Приемы словесно – наглядного обучения в поддержании инициативы и самостоятельности детей в решении проблемных задач.
методическая разработка (подготовительная группа)

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, загадке.  Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы словесно – наглядного обучения в поддержании инициативы и самостоятельности детей в решении проблемных задач.

Полякова А.Н- старший воспитатель МБДОУ д/с №142 г.Тверь

Дети учатся лучше в тысячу раз успешнее,

Если им дают возможность самостоятельно

 исследовать основы изучаемого материала.

(Питер Клайн)

2 слайд Ни для кого не секрет,  что согласно современным требованиям (ФГОС ДО п.1.4) , у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы такие качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения оптимальных путей и способов её осуществления, способности получить положительный результат.

3 слайд Успешно решать данные задачи позволяют использование современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, в частности элементы проблемного обучения.

4 слайд Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Напомню.  5 слайд Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием – это часть метода. Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

6 слайд Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения.

Так, например,  во время беседы или развивающего диалога, мы воспитатели ставим перед детьми проблему. Зачастую, мы используем наводящие вопросы, если дети молчат. И пытаемся, чтобы дети быстро сформулировали решение данной проблемы. По некоторым причинам,  не всегда получается! Во - первых, у детей, в соответствии с возрастом,  может быть нет опыта владения определенной информацией. Во- вторых, не владеют навыком связной речи. И зачастую, воспитатели «подсказывают»,  или отвечают за детей, используя репродуктивные методы.

Элементы проблемного обучения заключаются, не только в умении правильно и грамотно поставить перед детьми задачу или проблему, а в обучении навыкам ее решения. В своей практике, по мимо методики трех вопросов, мы стали использовать метод словесно – наглядного обучения, который заключается в следующем.

7 слайд При совместном формулировании трех вопросов с детьми, мы, педагоги, обращаем детское внимание на то, каким образом можно получить ответ или новую информацию. Каждый прием при этом презентуется отдельно и закрепляется в работе с детьми. Так, например, при обсуждении проблемы в среднем дошкольном возрасте, мы показываем «работу» и отрабатываем прием нахождения новой информации путем нахождения ее из познавательной литературы, или обращения с просьбой к взрослому за помощью и другие. Приемы обсуждаются с позиции полезности, оптимальности для определенной ситуации, результативности, а потом в форме картинок (схем) фиксируются на доске в виде наглядных схем. В зависимости от проблемы с детьми разбираются приемы (сначала показываем их работу, а потом закрепляем) наблюдение, проведения опытов и экспериментов, экскурсии по страницам энциклопедии, найти с помощью гаджетов.

Таким образом, педагоги недирективными методами активизируют познавательно - исследовательскую деятельность детей при решении проблемных вопросов (задач). Приемы словесно - наглядного обучения способствуют созданию положительного эмоционального тонуса в группе: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок. Однако, чтобы эффективно применять их в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем.

8 слайд. Результативность использования данных приемов отмечается даже у пассивных детей:

- умеют принимать проблему (не бояться)

- ставят цель для достижения результата

- самостоятельно умеют выбирать оптимальный прием решения проблемы

- сформированы коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми, развиты компоненты логического рассуждения

- умеют работать в команде (подгруппе)

- отвечают за полученный результат.

Тем самым выполняются современный требования к формированию качеств личности выпускника детского сада.

  Подводя итог, можно сделать выводы:

                   Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

                   Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

                   Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

                   Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

                   Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

                   Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.

                   Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы словесно – наглядного обучения в поддержании инициативы и самостоятельности детей в решении проблемных задач. Полякова Алла Николаевна старший воспитатель МБДОУ д/с №142

Слайд 5

Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Слайд 7

Спросить у умного человека Понаблюдать По страницам энциклопедии Подумать самому Провести опыт , эксперимент Использовать гаджеты

Слайд 8

Результаты - Дети умеют принимать проблему (не бояться); Старшие дошкольники ставят цель для достижения результата Дети самостоятельно умеют выбирать оптимальный прием решения проблемы У воспитанников сформированы коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми, развиты компоненты логического рассуждения - Дети умеют работать в команде (подгруппе) - Дети отвечают за полученный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"

      В данной статье говорится о том,  что процесс размышления  начинается  с  проблемной  ситуации,  которая  побуждает  ребёнка ...

Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Создание «Детских новостей» наполняет новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность является эффективным фактором развития их речевой и ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ПОДДЕРЖАНИИ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ИЗО- ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФГОС дошкольного образования ставит перед нами, педагогами - практиками, задачу формирования личностного отношения детей к окружающему миру, развитие творческой личности ребенка в различных видах деят...

Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

В рамках совместной деятельности педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста развиваются такие качества личности, как творческая активность и самос...

Семинар Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

laquo;Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»...