрадиционным методам и технологиям изображения объектов окружающего мира, Например изображение пейзажа. Традиционные методы рисования деревьев, птиц, животных.
Нетрадиционные технологии - монотипия (показ), рисование тычком (животные)- показ, печатание овощами, пробками (трафарет) - показ. - ладошки. На что похоже...
Некоторые современные ученые утверждают, что ребенку необходимо дать свободу творчества и нельзя использовать прием показа. Я с этим не согласна. Попробуйте сами отремонтировать иномарку, если Вы ее видели только со стороны. Поэтому, я утверждаю, что детей необходимо обучать согласно методикам и технологиям. Можно ли назвать данные рисунки - конечным результатом деятельности с выражением личностному отношению ребенка  к нему? Нет. Поэтому третий этап очень важен в решение данной задачи. Это получение положительного конечного результата деятельности, который удовлетворит ребенка, а значит, личностное отношение к нему будет законченным. Это декорирование. Нам практикам  всегда не хватает времени возвращаться вмести с детьми и довести рисунок до логического заключения, но это необходимо. И на этом этапе я использую нетрадиционные техники рисования, которыми в различные  периоды дошкольного детства обучались дети.
- пейзаж. - примакивание листьев, рисование травинок ниткой.
- портрет- Восковые мелки, фломастеры…
- использование бросового и природного материала…
Развитие детской инициативы очень хорошо протекает в творческом процессе.
Необходимо создать предметно-развивающей среду, способствующей детскому  творчеству.
С целью  поддержания детской инициативы в изодеятельности, я использую: 
  -Периодически преобразовываю предметно-развивающую среду с учетом
специфики детского восприятия
  -Предлагаю использовать творческие работы для оформления группы
  -Меняю нетрадиционные материалы, выставляю незаконченные
работы в рамах или рамки с пустым фоном
-Выполняю необычную творческую работу на глазах у детей.
-А также регулярно создаю ситуации, в которых дети учатся.
-Планирую свои действия индивидуально и в небольшой подгруппе.
-Знакомлю ребенка с множеством изобразительных материалами, как
традиционных, так и нетрадиционных, способах работы с ними, объясняю
преимущества того или иного материала.
-Предлагаю не только традиционные и любимые, но и необычные
темы, изображая их наиболее понравившимся материалом. .
Таким образом, работа в этом направлении представляется актуальной
и важной в свете введения новых образовательных стандартов и обновления
образовательной системы. Развитие творчества детей повышает мотивацию
к учебным занятиям, дает дополнительный ресурс для работы, повышает
интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни. А значит, мы выполняем требования ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Создание «Детских новостей» наполняет новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность является эффективным фактором развития их речевой и ...

Приемы словесно – наглядного обучения в поддержании инициативы и самостоятельности детей в решении проблемных задач.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, загадке.  Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения....

Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности

Материал может быть полезен для воспитателей старших и подготовительных групп...

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

В рамках совместной деятельности педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста развиваются такие качества личности, как творческая активность и самос...

Семинар Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

laquo;Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»...